Дидактическая игра как средство формирования разных навыков, умений изучается многими учёными и исследователями [1; 2]. В нашей работе была выдвинута гипотеза о том, что использование дидактических игр способствует более эффективному развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Для подтверждения гипотезы нами была организована экспериментальная работа на базе МБДОУ «Детский сад № 110» г. Казань. При помощи методик «Опиши собаку», «Составь рассказ на предложенную тему» («Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья» — на выбор), «Перескажи сказку» был сделан вывод о том, что у детей среднего дошкольного возраста связная речь недостаточно сформирована. Представим данные в виде диаграммы:
Рис. 1. Уровень развития связной речи в контрольной и экспериментальной группах (констатирующий этап) (в %)
Результаты диагностики позволяют говорить о том, дети, чья связная речь достигает высокого уровня, единичны, у большинства она имеет либо средний, либо низкий уровень. В век, когда ценность личности во многом определяется его умением строить коммуникацию — это серьезный повод задуматься. Выход из данной ситуации нам видится в целенаправленном использовании дидактических игр как средств развития связной речи. Мы действительно на занятиях, в режимных моментах. Мы действовали согласно дидактическому принципу «от простого к сложному». Например, простой вариант игры «Правильный выбор» состоит в том, что на презентационном слайде детям показываются по два рисунка. Воспитатель читает текст, ребенок выбирает соответствующий тексту рисунок. Так, можно предложить рисунок детскими протянутыми ладошками, на которых лежат снежинки (левая картинка на слайде) и на которых лежит осенний кленовый лист (правая картинка на слайде). Воспитатель читает стихотворение:
К небу протяну ладошки,
Поймаю белые сережки.
Зима наряд нам подарила,
Чтоб в Новый год красиво было (М.Мишакова)
Дети выбирают левую картинку. Усложненный вариант игры состоит в том, что дети сами по очереди составляют текст-описание, а другие должны отгадать, к какой картинке подходит рассказ.
В такой игровой форме дети выполняют задания, в процессе чего у них формируются временные представления. Дидактические игры могут проводиться и на занятиях, и в режимных моментах. Важно, что при этом ребенок не чувствует себя учеником, а занимается главной деятельностью дошкольного детства — игрой. Но и воспитатель должен понимать, что принуждение к игровой деятельности чаще всего приводит только к негативным результатам.
Для проверки эффективности формирующего эксперимента по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика. Нами были использованы методики «Описание предмета без наглядности», «Составление рассказа на предложенную тему», «Перескажи сказку».
На основе вышеназванных методик так же, как и на констатирующем этапе, был выявлен общей уровень развития связной речи детей. Результаты представлены ниже.
Результаты данной диагностики представлены в виде диаграммы.
Рис. 2. Уровень развития связной речи в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Результаты диагностики подтверждают эффективность дидактических игр как средства развития связной речи. Низкий уровень при повторной диагностике показали только 15 % детей (изначально — 50 %), зато высокий уровень поднялся до 30 % (изначально — 5 %). Контрольная группа не может похвастать таким же динамичным положительным сдвигом. Наблюдение за детьми также показывает, что дети самостоятельно и без существенных пауз научились составлять текст, пересказывать рассказ воспитателя.
Конечно, проведенное исследование не претендует на всестороннее решение исследуемой проблемы, а отражает лишь основные аспекты, связанные с развитием речи посредством дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе ДОО. В дальнейшем следует разработать проблему привлечения родителей к развитию речи детей посредством игровой деятельности.
Литература:
- Слепцова И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 2. — С.4–8.
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 2017. — 96 с.