Понятие манипуляции в общении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 4876 раз

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Понятие манипуляции в общении / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60288/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрен термин «манипуляция» в понимании различных авторов. Также выделены виды, причины, признаки манипулятивных воздействий и их критерии эффективности.

Ключевые слова: манипуляция, типы манипуляции, эффективность, виды манипуляции.

В настоящее время все больше и больше людей используют манипуляции в общении с другими людьми. По мнению многих исследователей, манипуляции — это система способов социально–психологического воздействия. Такое воздействие, как правило, оказывается, с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. М. Битянова определяет манипуляции как форма межличностного общения, которая предполагает воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений. Помимо этого при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Таким образом, партнер не информируется об истинных целях общения, чаще всего цели скрываются, либо подменяются другими. Манипулятивное воздействие обычно незаметно для большинства людей. Но его можно проследить во время работы, при общении друзей, соседей. Социолог Татьяна Фролова дает следующее определение: «под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». В. Ф. Олешко определяет манипуляцию как «вид целенаправленного или ситуативно обусловленного психологического воздействия при посредстве масс-медиа, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей аудитории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению определенных действий».

Обычно манипуляции делят на три группы:

  1. Организационно-процедурные;
  2. Психологические;
  3. Логические.

Организационно-процедурные манипуляции чаще всего используются организаторами переговорного процесса, либо дискуссии. Такие манипуляции направлены на срыв обсуждения, на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу или на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения. Приемами такой манипуляции являются: перерыв в обсуждении, предоставление материалов для обсуждения накануне встречи, недопущение повторного обсуждения, приостановка обсуждения на желаемом варианте, избыточное информирование и тому подобное.

Психологические манипуляции имеют в основании приемы, которые вводят собеседника в состояние раздражения, тем самым играя на его чувствах самолюбия и стыда. К таким манипуляциям можно отнести: умалчивание отдельных деталей, введение в раздражение, слишком быстрый или медленный темп обсуждения, видимая поддержка, утаивание информации, недосказанность, принуждение к однозначному ответу и так далее.

Логические манипуляции основываются сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. К таким манипуляциям можно отнести: неопределенность тезиса, недостаточность аргументов, выводов и доводов, построение суждений на логической ошибке, неполное опровержение и так далее.

Причинами манипуляции могут служить:

  1. Недоверие;
  2. Любовь;
  3. Победа;
  4. Риск и неопределенность;
  5. Страх;
  6. Возможность одобрения.

Признаки манипуляции:

1) психологическое воздействие;

2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;

3) стремление получить односторонний выигрыш;

4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность);

5) использование (психологической) силы, игра на слабостях;

6) побуждение, мотивационное привнесение;

7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

Эффективность реализации любого вида манипуляции зависит от определенных условий:

  1. Уровня интеллектуальных способностей адресата.
  2. Возможности адресата проверить достоверность информации.
  3. Индивидуальной характеристики адресата коммуникации.
  4. Умения адресанта эффективно использовать манипулятивные приемы.
  5. Уровня информированности участников коммуникации.

Таким образом, манипуляция — это социально-психологическое воздействие на человека. Оно бывает организационно-процедурным, психологическим и логическим. Причинами манипулятивного поведения может служить недоверие, любовь, победа, риск и неопределенность, страх, возможность одобрения. Признаками манипуляции считаются психологическое воздействие, отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей, стремление получить односторонний выигрыш, скрытый характер воздействия, использование (психологической) силы, игра на слабостях, побуждение, мотивационное привнесение, мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

Литература:

  1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  2. Васильев А. Д. Некоторые манипулятивные приемы в текстах телевизионных новостей / А. Д. Васильев // Политическая лингвистика. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 2006.
  3. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения / Н. Геген. — СПб.: Питер, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): манипуляция, психологическое воздействие, возможность одобрения, мотивационное привнесение, односторонний выигрыш, отношение манипулятора, признак манипуляции, скрытый характер воздействия, средство достижения.


Ключевые слова

эффективность, манипуляция, типы манипуляции, виды манипуляции

Похожие статьи

Манипуляции в деловом общении (теоретический аспект)

В данной статье рассматривается теоретический аспект влияния манипуляций в деловом общении. Раскрывается сущность понятия «манипуляция», а также рассмотрены способы защиты от воздействия разных видов манипуляций на человека в разрезе деловых коммуник...

Использование эвфемизмов в рекламном дискурсе

В статье рассматривается манипулятивный характер эвфемистических единиц в сфере рекламного дискурса, описываются различные способы их воздействия на подсознание потребителей в русскоязычных рекламных сообщениях, а также определяется лингвистическая с...

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Трансактный анализ как инструмент разрешения межличностных конфликтов

В статье автор рассматривает различные определения понятия «межличностный конфликт», его особенности, различные способы урегулирования конфликтов, а также применение трансактного анализа для предотвращения и разрешения конфликтов.

Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия

В данной статье рассматривается сущность понятий мотивация и стимулирование персонала, анализируются типичные ошибки, связанные с трактованные этих понятий. После сравнения понятий приводится ряд отличий между мотивацией и стимуляцией.

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье характеризуются некоторые подходы к пониманию термина «маркетинговые коммуникации», характеризуются виды и составляющие маркетинговых коммуникаций.

Технологии супервизии в социальных учреждениях: функции и направления

В статье определяется история, понятие и функции супервизии в социальной работе, приводится классификация направлений.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Похожие статьи

Манипуляции в деловом общении (теоретический аспект)

В данной статье рассматривается теоретический аспект влияния манипуляций в деловом общении. Раскрывается сущность понятия «манипуляция», а также рассмотрены способы защиты от воздействия разных видов манипуляций на человека в разрезе деловых коммуник...

Использование эвфемизмов в рекламном дискурсе

В статье рассматривается манипулятивный характер эвфемистических единиц в сфере рекламного дискурса, описываются различные способы их воздействия на подсознание потребителей в русскоязычных рекламных сообщениях, а также определяется лингвистическая с...

Концептуализация и основные аспекты манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует взаимосвязь и различные аспекты концептуализации и манипуляции, а также ситуации, в которых эти аспекты играют ключевую роль.

Понятие, роль и основные принципы манипуляции в межличностном общении

В статье автор исследует понятие манипуляции в межличностном общении, ее роль и основные принципы.

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Трансактный анализ как инструмент разрешения межличностных конфликтов

В статье автор рассматривает различные определения понятия «межличностный конфликт», его особенности, различные способы урегулирования конфликтов, а также применение трансактного анализа для предотвращения и разрешения конфликтов.

Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия

В данной статье рассматривается сущность понятий мотивация и стимулирование персонала, анализируются типичные ошибки, связанные с трактованные этих понятий. После сравнения понятий приводится ряд отличий между мотивацией и стимуляцией.

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье характеризуются некоторые подходы к пониманию термина «маркетинговые коммуникации», характеризуются виды и составляющие маркетинговых коммуникаций.

Технологии супервизии в социальных учреждениях: функции и направления

В статье определяется история, понятие и функции супервизии в социальной работе, приводится классификация направлений.

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Задать вопрос