Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования.
Проектно-исследовательская работа в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Севастопольское президентское кадетское училище) позволяет каждому участнику образовательно-воспитательного процесса в полной мере раскрыть свой потенциал: проявить свою индивидуальность, использовать ранее полученные знания на практике, продемонстрировать публично полученный результат.
Использование метода проектов, как инновационного, в работе воспитателя позволяет выработать специфические умения и навыки проектирования (проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия, самоанализ, презентация и самопрезентация), повышает уровень самообразования. Способствует повышению качества образования, демократизации общения педагогов и воспитанников, развитию компетентности, индивидуализации образовательной деятельности.
Информационный проект «Служу Отечеству»
Межпредметные связи: история, Севастополеведение, география, ОБЖ;
Количество участников проекта: групповой, внутриклассный (20 человек);
Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года).
Проблематизация: Каждому человеку на определённом возрастном этапе развития приходится сталкиваться с выбором профессии, которая удовлетворяла бы его личные потребности в самореализации. Этот шаг сделать довольно трудно, так как за ним стоит немало испытаний и раздумий. Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы действительно соответствовать требованиям избранной профессии? Чем заниматься ежедневно, чтобы самому не было скучно и еще приносить пользу обществу?
Цель проекта: Оказание помощи воспитанникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи:
− расширение кругозора учащихся в мире профессий;
− повышение уровня профессиональной зрелости;
− актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
− исследование учащимися своих способностей и возможностей;
− построение жизненной перспективы.
Планируемые результаты:
− значение профессионального самоопределения;
требования к составлению профессионального плана;
− правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная деятельность;
− понятие об интересах, мотивах и ценностях профессии военного;
− понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, необходимых для различных профессий;
− значение потенциала человека для профессиональной карьеры.
Целевая аудитория: воспитанники 9-х классов.
Возможные риски
- Организационные (отмена выездных мероприятий по техническим причинам или из-за погодных условий);
- Эпидемиологические (массовые заболевания, карантин в корпусе).
Перспективы
- Организация совместной работы нахимовцев и сотрудников телестудии училища с целью продолжения создания видеоматериалов, посвященных кораблям, воинским частям, местам боевой Славы и тп.
- Данный проект будет способствовать профориентации воспитанников училища и в дальнейшем, популяризации среди них военной службы.
План реализации проекта
Вся работа по данному проекту проводится в 4 этапа.
№ этапа |
Наименование работы |
Время реализации этапа |
Ответственный исполнитель, исполнители этапа проекта |
1 |
Аналитический Работа составляет: — Проведение анкетирования среди воспитанников 9-х классов «Выбирая профессия — выбираешь будущее!»; — По результатам анкетирования определить интересные для нахимовцев места для посещения в городе Севастополе; — Сбор информационного материала о воинских частях, кораблях Черноморского флота Российской Федерации, музеях, посвященных военной истории города-героя Севастополя; — Анализ и систематизация собранного материала; |
05.09.2017.г. — 05.10.2018.г. |
Офицеры-воспитатели классов, педагог-организатор учебного курса |
2 |
Организационный — Посещение воинских частей, кораблей Черноморского флота Российской Федерации, музеев, посвященных военной истории города-героя Севастополя; — Составление отчетного материала о посещенном объекте; — Запись видеосюжетов; — Подготовка творческих работ на конкурс сочинений «Выбирая профессию, я выбираю свое будущее». |
05.10.2017.г. — 05.12.2018 г. |
Офицеры-воспитатели классов, педагог-организатор учебного курса |
3. |
Апробационный — Проведение классного часа «100 профессий для меня» (презентация авторских сочинений воспитанников, определение победителя путем открытого голосования); — — Видеолекторий «В мире профессий» (просмотр видеосюжетов «Есть такая профессия Родину защищать», награждение победителей в конкурсе сочинений «Выбирая профессию, я выбираю свое будущее»). |
05.12.2017 г. — 28.12.2018 г. |
Офицеры-воспитатели классов, педагог-организатор учебного курса |
4. |
Итоговый 1. Оформление электронных носителей с видеоматериалом для профориентации; 3. Подведение итогов работы проектной группы; 4. Завершение проекта, написание аналитического отчета. |
28.12.2017 г. – 15.01.2018 г. |
Офицеры-воспитатели классов, педагог-организатор учебного курса |
Аналитический отчет
Выбор профессии — один из самых ответственных этапов в жизни каждого человека. Перед воспитанниками 9-х классов стоит важная и ответственная задача — из множества военных профессий выбрать единственную по душе, опираясь на свои сильные стороны, личные качества и склонности.
В рамках социального проекта «Есть такая профессия — Родину защищать», призванном рассказать о деятельности и развитии вооруженных сил Российской федерации, нахимовцы посетили корабли Черноморского флота, воинские части, встретились с представителями высших учебных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Воспитанники филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) побывали на Дне открытых дверей в Черноморском высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова. Для ребят была организована экскурсия по учебным корпусам и тренировочным полигонам, в ходе которой они узнали факты из истории училища, а особый интерес вызвала информация о выпускниках, которые посвятили свою жизнь защите Родины.
Воспитанники не только посещают экскурсии, но и сами проводят их. Так, например, нахимовцы провели мероприятие в музее Черноморского флота. Они рассказали гостям музея о славной истории Черноморского флота и Севастополя, познакомили с образцами вооружения и макетами боевых кораблей, среди уникальных экспонатов отдельное внимание уделили личным вещам, оружию адмиралов Корнилова, Нахимова и Истомина, личным вещам Даши Севастопольской, медицинским инструментам «первого хирурга России» Пирогова, боевым знаменам, трофейным и мемориальным реликвиям. В рамках мероприятия воспитанники ознакомились с моделями легендарных крейсеров, броненосцев, наградами матросов — потемкинцев, с боевыми действиями флота в годы Великой Отечественной войны.
Также долгожданным событием стала экскурсия в 41 бригаду ракетных катеров. Воспитанники посетили музей моряков-катерников, где узнали много нового и интересного, например, что в ночь на 22 июня 1941 года бригада, как и остальные части Черноморского флота по приказу Наркома Н. Г. Кузнецова была приведена в повышенную боевую готовность. Активные действия черноморских катерников в период Великой Отечественной войны привели к масштабным потерям со стороны захватчиков. Особое внимание во время экскурсии было уделено Аллее памяти 13-ти командиров, которые были удостоены звания Героя Советского Союза. За смелость и героизм, проявленные в Великой Отечественной войне, соединение было награждено орденом Нахимова I степени. Уже по дороге обратно, в училище, ребята делились впечатлениями, у них нет ни капли сомнений, что личный состав бригады успешно освоит и новое вооружение, и технику, надежно поставив ее на вооружение флота, будет справляться и дальше с поставленными задачами и доблестно нести службу.
На выбор военной профессии нахимовцев большое влияние оказывает личный пример и богатый опыт военной службы офицеров училища. Ежегодно 27 ноября отмечается День морской пехоты России. Нахимовцы побывали в гостях у пехотинцев, узнали об истории формирования части, о том, что входит в задачи морской пехоты. Стали очевидцами марша личного состава и показательного выступления пехотинцев. Безусловно, основным профориентационным направлением для наших воспитанников являются военные профессии, связанные с флотом, ребята с неподдельным интересом слушали экскурсию на флагмане Черноморского флота — гвардейском ракетном крейсере «Москва».
Побывали на одной из новейших субмарин соединения подводных лодок Черноморского флота «Старый Оскол». Воспитанников впечатлили масштабы и мощь субмарины, ее возможности, то, как она выглядит изнутри. Побывав на борту «Старого Оскола», воспитанники познакомились с тактико-техническими боевыми характеристиками и эффективностью подводной лодки, которую из-за малошумности называют «Черная дыра».
Мероприятия, связанные с посещением военных кораблей и частей спланированы и в дальнейшем в рамках реализации программы профессиональной ориентации.
Полученные результаты
- Выявлены склонности и предрасположенности воспитанников к различным видам профессий, (в том числе к военным), к профессиям, связанным с зоной риска, или к профессиям гражданским;
- Формирование устойчивого интереса и желания к поступлению в военные учебные заведения;
- Получены необходимые знания о поступлении в ВУЗы МО РФ;
- Создан сборник видеоработ нахимовцев «Есть такая профессия, Родину защищать!» для дальнейшего использования в училище как профориентационного материала.
Литература:
- Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2013.
- Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. — 2013.
- Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы// Стандарты и мониторинг в образовании.– 2014.
- Жидкова Е. А. Программа профессиональной ориентации воспитанников 5–11 классов довузовских образовательных учреждений Министерства обороны России «Есть такая профессия, Родину защищать!»- 2016 г.
- Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики. — 2014.
- Тимонина Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации. — 2014.
- Чистякова С. Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе/ С. Н. Чистякова. — Москва: Изд-во «Наука», 2011.
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования с изменениями и дополнениями. — 2019.