В статье приводятся результаты исследования, подтверждающие необходимость внедрения мастер-класса как инновационной формы проведения учебной практики у обучающихся по профессии «повар, кондитер».
Ключевые слова: инновационная форма проведения учебной практики, мастер-класс по профессии «повар, кондитер», профессиональная деятельность.
The article presents the results of studies confirming the need for the introduction of the master class as an innovative form of educational practice for students in the profession of «Cook, confectioner».
Keywords: innovative form of educational practice, master class in the profession «Cook, confectioner», professional activity.
Профессия «повар, кондитер» во все времена была очень востребована, так как потребность в пище является у человека основополагающей. Согласно пирамиде иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, только удовлетворив физиологические потребности, человек способен познавать, творить, любить и испытывать потребность в самореализации. Существование огромного количества предприятий общественного питания, особенно в мегаполисах, также вносит свою лепту в ситуацию востребованности искусных мастеров кулинарного дела. Владельцы и управляющие именитых ресторанов и кафе готовы платить немалые деньги высококвалифицированным работникам. Ведь именно от мастерства повара зависит посещаемость, а, следовательно, и прибыль заведения общественного питания. Также от знаний и умений повара зависит хорошее настроение и здоровье людей. Что, конечно, является приоритетным для любого человека.
Мастерство повара-кондитера зависит не только от его природных способностей, но и от приобретенных им навыков и умений в процессе обучения. Наверное, каждый согласится с тем утверждением, что практические занятия в данной профессии играют значимую роль в формировании профессиональных компетенций и развитии профессионально важных качеств личности обучающихся. Практические занятия у студентов, обучающихся по профессии «повар, кондитер», призваны развить у него такие профессиональные качества, как мобильность, коммуникабельность, умение адаптироваться во всех условиях, креативность, а также профессиональную компетентность.
В настоящее время система образования в России на всех уровнях претерпевает огромные изменения. Внедряются новые технологии, инновационные методы обучения, меняются способы оценки достижений обучающихся. Все эти изменения нацелены на повышение качества получаемого образования. Одной из современных форм проведения практических занятий является мастер-класс. Однако, эта форма еще не получила должного распространения в организациях профессионального образования.
В процессе работы мастером производственного обучения в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар» (ГАПОУ СО «ТИПУ Кулинар») была замечена негативная тенденция снижения посещаемости и успеваемости студентов 2 курса, обучающихся по профессии «повар, кондитер», за период последнего учебного года. Для выявления причин сложившейся ситуации была разработана анкета. В результате анализа результатов проведенного исследования было определено, что большинство обучающихся, а именно 72 % опрошенных, считают, что в учебной программе по профессии «Повар, кондитер» теоретические знания преобладают над практическими, и это происходит в программе специальности, где практика априори играет главенствующую роль. При этом 67 % респондентов недовольны формами организации практических занятий — студенты считают их неинтересными, малоинформативными и устаревшими.
Традиционно практические занятия реализуются на основе прочитанных лекций. Проблематика данной ситуации состоит в том, что при лекционном изложении материала его усвоение студентами минимально, современным студентам неинтересна лекционная форма подачи материала, из-за этого на курсе наблюдается плохая посещаемость занятий. Также, при прослушивании лекций, студентам трудно представить процесс приготовления того или иного блюда, и уж тем более не понятен конечный результат технологических процессов приготовления пищи.
При реализации практических занятий по итогам прослушанных лекций студент не всегда может реализовать свой творческий потенциал, так как приходится все делать «по написанному», и не всегда остается время что-то поправить или даже исправить.
Мастер-класс — современная форма занятия, предполагающая вызов традиционной педагогике; не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия; плюрализм мнений и др. [1].
На сегодняшний день существует множество методических разработок, посвященных мастер-классу по профессии «повар, кондитер». Авторы рассматривают различные контексты мастер-классов, описывают опыт их проведения.
С. Е. Комкова рассматривает историю и классификацию, особенности выбора тем и направлений мастер-классов [2]. Д. Ю. Михайлова делает акцент на мастер-классе как факторе формирования профессиональных компетенций студентов, описывает опыт их проведения в своей профессиональной педагогической деятельности [3]. Авторы Т. Ю. Скачкова и Н. А. Звягинцева на примере мастер-класса показывают возможность интеграции теоретического и практического обучения и, соответственно, формирования общих и профессиональных компетенций [4].
В нашей работе мы задались вопросом исследования заинтересованности и ожиданий обучающихся по использованию такой инновационной формы проведения учебной практики, как мастер-класс.
На вопрос анкеты «Считаете ли вы актуальной и востребованной такую форму проведения практических занятий, как мастер-класс?» утвердительно ответили 97 % опрошенных, что позволило сделать однозначный вывод о важности применения такой инновационной формы проведения учебных практик в ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар».
В ответ на вопрос анкеты «Как Вы считаете, чем будет полезен мастер-класс именно для Вас?» большинство, а именно 50 % респондентов ответили, что применение такой формы проведения учебной практики как мастер-класс поможет им лучше понять технологию приготовления блюд, 30 % считают, что мастер-класс поможет развить в них творческую составляющую, а 18 % предполагает, что реализация данной формы обучения разовьет у них интерес к учебе. Оставшиеся 2 % назвали свои варианты ответа, такие как: поможет мне приобрести практический опыт, поможет наладить контакт с преподавателем, с коллективом и др. Соотношение распределения вышеуказанных ответов изображено на рис.1.
Рис. 1. Соотношение ответов на вопрос анкеты об актуальности мастер-класса, чел., %
Также, все опрошенные считают, что реализация мастер-класса на практике будет полезна и для всего студенческого коллектива в целом — улучшатся посещаемость занятий, успеваемость и дисциплина.
Также в целях подтверждения необходимости внедрения такой формы проведения учебной практики у обучающихся по профессии «повар, кондитер», как мастер-класс, был проведен опрос педагогов ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар». На сервисе «Яндекс Формы» была создана форма опроса, состоящая из четырех вопросов. Первый вопрос это ввод фамилии, второй — указание пола, третий сам вопрос об актуальности формы мастер класса, четвертый — при ответе на третий вопрос «нет», предлагаются варианты ответа для обоснования своей отрицательной позиции. Далее на сайте ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар» была опубликована ссылка на данную форму. В данном опросе приняло участие 20 % педагогов, реализующих свою профессиональную деятельность в ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар». Согласно результатам проведенного исследования 80 % опрошенных считают форму мастер-класса актуальной, остальные 20 % аргументировали ее неактуальность тем, что студенты, не имеющие желания учиться, независимо от формы занятия это желание не приобретут.
Проведенные исследования подтвердили необходимость внедрения в преподавательскую деятельность мастер-класса как инновационной формы проведения учебной практики у обучающихся по профессии «повар, кондитер».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно послужит отправной точкой для принятия решения другими педагогами о внедрении инновационных форм обучения в свою профессиональную деятельность.
Литература:
- Запрудский, Н. И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления [Текст]: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — Минск: Сэр-Вит, 2014. — 256 с.
- Комкова С. Е. Методика проведения мастер-классов по профессии. «Повар, кондитер» // Шуйский технологический колледж [Электронный ресурс]//Социальная сеть работников образования. — Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/tekhnologiya-prodovolstvennykh-produktov-i-potrebitelskikh-tovarov/library/2017/06/09/statya
- Михайлова Д. Ю. «Мастер-класс как фактор формирования профессиональных компетенций студентов по профессии «Повар, кондитер» [Электронный ресурс]//Колледж традиционных искусств народов Забайкалья. — Режим доступа: http://nachalnoe.3dn.ru/publ/master_klass_kak_faktor_formirovanija_professionalnykh_kompetencij_studentov_po_professii_povar/1–1–0–16
- Скачкова Т. Ю., Звягинцева Н. А. Мастер — класс как форма интеграции уроков теоретического и производственного обучения по профессии «Повар — кондитер [Текст]// Современное образование в России и за рубежом: сборник статей Междунар. науч.–практ. конф. 25 марта 2014 г. / Гл. ред. Широков О. Н. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — 202 с.