Статья посвящена системе государственных и муниципальных закупок как механизму регулирования основных элементов рынка государственного заказа, субъектами которого являются органы государственной власти, государственные корпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, бюджетные учреждения и участники закупочных процедур, а также регулированию его важнейших экономических законов всовременных условиях.
В данной статье затронуты вопросы повышения эффективности достижения целей и задач государственных программ через систему государственных и муниципальных закупок.
В период становления современной системы государственных и муниципальных закупок Российской Федерации для правильной оптимизации, либерализации и эффективного регулирования секторов экономики был выбран наиболее прозрачный и стабильный путь закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Данный путь был призван не только обеспечивать потребности заказчиков, но и выполнять функции государственного регулирования экономики. Поскольку нормальное функционирование государства зависит от эффективного и законного распределения и расходования бюджетных средств, законного и рационального ведения закупочной деятельности, вопросы оптимизации бюджетных расходов, эффективность исполнения мероприятий государственных программ, оптимизация системы государственных заказов крайне актуальны.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией концепции, принципов и механизмов размещения государственного заказа в России в условиях необходимости поиска путей для масштабного, ускоренного развития экономики. Также проанализирована нормативная правовая база и практика правоприменения законодательства о государственных и муниципальных закупках. По итогам проведенного анализа сформулированы предложения для повышения эффективности системы государственных и муниципальных закупок.
Ключевые слова: государственный заказ, система закупок, эффективность, конкуренция, финансирование, бюджетные средства, контроль, развитие, проблемы, рациональное использование, показатели.
This article analyses the system of government purchases as a regulatory mechanism for main market’s elements: government authorities, government corporations, government extrabudget funds authorities, government-owned institutes, municipal authorities or municipality-owned institutes, budgetary institutions and parties of procurement processes, as well as its most important economic principles within the modern state.
This article also considers how system of government and municipal procurement can benefit government program accomplishments on a larger scale.
There is a clear and stable way of purchasing products and services for municipal and government needs, that provides better optimisation, liberalization and effective regulation of economic sectors within the modern economic state of Russian Federation.
Besides, satisfying customers needs, this approach also functions as an economy regulatory tool for the government. Since a reliable government functioning is depended on an effectiveness and legitimacy of procurement activities, implementation of government program, optimization of the budget expenditures and the system of government procurement are essential.
The problems of concepts, principals and mechanics transformation, within government procurements system for an economic development, are also discussed in this article. Legislative framework and law enforcement practices within government and municipal procurements have been analysed and, in order to improve efficiency, a few suggestions on government and municipal procurements system has been made.
Keywords: government order, procurement system, efficiency, rivalry, financing, budget resources, control, development, problems, rational usage, indicators.
Вопрос разработки и внедрения современной системы государственного заказа, которая соответствовала бы изменяющимся экономическим и политическим условиям, стоит особенно остро в рамках повышения показателей экономической эффективности государства.
Эффективная работа системы государственных и муниципальных закупок непосредственно обуславливает рациональное, законное и справедливое расходование бюджетных средств, в том числе, на реализацию государственных и муниципальных программ социально-экономического развития страны, поддержку современных экономических проектов, а также социальную поддержку населения, что в итоге влечёт укрепление и успешное развитие российской экономики и страны в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития экономики система закупок должна изменяться в сторону позитивной модернизации (для исключения необоснованно сложных процедур, унификации типовых действий и документов, автоматизации процессов выявления типичных нарушений), обеспечивать внедрение инновационных методов в закупочной деятельности, становится более технологичной и автоматизированной.
Согласно позиции Генерального директора Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) Марии Шклярук результаты исследования в этой области особенно важны в условиях планируемых больших инвестиций государства в цифровую трансформацию государственного управления и развития сквозных технологий. Для разработок современных цифровых продуктов и ускоренного внедрения платформенных решений в сфере государственного управления, которое предусмотрено Указом Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», требуется быстрое и гибкое управление финансовыми ресурсами, разработка с оперативным испытанием (тестированием) прототипов и возможностью быстрого отказа от неудачных решений [1]. Все это невозможно сделать в текущих условиях при буквальном соблюдении законодательства. Так что задача реформы системы государственных закупок — изменить ситуацию и сделать управление финансовыми ресурсами в государственном управлении поддерживающим решение задач развития.
Государственная политика в части поддержки конкуренции направленна на улучшение конкурентоспособности участников процесса закупок, так как это способствует повышению экономической эффективности страны в целом.
Развитие законодательства о закупках обеспечивает сбалансированность, совмещение интересов государственных заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей услуг).
В статье проведен анализ источников с похожей темой исследования. Данная статьяохватывает научные труды ряда авторов, например, в работе рассматриваются научные работы Костюченко А. Г. и Лашутиной А. В., а также приведены материалы из работ Марии Шклярук, Алексея Конова. Использованы совместные научные статьи Кудрявцевой Т. Ю. и Мининой Л. А., Лябах А. Ю. и Куликова В. С.
Костюченко А. Г. выдвинула мнение о том, что использование механизмов процедур доступа к материальным благам является главной причиной, раскрывающей основополагающие принципы закупок. Открытые торги признаются во всем мире самой состязательной и конкурентной процедурой. В них в полной мере присутствуют элементы эффективности проведения закупки, информационной открытости, гласности, отсутствие незаконных преимуществ кому-либо, конкуренции участников закупок [2].
С данным понятием следует согласиться, потому что система государственных закупок является основополагающим способом обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и создание унифицированной формы торгов с контролирующими механизмами способствует здоровой конкуренции и уменьшению коррупции, но стоит признать, что система государственных закупок в России находится в стадии развития и требует постоянного внимания.
В работе Костюченко А. Г. проведено обобщение применяемых форм уловок (нарушений) со стороны участников торгов (заказчиков, операторов и участников закупок) для реализации сговора в электронных торгах и даны варианты их предотвращения со стороны законодателя и правоприменителя.
Например, это так называемые «слепые закупки», подразумевающие размещение заведомо неверной и искаженной информации на официальном сайте закупок, для того чтобы укрыть закупку от многочисленных потенциальных участников. Проведенная Экспертным советом при Правительстве РФ оценка ограничений доступа к участию в закупках, связанных с искажениями информации о торгах, показала механизмы сокрытия такой информации о закупке, масштабы и оценку экономического ущерба. Выявлены типовые способы, такие как замена кириллицы на латинские буквы в названии лота в ключевых поисковых словах, опечатки или грамматические ошибки, отсутствие ключевых слов в названии предмета лота, разделение букв пробелами и знаками «тире», замена букв на похожие цифры. Условием, способствующим данным нарушениям, является несовершенство электронной системы. Причина — недостаточная кадровая и организационная работа, что позволяет присутствовать в системе государственных закупок недобросовестным лицам.
Минэкономразвития РФ и Федеральным казначейством РФ с целью уменьшения и предотвращения ошибок функционал сайта закупок расширен и направлен на устранение вышеперечисленных недостатков.
Также фиксируются случаи предоставления информации о других участниках торгов за деньги (например, такая инсайдерская информация может быть о том, кто и под каким номером подал заявки, причем такую информацию могут предоставлять исключительно торговые площадки). Причиной такого типа мошенничества является также недостаточная кадровая и организационная работа, излишний доступ к конфиденциальной информации персонала операторов торгов.
Имелись примеры «искусственных сбоев» в системе закупок, в связи с чем приостанавливаются торги либо не допускаются к торгам «не свои», не лояльные участники, а также ограничения в доступе к информации о предстоящих торгах.
Наиболее опасным видом нарушений является организация сговора (картельного сговора). К формам «картельного сговора» можно отнести случаи, когда:
- Сговорившись при определении поставщика, участники закупки подают формальные заявки, создавая видимость конкурентных торгов, при этом цены превышают предложение заранее определенного победителя.
- При таком способе, как «карусель», участники договариваются, кем осуществляется прикрытие и по какому лоту.
Признаками сговора между участниками можно считать факты, если большинство торгов выиграно одной компанией при участии в торгах одних и тех же участников, или ряд компаний выиграли аналогичные торги по очереди, или на торгах присутствовало минимальное снижение начальной цены контракта, или присутствовало завышение цен на торгах от рыночных, или зафиксирована неявка участников на процедуру торгов.
Ранее широко было распространено использование фирм-однодневок, которые исчезали после процесса закупок.
При этом предприниматели-конкуренты при подаче предложений использовали инфраструктуру друг друга. То есть обменивались электронными цифровыми подписями, торговались сами с собой, создавая видимость соперничества. Таких нарушителей контролирующий орган научился вычислять по их IP-адресам.
В настоящее время на сайте Федеральной антимонопольной службы России публикуется информация о раскрытии и установлении неконкуренции между участниками при участии в электронных аукционах.
Подобные формы мошенничества, как правило, связаны с использованием должностного положения руководителя или уполномоченных лиц заказчика («слепые закупки»), либо с применением полномочий по управлению процессами на торговой площадке.
Из проведенного анализа следует, что сговором на электронных торгах можно называть соглашение между участниками торгов об условиях получения подряда (выигрыша) через электронные закупки в пользу данных участников торгов, но в ущерб иным участникам торгов и государству, с целью ограничения конкуренции.
Одной из важнейших задач является внедрение действенных мер по пресечению такого рода нарушений. Также можно добавить, что проблемы возникают не только из-за сознательных и обдуманных нарушений норм законодательства со стороны участников закупок. Нарушения часто провоцируются заказчиками по причине некомпетентности (неграмотности) специалистов контрактных служб, это приводит к приостановлению или отмене торгов, что, в свою очередь, негативно влияет на успешное выполнение поставленных задач. Есть и проблема излишней сложности процедуры закупок, недостаточной гибкости регулирования и малой вариативности поведения в то время, как зачастую для эффективного обеспечения государственных и муниципальных нужд требуется оперативное реагирование и применение несложных типовых форм документов.
В статье «Государственные закупки как элемент реализации государственных программ» мнение автора Лашутиной А. В. представляет большой интерес, так как автор затрагивает не только достаточно узкую специфику системы государственных закупок, но и основную цель ее создания.
Автор говорит о том, что неотъемлемой частью сложившейся тенденции программности в экономике являются государственные программы, которые можно обозначить как систематизированные и структурированные планы мероприятий для достижения целей государственной политики во всех сферах экономики, разрабатываемые на всех уровнях бюджетной системы, имеющие четко обоснованные сроки исполнения, ресурсы, и содержащие в себе комплекс мер и инструментов по их реализации. Государственные программы разрабатываются для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития.
С реализацией государственных программ неразрывно связаны государственные закупки, так в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ) прямо указано, что государственные закупки осуществляются для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренные государственными программами Российской Федерации [3].
Неотъемлемой частью эффективной реализации государственной программы является эффективная организация государственных закупок, так как именно через механизм государственных закупок формируется экономия бюджетных средств, происходит стимулирование участников государственных закупок, что в итоге приводит к повышению экономических показателей в целом.
При анализе государственных программ и государственных закупок можно проследить взаимосвязь этих двух экономических явлений с бюджетным процессом — как эффективность проведения государственных закупок во исполнение мероприятий государственных программ влияет на эффективность расходования бюджетных средств и решение социальных и экономических задач».
С мнением автора нужно согласиться, ведь в современной экономике государственные закупки являются обязательным элементом управления государственными финансами, который призван выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.
Для выполнения поставленных задач государственные и муниципальные заказчики должны выполнять комплекс действий с целью приобретения за счет средств бюджетного финансирования и в разрешенных законом случаях средств от приносящей доход деятельности различных товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
Закупочные процессы должны осуществляться на основе принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Проведённый анализ эффективности расходования бюджетных средств позволил определить тенденцию ежегодного повышения объема государственных (муниципальных) закупок в соотношении с иными направлениями таких расходов (прямое субсидирование экономических субъектов, государственное кредитование и выдача государственных гарантий, государственное инвестирование, передача ресурсов государственным корпорациям). Для этого были изучены статистические данные Министерства финансов России,характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объем государственных и муниципальных закупок, проводимых в соответствии с законом № 44-ФЗ в 2018 году увеличился на 7,7 % по сравнению с 2017 годом (до 6,79 трлн. рублей с 6,3 трлн. рублей в 2017 году) [4].
Тенденция к увеличению средств, осваиваемых путем проведения государственных и муниципальных закупок, наблюдалась и ранее: в период с 2007 по 2015 гг. данное увеличение составило 3,5 раза; доля государственных закупок в структуре расходов федерального бюджета за указанный период увеличилась с 30 до 50 % [5].
Таким образом, государственные закупки оказывают существенное влияние на процесс управления государственной и муниципальной собственностью. И то, насколько корректно функционирует контрактная система в целом, прямо предопределяет эффективность управления государственной и муниципальной собственностью.
Следует отметить и имеющиеся проблемы. Несмотря на наличие большого количества нормативных документов, регулирующих порядок закупок товаров, работ, услуг, существует неполнота и несовершенство этого правового регулирования.
Некоторые положения носят противоречивый характер и вызывают спорные вопросы.
Неоднозначный подход законодателя, пробелы и коллизии в законодательстве, противоречивая правоприменительная практика, создающие условия для должностных злоупотреблений, обуславливают актуальность изучения данной темы.
Ряд существенных практических вопросов закупочной деятельности не нашли полного освещения в нормативных актах.
Кроме того, отсутствуют официальные разъяснения по многим положениям нормативных правовых актов.
С учётом обобщения информации и анализа состояния закупок можно сформулировать ряд предложений по модернизации государственной системы закупок:
− целесообразно разработать методические инструменты длясовершенствования государственных программ, направленных на создание конкурентных условий и формирование единой всеобъемлющей системы закупок, а также для улучшения законодательной базы и правового регулирования сферы закупок для государственных и муниципальных нужд.
− необходимо обеспечивать на уровне правоприменения расширение условий для эффективной конкуренции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных), корпоративных нужд и реализации на торгах государственного и муниципального имущества.
− необходимо создавать и внедрять инновационные стратегии развития закупочной системы, в том числе при преобразовании уже действующего законодательства, регулирующего процессы осуществления закупок для государственных (муниципальных), корпоративных нужд. В результате применения новых стратегий развития будет повышаться уровень конкурентоспособных качеств предприятий, участвующих в государственных и муниципальных закупках, в свою очередь, главным результатом внедрения усовершенствованного механизма закупок для организаторов торгов является рациональное расходование бюджетных средств.
− внедрить информационно-аналитическую систему, позволяющую осуществлять сбор и анализ данных по государственным (муниципальным), корпоративным закупкам и операциям по реализации государственного имущества.
− урегулировать порядок предоставления субсидий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с целью недопущения неэффективного расходования бюджетных средств, а также недопущения использования механизма предоставления субсидий в качестве ухода заказчиков от применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также выработать механизм недопущения обхода требований закона № 44-ФЗ путем применения механизмов государственно-частного партнёрства, концессии, доведения финансирования до фондов.
− расширить практику разработки и утверждения типовых государственных (муниципальных) контрактов (договоров).
− стимулировать вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в государственные (муниципальные) и корпоративные закупки.
− совершенствовать конкурсные процедуры при проведении государственных закупок в целях объективизации нестоимостных критериев оценки, а также недопущения установления требований к участнику закупки о наличии у него материальных ресурсов на этапе подачи заявки.
− применительно к нуждам субъектов Российской Федерации в отношении регионального нормотворчества необходимо реализовать подходы к осуществлению централизованных закупок, создать необходимую нормативную правовую базу, провести необходимые организационные мероприятия по созданию соответствующей региональной системы (электронные площадки, информационная система).
− необходимо внедрить в Единую информационную систему закупок (ЕИС) аналитический блок, который позволит автоматически выявлять общеизвестные сомнительные практики, и расширить функциональность содержащихся в ЕИС данных и направлений мониторинга, который сейчас проводит Минфин.
− необходимо дальнейшее развитие механизмов выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов, систематического выявления аффилированности и конфликта интересов, особенно в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [6].
− следует поддержать идеи автоматизации расчета и сопоставления цен на аналогичные товары, высказывавшиеся руководством ФАС и Федерального казначейства.
− в области трудоёмких отраслей (строительство, частная охрана и т. п.) целесообразно детализировать правовую регламентацию требований к организации и проведению торгов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по аналогии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ о федеральной контрактной системе (конфликт интересов, открытость процедур, сокращение их видов, типизация документов и действий).
− необходимо более гибкое регулирование с учётом специфики отраслей экономики и видов закупок, а также обоснованное применение расчетного подхода к ценообразованию услуг при их большой трудоёмкости при проведении конкурсов (с учетом требований налогового, гражданского и административного законодательства РФ). Следует оценить баланс применения аукционов и конкурсов.
− расширить возможности использования конкурсов, как формы торгов, учитывающей качественные критерии работ, услуг, при закупке работ и услуг, имеющих большую трудоёмкость.
− в сфере реализации механизмов закупок необходимо серьезно изменить практические подходы и правоприменительную практику со стороны органов ведомственного финансового контроля, органов, управляющих и координирующих государственных и муниципальных заказчиков.
− необходимо начать и постоянно проводить работу по анализу и обобщению практики применения законодательства о закупках, выявлять негативные «не должные» неправомерные практики.
− усилить предметную работу органов ведомственного (регионального, муниципального) финансового контроля при проведении контроля организации и проведения торгов, а также, что не менее важно, на этапе исполнения заключенных договоров. Это не сложно, если внимательно относиться к обращениям и мнению различных отраслевых профессиональных объединений, а также общественных организаций.
− последовательно проводить методическую работу с заказчиками, распространять перечень худших практик, которых следует избегать при планировании и проведении закупок и исполнении контрактов: публичность в этом вопросе может предотвратить применение «серых схем».
− изменить подход к оценке работы руководителей заказчиков при нарушении ими требований законодательства РФ о закупках. Нужна гибкая градация при такой оценке, но если установлено, что нарушения совершены умышленно и неоднократно, это должно быть основой для серьезных кадровых, организационных выводов.
Часть таких предложений поддержана Федеральной антимонопольной службой России в проекте Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года [7].—
Результатом реализации таких предложений должно являться: сокращение и унификация способов закупок, сокращение закупок у единственного поставщика, разработка механизма противодействия недобросовестной конкуренции, детализация нормы о противодействии демпингу, унификация норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и закона № 44-ФЗ, а в последующем и кодификация норм этих законов в единый законодательный акт с целью исключения злоупотреблений со стороны государственных предприятий и корпораций.
В целом, подводя итог всему вышеприведённому, можно отметить, что государство нацелено на формирование условий, позволяющих улучшить систему закупок.
На сегодняшний день в системе Интернет размещено большое количество электронных платформ, которые обслуживают систему государственных и муниципальных закупок. Они связаны с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), фактически составляя с ним единую информационную систему. Так, на сайте Федерального казначейства зафиксировано, что Официальный сайт ЕИС (zakupki.gov.ru) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации [8].
Не всегда указанные электронные платформы (электронные системы) работают безупречно. В условиях изменяющихся требований и увеличивающегося функционала системы определенные её элементы устаревают, вскрываются недоработки, возникают потребности в новациях.
В статье Лябах А. Ю. и Куликов В. С. «Анализ единой информационной системы в сфере закупок и пути ее совершенствования» был произведен анализ претензий пользователей, которые работают с данной системой. Была выявлена одна из основных проблем — при работе с ЕИС возникают определенные неудобства, систему стараются улучшить путем внесения изменений. Но после внесения изменений меняется корреляция элементов, появляются новые ошибки, которые усложняют и затормаживают работу пользователей системы [9].
Действительно, в связи с тем, что система функционирует относительно недавно, существует ряд недоработанных технических особенностей, в том числе то, что после проведения регламентных работ у пользователей начинаются проблемы с доступом в личный кабинет на сайте и процесс работы на сайте сильно замедляется.
Выделяя проблемы, обусловленные необходимостью повышения эффективности закупок, можно сделать предложения по созданию новых и обновлению уже существующих платформ электронных закупок, обеспечивающих как для заказчиков, так и для участников закупок, функционал, позволяющий повысить производительность, надежность и безопасность ведения закупочной деятельности.
В этом может помочь разработка автоматизированных систем управления государственными и муниципальными закупками, которая позволит более справедливо распределить зоны ответственности, обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие между заказчиками и контролирующими органами, повысить квалификацию специалистов.
По мере автоматизации процессов закупочной деятельности будет обновляться законодательство в части отдельных правовых механизмов осуществления государственных закупок, которое позволит устранить пробелы в нормативно-правовом регулировании.
Также совершенствование систем управления закупочной деятельности сыграет важную роль в области информационной логистики. Понятию информационная логистика в государственных и муниципальных закупках на настоящее время уделяют не так много внимания, но, решая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений, можно существенно ускорить закупочные процессы.
Литература:
- Кривые пути госзаказчиков / Электронный ресурс, режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3940453/ (дата обращения 15.05.2019)
- Костюченко А. Г. Применение механизма электронных торгов в России в целях предотвращения сговора / А. Г. Костюченко // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2 (30). С. 50–54.
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / Элеﺍктронный реﺍсурс: Реﺍжим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124945 (дата обращения 15.05.2019)
- Кудрявцева Т. Ю. Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере государственных закупок / Т. Ю. Кудрявцева, Л. А. Минина // Современная экономика социальные вызовы и финансовые проблемы XXI века. — 2017. — С. 278–284.
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] // Компания «Консультант Плюс».
- Официальный сайт ФАС России / Электронный ресурс, режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/type_of_documents/documenty_doklady (дата обращения 15.05.2019)
- Официальный сайт Федерального казначейства России / Элеﺍктронный реﺍсурс: Реﺍжим доступа: http://roskazna.ru/gis/oos/ (дата обращения 15.05.2019)
- Анализ единой информационной системы в сфере закупок и пути ее совершенствования / Электронный ресурс, режим доступа: http://gosreg.amchs.ru/gos-i-mun-upravlenie/lyabax-a-yu-kulikov-v-s-analiz-edinoj-informacionnoj-sistemy-v-sfere-zakupok-i-puti-ee-sovershenstvovaniya.html (дата обращения 15.05.2019)