Ключевые слова: социальная адаптация, спортсмены, профессиональная карьера.
Во время социальных и общественных перемен проблемы социальной адаптации спортсменов в соотношении с изменчивыми условиями жизни приобретают ключевое значение Социальная адаптация, как неотъемлемый процесс всего живого, обеспечивает выживаемость и нормальное функционирование организма человека в неблагоприятных условиях окружающей среды.
Процесс социальной адаптации спортсменов можно рассматривать с точки зрения различных подходов, но в качестве основного подхода, который, по мнению автора, сможет более детально продемонстрировать адаптацию среднестатистического спортсмена, является рассмотрение процесса социальной адаптации спортсменов в зависимости от стадии жизненного цикла их спортивной карьеры. Карьеру спортсмена можно представить в виде следующих стадий:
- начало спортивной специализации;
- осмысленное погружение в избранный вид спорта;
- пересмотр оптимальных возможностей и установка целей и задач в спортивной карьере;
- первые большие успехи;
- пик спортивной карьеры;
- завершение спортивной карьеры, уход из спорта.
В этап начала спортивной специализации, спортсмены, как правило, погружаются с раннего детства. Приходя в детский сад или в школу, у ребёнка начинают формироваться первые представления о спорте. Здесь важнейшее влияние на ребёнка могут оказывать родители, другие дети, учителя, а в частности преподаватель по физической культуре. Все эти люди могут оказывать на ребёнка определённое впечатление, соответственно могут способствовать формированию в нём определенных культурных ценностей и норм, которые могут им использоваться на протяжении всей будущей жизни и в спортивной карьере. В процессе социальной адаптации любого спортсмена, очень важен именно данный этап. Для всех людей крайне важны детские впечатления и приобретённые на данном этапе нравственные и психофизиологические качества личности [3, с. 108–114]. Данный этап плавно перетекает к этапу осмысленного погружения в избранный вид спорта.
На втором этапе человек уже способен масштабно мыслить и должен понимать, какой вид спорта подойдёт ему больше всего, и какая спортивная направленность ему кажется наиболее интересной и покоряемой для него, в контексте его физических и интеллектуальных возможностей.
Выбор вида спорта может оказаться очень проблематичным, человек может попробовать свои силы в нескольких направлениях, так и не поняв для себя, какому виду спорта он хотел бы посвятить свою карьеру. Последующим действием для спортсмена может быть его приход в уже конкретный спортивный коллектив (секция в школе, спортивный кружок, спортивная команда). В подобном окружении человек знакомится с новыми людьми: другими спортсменами, тренерами. В подобном коллективе спортсмен просвещается всем особенностям и специфики избранного вида спорта, он начинает понимать, что от него потребуется для достижения определённых успехов в данном виде спорта. С этого момента у спортсмена уже могут начать появляться конкретные проблемы. Это могут быть различные конфликты с другими спортсменами, недопонимания в отношениях с тренерами и преподавателями, волнение и скованность при тренировках и выступлениях на различных соревнованиях, а также проблемы, связанные с неуверенностью в собственных силах.
Этап пересмотра оптимальных возможностей и установка целей и задач в спортивной карьере, предполагает, что спортсмен уже полностью адаптировался в избранном виде спорта, он должен понимать все нюансы, трудности и привилегии от занятий выбранным видом спорта. Также он должен адекватно оценивать навыки и способности своего организма и ставить перед собой конкретные цели и задачи.
На данном этапе, среди возможных проблем социальной адаптации, необходимо выделить проблему притязаний и целеполагания, с которой встречается большое количество спортсменов. Под уровнем притязаний понимают меру трудностей целей, которые может ставить перед собой отдельный спортсмен или целая команда. Если спортсмен ставить перед собой цели, которые значительно превышают его физические или интеллектуальные возможности, это говорит о неадекватном завышенном уровне притязаний, если цель ставится ниже собственных возможностей, это говорит уже о заниженном уровне притязаний. Адекватный уровень притязаний имеет место лишь в том случае, если цели и задачи, поставленные спортсменом, действительно, соответствуют его возможностям [2, с. 352]. Если спортсмен не способен сам оценивать свои возможности, то ему должен помочь его тренер, одна из целей которого, помогать и давать дельные советы своему подопечному.
Этап — первые большие успехи. Предполагается, что спортсмен показал первые выдающиеся результаты, и стал победителем или призёром каких-либо значимых соревнований в избранном виде спорта. Безусловно, путь к определённым спортивным успехам предполагает большое количество физических и духовных вложений, которые чаще всего сопровождаются длительными и изнурительными тренировками, которые могут у спортсмена отнимать большое количество свободного времени. На данном этапе у спортсмена также могут возникать различные проблемы, связанные с его социальной адаптацией, в первую очередь это проблемы психологического характера.
Пик спортивной карьеры. Данный этап можно охарактеризовать, как некую кульминацию в спортивной карьере любого спортсмена, на данной стадии человек находится в своей наилучшей физической и психологической форме, и, как правило, способен добиваться самых высоких спортивных показателей, на которые способен его организм. При неудачном стечении обстоятельств, в связи с высокой ответственностью, спортсмена могут преследовать всевозможные проблемы. В зависимости от вида спорта, данный пик может наступить, как в двадцать, так и в пятьдесят лет. Но, не смотря на вид спорта, в котором выступает спортсмен, рано или поздно он начинает задумывать о скором завершении спортивной карьеры, что и несёт в себе заключительный этап спортивной карьеры любого профессионального спортсмена.
Период завершения спортивной карьеры многие специалисты квалифицируют, как самый кризисный этап в жизни спортсменов. Большое количество спортсменов, в особенности профессиональных спортсменов самого высокого класса, оказываются неготовыми к уходу из спорта и начинают испытывать значительные трудности социальной адаптации в новой для них реальности. Принято выделать следующие проблемы:
- трудности в приспособлении к жизни вне спорта;
- профессиональное самоопределение;
- тяжелые переживания, в связи с завершением профессиональной карьеры.
Спортсмены, после завершения спортивной карьеры, очень часто не могут найти себя, они не могут определиться с новой деятельностью, которая была бы им по душе и смогла бы заменить соревновательную деятельность, которой они занимались на протяжении всей своей жизни. Крайне часто встречается мнение, что неудачное завершение спортивной карьеры может спровоцировать алкоголизм, наркоманию и даже попытки суицида [1, с. 100].
Причин данному положению дел существует немалое количество. Современный большой спорт характеризуется большой жестокостью, то есть, в первую очередь ориентирован на высокие спортивные результаты, слабым вниманием к индивидуальности человека и к той «психологической цене», которую спортсмену приходится платить за достигнутые результаты в избранном виде спорта. Данное внимание к спортсмену значительно уменьшается в тот момент, когда он перестаёт показывать выдающиеся спортивные результаты и плавно начинает приближаться к завершению карьеры профессионального спортсмена.
Стоит сказать о том, что процесс социальной адаптации у спортсменов может проходить по разным сценариям. Но при соблюдении определённых правил спортсменом, вере в себя, профессиональной помощи специалистов, поддержке семьи и близких людей можно решить все проблемы и стать, действительно, блестящем спортсменом и быть победителем по жизни.
Литература:
- Давлеткалиев, Д. К. Особенности социальной адаптации спортсменов-профессионалов после ухода из большого спорта / Д. К. Давлеткалиев. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. — 100 с.
- Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб.: Санкт-Петербург, 2008. — 352 с.
- Селищева, Е. В. Школа как институт подготовки к жизни будущих спортсменов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2012. Вып. 12 (94). — С. 108–114.