В статье рассматриваются теоретические аспекты инновационных проектов, анализируется инновационная деятельность Свердловской области.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновационный потенциал, разработки, исследования.
Инновационные проекты в настоящее время приобретают все большую актуальность. Ориентация экономики на инновационный путь развития и создания региональных инновационных систем стало велением экономического развития не только регионов, но и всего государства. Государство со своей стороны осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности государства — это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью.
Инновации- очень актуальная тема для развития любого региона, поэтому данную тему мне бы хотелось рассмотреть на примере Свердловской области.
Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом технологического развития Свердловской области, обязательным условием сохранения и инструментом мобилизации ее научно-технического потенциала на решение проблем региона [3, с.26]
Рассмотрим основные направления инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Свердловской области.
Особую значимость проблема формирования региональной инновационной системы имеет для Свердловской области, где, с одной стороны, накоплен высокий научно-технический потенциал, а с другой — необходима модернизация и структурная перестройка производственного комплекса.
Необходимо отметить, что на территории области подготовлены её основы. По научным кадрам мы занимаем одно из ведущих мест в России: непосредственно научные исследования и разработки выполняют более 30 тыс. высококвалифицированных специалистов. Научная деятельность Свердловской области представлена академической наукой 22 учреждения Уральского отделения РАН; наукой высших учебных заведений 32 вуза; отраслевой наукой 92 института; наукой на промышленных предприятиях и в прочих организациях. В последние годы все более ощутима взаимосвязь между подъемом экономики и востребованностью науки, о которой можно судить по росту объема научно-исследовательских работ, выполненных всеми научными организациями области [1, с. 48].
Рассмотрим состояние инновационной деятельности в Свердловской области на ряде примеров.
Таблица 1
Инновационная деятельность вРФ иСвердловской области в 2017- 2018 гг,% [7]
Субъект |
Совокупный уровень инновационной активности |
Удельный вес организаций, осуществляющих инновации отдельных типов, вобщем числе организаций |
|||||||
технологические |
организационные |
маркетинговые |
|||||||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
||
Обрабатывающие, добывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
|||||||||
Россия |
14,3 |
15,6 |
11,2 |
12,4 |
7,5 |
8,2 |
4,9 |
5,1 |
|
Свердловская область |
12,6 |
11,3 |
11,1 |
9,5 |
2,2 |
2,4 |
4,7 |
4,5 |
|
Связь, деятельность, связанная с использованием информационных технологий, научные исследования и разработки, предоставление прочих видов услуг |
|||||||||
Россия |
8,6 |
10,7 |
5,2 |
7,3 |
3,4 |
4,8 |
2,1 |
3,4 |
|
Свердловская область |
14,6 |
13,8 |
10,6 |
12,1 |
8,3 |
7,8 |
4,4 |
5,2 |
|
Как видно из приведенной таблицы, уровень инновационной деятельности в Свердловской области находится на уровне средних показателей по России, это и свидетельствует, что область включилась полностью в инновационную деятельность.
На сегодняшний день Свердловская область взаимодействует с федеральными институтами развития и поддержки инновационной деятельности, среди которых можно выделить:
1) корпорация «Роснано»;
2) фонды Российской венчурной компании;
3) Внешэкономбанк;
4) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («Фонд Бортника»);
5) Фонд «Сколково»;
6) Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий;
7) Российский фонд технологического развития;
8) Фонды РФФИ и РГНФ.
В настоящий момент в Свердловской области функционируют 11 бизнес — инкубаторов, семь из которых размещены в Екатеринбурге, четыре — в городах Верхняя Салда, Заречном, Карпинске и Реже. Также в регионе cозданы новые технопарки, имеющих встроенные в свою структуру промышленно-производственные зоны для создания благоприятных условий при освоении инновационных продуктов [4, с. 58]
На сегодняшний день в области разработана новая концепция развития инновационной деятельности на период до 2020 года. По сравнению с предыдущей концепцией развития перед организацией инновационной деятельности в области, поставлены более серьезные задачи, основное направление которых выход на мировой рынок [2, с.18]
Несмотря на достаточно положительную работу в инновационной деятельности в области, необходимо выделить и проблемы в организации инновационной деятельности Свердловской области необходимо отнести следующее:
– несовершенство механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса;
– несовершенство механизмов формирования и реализации инновационных проектов, значимых для региона и государства;
– несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в инновационной сфере;
– отсутствие действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса;
– неразвитые объекты инновационной инфраструктуры;
– отсутствие системы подготовки кадров для осуществления инновационной деятельности;
– отсутствие территорий ускоренного инновационного развития на базе имеющегося научного и промышленного потенциала.
В своей статье мне хотелось бы рассмотреть несколько вариантов решения данных проблем. Во-первых, необходимо совершенствовать систему образования на всех уровнях, добиваться обучения по-настоящему конкурентоспособных специалистов.
Во-вторых, необходимо совершенствовать систему стимулирования работников, занятых инновационной деятельностью.
В-третьих, учитывая санкции западных государств, необходимо развивать собственную промышленность во всех направлениях, создавать условия сотрудничества между организациями и предприятиями разных регионов и отраслей промышленности.
В-четвертых, создавать социальные и бытовые условия для жителей Свердловской области, снизить миграцию населения, для этого необходимо решить вопрос с развитием малых и средних городов области.
В-пятых, ввести льготное налогообложение для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, как это введено в Японии. Льготное налогообложение позволит более быстрыми темпами развивать инновационные процессы в отраслях промышленности.
Анализируя инновационную политику Свердловской области, необходимо выделить, что в данном направлении сделано достаточно много, в результате чего можно сделать следующие выводы:
1) инновационный потенциал области представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере
2) по основным показателям инновационной деятельности Свердловская область занимает лидирующие места среди остальных регионов РФ, этому способствует достаточно точно разработанная инновационная политика;
3) по научным разработкам и финансовым вливаниям в них в Свердловской области наблюдается тенденция к возрастанию.
Литература:
- Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2004–2014г [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2014 г. N 365-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru;
- Мовчан Р. А. Проблема формирования инновационного потенциала развития региона № 5, 2013.- С.67
- О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru;
- Проблемы развития инновационной инфраструктуры, Инновационный портал г. Екатеринбурга [Электронный ресурс].- Режим доступа: httр://vаkum-еkt.ru