Статья посвящена изучению особенностей становления и развития семейного права в системе религиозного законодательства мусульман и практике его применения в условиях России на примере работ Абдурахмана Умерова (1867–1933). Отдельное внимание уделено общественной, просветительской и преподавательской деятельности А. Умерова. В частности, рассмотрены такие его работы как «Роль и положение женщины в исламе», «Вопросы семьи и брака в исламе».
Ключевые слова: семейное право, законодательство, мусульмане, Россия, Абдурахман Умеров, религия, наука.
Изучение религиозного законодательства мусульман, особенности и практика его применения в регионах России приобретает все большее практическое и теоретическое значение, что обусловлено бурным возрождением и распространением этой религии в традиционно мусульманских регионах страны [1]. Ислам в России является неотъемлемой частью отечественной истории, культуры, но в то же время представляет собой предмет исследования для академической науки.
В данном контексте особое внимание привлекают к себе работы и творчество Абдурахмана Умерова, который вел активную просветительскую деятельность, много посвятил трудов законам шариата, разрабатывал вопросы семьи и брака в системе религиозного законодательства мусульман.
Активно участвуя в религиозном служении и занимая статус имама и мухтасиба на протяжении достаточно сложных 1920-х годов Абдурахман Умеров предпринимал неоднократные попытки осознать и вписаться в новую картину мира. На протяжении указанного периода ученый внимательно занимался изучением трудов марксистов. Согласно воспоминаниям сына Абдурахмана Умерова — Габделхамида, имам очень кропотливо в 1927 году изучал книгу Д. Рязанова «Взгляды Маркса и Энгельса на семью» [2]. Данное исследование осуществлялось в рамках его изысканий, посвященных фундаментальным проблемам семейного права мусульман. К числу одной из наиболее весомых его работ в данном направлении можно отнести книгу «Вопросы семьи и брака в исламе». В указанном издании Абдурахман Умеров детально описывал и развивал личное и семейное мусульманское право, которое содержало нормы ритуального и религиозного поведения и всегда считалось наиболее важным в шариате, хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинаково связаны с исламом. Кроме этого, автор содержательно и фундаментально обосновал концепцию брака как «синтеза духовного, социального и психобиологического».
Отдельно следует отметить, что автором в многочисленных исследованиях рассматривался Гражданский кодекс, действовавший в Иране в 1927–1935 гг., а также кодексы личного статуса, которые были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Иордании, Ираке, Южном Йемене, особое внимание уделялось реформам семейного и наследственного права, проведенным в Пакистане, Иране, Кувейте.
Помимо этого, Абдурахман Умеров проводил много размышлений и уделял значительное внимание осмыслению и описанию существенных, ярких и заметных событий общественно-политической жизни мусульман России и Советского Союза. Однако, к сожалению, данная часть наследия ученого на сегодняшний день пока еще остается только в рукописном виде и находится в его архиве. К примеру, только в рукописном виде хранится черновой вариант одного из последних исследований Абдурахмана Умерова, которое посвящено проблемам семьи и брака в исламе. Этот научный труд находится сегодня в архиве ученого в Казани.
Кроме того, к сожалению, только в рукописном варианте сохранилась работа Абдурахмана Умерова «Роль и положение женщины в исламе». На сегодняшний день данная проблематика является очень актуальной и активно исследуется во многих мусульманских странах. Очевидно, что труд А. Умерова следует издать, а также выпустить в печать раздумья и предложения ученого, в данном направлении, которые хранятся в записях его дневников.
В своих исследованиях Абдурахман Умеров неоднократно акцентировал внимание на наличии в мусульманском праве позитивных нравственных аспектов, способствующих сохранению и укреплению семейных, общинных, общественных отношений.
Заслуживает внимания тот факт, что организованное Абдурахманом Умеровым медресе «Низамия» и его выпускники сыграли значительную роль в культурном развитии и становлении законов шариата не только Нижнего Поволжья, но и других регионов Российской империи, а в дальнейшем и Советского Союза. В немалой степени это стало возможным тому, что Абдурахман Умеров, как талантливый педагог, новатор, который отличался не только новыми приемами преподавания, но и демократичным отношением к ученикам, вводил в образовательный процесс дисциплины исламского права [3]. В существенной степени такие инициативы опирались на результаты научных исследований данного предмета, которые впервые появились в России примерно во второй половине XIX века.
Кроме того, в медресе «Низамия» в отличие от кадимистских медресе того времени, где шакирды тайно изучали различную литературу и периодические издания, в «Низамии» мударрис лично выписывал для старших шакирдов газеты из Константинополя — «Таракки» («Прогресс»), «Иттихадуль-муслимин» («Единение ислама»).
Принципиально важно иметь в виду, что некоторые книги Абдурахмана Умерова (в частности, посвященные семейному праву в системе религиозного законодательства мусульман и практика применения в условиях России) прямо предназначались для учебных целей.
Но при этом, они кроме удовлетворения нужд преподавания, отличались еще одной общей важной особенностью. Речь идет об их ориентации на решение практических задач политического и правового свойства. Так, во вступлении зачастую прямо подчеркивалось, что выбор их тематики диктуется потребностями практики, а главные разделы касались, в частности, проблем наследования у мусульман-суннитов, вопросов опеки, дарения и признания.
Ориентация на практические потребности книг Абдурахмана Умерова очевидно подтверждается также тем, что в работах астраханского имама отмечалось, что отношения опеки регулируются в среде мусульман главным образом на основе обычаев, а не норм шариата, и поэтому применение последних может на практике вызвать нежелательные последствия.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Абдурахман Умеров был видным общественным деятелем, ученым и знаменитым преподавателем. В круг его научных интересов входило исламское богословие, отдельное внимание имам уделял вопросам семьи и брака, соотношению марксизма и ислама, мирозданию, изучению шариатского права, в частности, семейного. А. Умеровым был сделан значительный вклад в разработку проблем семейного права в системе религиозного законодательства мусульман и практике применения в условиях России, о чем наглядно свидетельствуют его работы — «Роль и положение женщины в исламе», «Вопросы семьи и брака в исламе».
Литература:
- Ласинскайте К. А. Особенности мусульманского семейного права // Гуманитарный трактат. — 2018. — № 36. — С. 37–38.
- Усманова Д. М. Мусульманское право в российской империи на рубеже XIX-XX вв.: изучение, применение, искоренение? // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2014. — № 4(27). — С. 13.
- Чжун С., Пак Ч. Шариат в религиозно-философской концепции суфизма // Вопросы философии. — 2017. — № 9. — С. 195–201.