В статье рассматриваются особенности рынка товаров и услуг в сфере коррекция зрения. Выделены характеристики и классификаторы товаров и услуг, названы основные субъекты рынка.
Ключевые слова: рынок товаров и услуг в сфере коррекции зрения, сегменты рынка, очки, салоны оптики.
Рынок товаров и услуг в сфере коррекции зрения является достаточно специфичным рынком. По статистическим данным Минздрава России 15 лет назад людей, имеющих заболевание глаз, было 13,7 миллионов человек. На данный момент считается что, у каждого седьмого жителя страны, то есть у 20,7 миллионов человек выявлены разные виды нарушения зрения. Для преодоления дефектов зрения 40,8 % пользуются очками и 2 % — контактными линзами. Данные о заболеваемости болезнями глаза представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика заболеваемости болезнями глаза иего придаточного аппарата
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Численность населения, тыс. чел. на к. г. |
142900 |
143000 |
143300 |
143700 |
146300 |
146500 |
146800 |
Заболеваемость населения болезнями глаза и его придаточного аппарата, всего тыс. чел. |
4758 |
5043 |
5023 |
5067 |
4878 |
4787 |
4641 |
Заболеваемость населения болезнями глаза и его придаточного аппарата, на 100 тыс. человек |
3329,6 |
3526,6 |
3505,2 |
3526,0 |
3334,2 |
3267,6 |
3161,4 |
Источник: Здравоохранение в России. 2017:Стат.сб./Росстат. — М., З-46 2017. — С.18, 29.
В динамике за 7 лет с 2011 по 2017 год численность населения РФ выросла на 3900 тыс. человек, в то же время анализ данных по заболеваемости болезнями глаза и его придаточного аппарата показывает снижение количества заболевших на 117 тыс. человек в год или на 168,2 тыс. человек в расчете на 100 тысяч человек населения. Несмотря на снижение заболеваемости, данные являются очень высокими.
В зависимости от степени проявления нарушения зрения, оно оказывает негативное воздействие на трудоспособность, ограничивает перечень профессий, который выбирает человек. Заболевания глаз влияют на качество жизни, поэтому относятся к очень актуальным проблемам
Целью работы является определение основных элементов рынка услуг в сфере коррекции зрения и выявление факторов его определяющих.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
− определить классификации товаров и услуг в сфере коррекции зрения;
− определить основных субъектов предложения на рынке товаров и услуг в сфере коррекции зрения;
Методы исследования: анализа, синтеза, статистический анализ.
Рынок товаров и услуг в сфере коррекции зрения является одним из наиболее быстро развивающихся коммерческих секторов медицины. В некоторых маркетинговых исследованиях рынок коррекции зрения считают частью фармацевтического рынка.
Представим вначале характеристику товаров в сфере коррекции зрения. В соответствие с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Росстандарта от 21.01.2014 № 14-ст. товары в сфере коррекции зрения относятся к группам 32.50 Инструменты и оборудование медицинские. 32.50.4 Очки, линзы и их части (рисунок 1).
Рис. 1. Коды классификаторов очков и линз
В группе 32.50.4 выделены 4 подгруппы: 32.50.41 Линзы контактные, линзы для очков из различных материалов; 32.50.42 — Очки для коррекции зрения, защитные или прочие очки; 32.50.42 Оправы и арматура для очков, защитных очков; 32.50.44 Части оправ и арматуры для очков, защитных очков.
Ассортимент товаров в сфере коррекции зрения представлен в таблице 2.
Таблица 2
Перечень реализуемых товаров всфере коррекции зрения
№ |
Наименование |
Описание |
1 |
Готовые очки |
Готовые очки с диоптриями |
2 |
Оправы очков |
Мужские, женские, детские оправы |
3 |
Очковые линзы |
Прогрессивные, офисные, фотохромные, поляризационные и т. д. |
4 |
Солнцезащитные очки |
Мужские, женские, детские очки, очки для вождения и т. д. |
5 |
Контактные линзы |
Цветные, однодневные, двухнедельные, месячные и т. д. |
6 |
Сопутствующие товары |
Футляры, салфетки, шнурки для очков, лупы, контейнеры для контактных линз, окклюдеры |
Основным, традиционным товаров на этом рынке являются очки. Целевое назначение очков делится на:
− медицинские очки, предназначенные для коррекции зрения;
− защитные, предназначенные для защиты от вредного воздействия на глаза;
− специальные, предназначены для достижения результатов в профессиональной деятельности.
Можно также классифицировать очка и по рыночным сегментам.
Таблица 3
Классификация товаров всфере коррекции зрения по рыночным сегментам
Сегмент |
Характеристика |
Цена, руб. |
Эконом-класс |
Очки данной категории не имеют завышенной цены, в этот сегмент вкладываются минимальные затраты продвижения, товар отличается простотой и приемлемым уровнем качества. |
До 2 000 |
Средний класс |
Люди со средним достатком желают получить качество, но не хотят переплачивать. Качественный товар, не очень раскрученный бренд |
2 000–7 000 |
Премиум- класс |
Это очки известных брендов. На первый план выходит не качество товара или услуги, а имидж. Покупатель переплачивает за бренд. |
От 7 000–30 000 |
Люкс-класс |
Это эксклюзивные, штучные товары. Продукт выпускается в единичном экземпляре и является предметом гордости коллекционеров |
От 30 000 и выше |
Можно выделить 4 основных сегмента: продукция эконом-класса, среднего класса, премиум класса, люкс-класса. Важно отметить, что увеличение стоимости товаров не пропорционально увеличению качества товара. Потребитель готов платить за бренд, имидж.
Особенность данного рынка заключается в том, что население при покупке товаров в сфере коррекции зрения нуждается в консультации врача-офтальмолога и рецепте. На первом месте среди глазных заболеваний — отклонение рефракции, то есть дальнозоркость и близорукость, второе место занимает глаукома, на третьем месте — катаракта. Данные проблемы опытный врач-офтальмолог способен распознать на приеме.
Классификация услуг в сфере коррекции зрения представлена в таблице 4.
Таблица 4
Классификатор услуг сферы коррекции зрения
Классификатор |
Код |
Расшифровка |
ОКПД 2 |
47.78 |
Услуги прочей розничной торговли в специализированных магазинах |
47.78.2 |
Услуги по розничной торговле очками, включая сборку и ремонт очков, в специализированных магазинах |
|
47.78.20 |
Услуги по розничной торговле очками, включая сборку и ремонт очков, в специализированных магазинах |
В России на рынке товаров и услуг в сфере коррекции зрения, выделяют [3, С. 111] следующие организации:
− специализированные салоны оптики (терапевтической оптика);
− бутики и магазины модной одежды (декоративная оптика одноименных брендов);
− небольшие специализированные киоски.
Также на рынке в сфере коррекции зрении я существуют магазины в переходах и множество прилавков в метро, где обладает низкокачественная продукция.
Специализированных салонах оптики осуществляют свою деятельность по трем направлениям:
− медицинская деятельность (оказывают услуги по подбору средства коррекции зрения и определению его параметров, включая выписку врачебного рецепта);
− подбор контактных линз по заданным параметрам;
− изготовление очков и (или) подбор комплектующих материалов для оправы и очковых линз.
На услуги врача по подбору средств коррекции зрения и осуществляющие изготовление очков по индивидуальным заказам салоны оптики должны обладать специальной правоспособностью и иметь лицензии на медицинскую деятельность и на производство и техническое обслуживание медицинской техники.
Вывод. Особенностями рынка товаров и услуг в сфере коррекции зрения являются:
− зависимость от уровня заболеваемости болезнями глаз и придаточного аппарата;
− сильное влияние моды, развитие сегментов товаров премиум- и люкс-классов, когда потребитель переплачивает за имидж, за бренд;
− сложность входа на рынок, поскольку для отдельных видов деятельности, необходима лицензия;
− существование «нецивилизованной торговли» в переходах, в киосках, на рынках, создающее условия для покупки товаров, неподходящих под индивидуальные параметры зрения человека, что может сказаться на его самочувствии.
Рынок товаров и услуг в сфере коррекции зрения зависит от материального благополучия населения, и от потребительской культуры.
Литература:
- Здравоохранение в России. 2017:Стат.сб./Росстат. — М., З-46 2017. — 170 с
- Каняшкина Н. К. Кистенева Н. С. Общий обзор рынка товаров и услуг в сфере коррекции зрения // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. ст. I Всерос. заоч. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Самар. гос. экон. ун-та, 10 июня 2016 г.: в 3 ч. / [редкл.: Г. Р. Хасаев, С. И. Амшарина (отв.ред) и др.]. — Ч. 2. — Самара: Из-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. С. 202–203. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26789909_22285134.pdf (дата обращения 10.03.2019).
- Каняшкина Н. К., Кистенева Н. С. Особенности рынка товаров и услуг в сфере коррекции зрения // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2016. № 12. С. 108–113. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26460071_97713143.pdf (дата обращения 10.03.2019).