Особенности реорганизации и ликвидации ООО в процессе банкротства в Российской Федерации и зарубежном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Курчинская-Грассо, Н. О. Особенности реорганизации и ликвидации ООО в процессе банкротства в Российской Федерации и зарубежном праве / Н. О. Курчинская-Грассо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60379/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются основные аспекты банкротства Общества с ограниченной ответственностью в РФ, США, Германии и Франции. Процедура ликвидации юридических лиц, законодательную структуру, а также источники правового регулирования несостоятельности (банкротства) организации.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность организаций, государственное регулирование, ликвидация организации, ООО, страны ЕС.

Британский ученый Чарльз Дарвин, автор теории эволюции, сказал «выживает сильнейший». Указанный принцип имеет прямое отношение к условиям рыночной экономики. Нерентабельные предприятия вытесняются более сильными и платёжеспособными субъектами. Для того, чтобы вывести слабые предприятия с рынка, при этом нанести наименьший ущерб другим субъектам и существует институт несостоятельности (банкротства). Однако, не следует с уверенностью утверждать, что в рамках рассматриваемого института действует сугубо закон джунглей, так как, на сегодняшней момент, нормативное регулирование банкротства достигло определенных высот. Ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 27 ноября 2002 года подробно регулирует не только материальную сторону несостоятельности, но и ее процессуальный аспект, а также основания, порядок и последствия осуществления той или иной процедуры банкротства или осуществления тем или иным субъектом действий в рамках производства по делу.

Наибольший интерес представляют труды ученых-процессуалистов, которые направленны именно на развитие вопросов о повышении эффективности судебного разбирательства дел о несостоятельности (банкротстве). Это в частности работы С. Н. Абрамова, Д. Б. Абушенко, М. Г. Авдюкова, А. П. Вершинина, А. А. Власова, М. А. Гурвича, А. А. Добровольского, Л. Н. Завадской.

Итак, действительно, в теории проблеме определения правовой природы дел о несостоятельности (банкротстве) уделяется достаточно внимания. Однако, несмотря на то, что точек зрения на этот счет много, к консенсусу процессуалисты не пришли по сей день. В частности, есть группа учёных, которые полагают, что дела о банкротстве имеют черты сугубо особого производства. Арбитражный суд в результате рассмотрения дела подтверждает наличие определенного юридического факта — факта несостоятельности должника. К тому же, арбитражный суд своим определением вводит процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, утверждает мировые соглашения и кандидатуры арбитражных управляющих, тем самым устанавливает определенные юридические факты. Следовательно, инициатор процедуры (заявитель) не обращается в арбитражный суд с материально-правовым требованием.

Таким образом, представляется более обоснованной точка зрения о комплексном характере производства о несостоятельности (банкротстве), как о сочетании элементов искового и особого производства. Однако этим полемика не заканчивается. Есть еще одна позиция достойная своего существования. Согласно последней, производство по делам о несостоятельности (банкротстве) не относится ни к одному устоявшемуся в доктрине виду производств, а является самостоятельным производством. Думается, что сам законодатель при разработке АПК РФ придерживался той же логики. Глава 28, посвященная рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве), расположена в разделе 4 АПК РФ «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел». Тем самым законодатель подчеркивает обособленность данной категории дел, указывает на их специфику.

Обращаясь к мировой истории, можно отметить, что главным источником правового регулирования возникающих общественных отношений был и остается закон.

В настоящий момент институт несостоятельности (банкротства) является активной сферой деятельности законодательных органов всех стран. Американский юрист Г. Ласк писал следующее: «после каждой серьезной депрессии сенат Соединенных Штатов вновь изучал законодательство о несостоятельности» [4].

США приняли свой первый закон о банкротстве в 1800 г., практически скопировав его с английского закона 1732 г. Во Франции, Германии и Испании первые законы о банкротстве были приняты в начале 19 века. Как правило, все эти законы предусматривали тюремное заключение для должника, ликвидацию финансово несостоятельной компании и распределение оставшихся активов этой компании среди кредиторов [4].

Кодекс о банкротстве организаций в США также предусматривает возможность начала судебного процесса в дополнение к судебному процессу по делу о несостоятельности, проходящему в иностранном суде. При этом суд по делам о Банкротстве организаций наделяется правом предоставления защиты иностранному представителю должника в признаваемом «основном иностранном производстве» или «неосновном иностранном производстве» (причем средства судебной защиты в большем масштабе предоставляются должнику в основном иностранном производстве) при условии, что такая защита не вступает в явное противоречие с основополагающими принципами американского права [5].

Глава 11 Кодекса о банкротстве дает заинтересованным сторонам довольно гибкие возможности достижения этих целей, включая возможность предложить и получить голос в поддержку плана реорганизации, существенно меняющего права кредиторов и акционеров после выхода из банкротства, а также возможность применения предусмотренных Кодексом о банкротстве правил установления без согласования очередности требований [3].

Вопрос несостоятельности (банкротства) в Германии регулируется двумя основными законами. Это принятый в 1877 году Konkur-sodnung (Конкурсное производство или Конкурсный устав) и принятое в 1935 году Vergleichsordnung (Мировое соглашение). Целями немецкого законодательства о несостоятельности является сохранение бизнеса должника при соразмерном удовлетворении требований его кредиторов. Так же там отведен жесткий срок на восстановление бизнеса 21 день, если должник в этот срок не в силах восстановиться, то у него наступает обязанность по подаче заявления о банкротстве, нарушение данного обязательства влечет уголовное наказание.

Французы, в отличие от, скажем, англичан, по своему духу всегда были склонны к протекционизму. Эта черта их характера ярко проявляет себя, помимо прочего, и в конкурсном законодательстве, средства которого правительство пытается использовать для нейтрализации действия каждого нового вызова французской экономике. А таких вызовов было немало: начиная с 50-х годов XX века французским предприятиям приходится бороться не только с внутренними конкурентами, но также и с соперниками из стран-членов Европейского Союза, прежде всего Великобритании и Германии.

Под воздействием этих экономических факторов и сформировалось новейшее законодательство о банкротстве Французской Республики, единогласно квалифицируемое российскими специалистами как «радикально продолжниковское [5].

Действующее законодательство Франции о банкротстве является результатом большой реформы, имевшей место в 2005 году, основным результатом которой было введение новой процедуры сохранения предприятия, основные черты которой заимствованы из Главы 11 Кодекса Несостоятельности США.

Ликвидация является традиционной процедурой несостоятельности, целью которой является продажа имущества должника с целью удовлетворения требований кредиторов. Она предназначена для тех предприятий, которые находятся в ситуации прекращения платежей и восстановление которых признано судом невозможным (ст. L640–1 ТК ФР) [5].

В постановлении об открытии процедуры ликвидации суд назначает одного или нескольких ликвидаторов, кандидатуру которых имеет право предложить прокурор. Контроль за ходом процедуры ликвидации осуществляют наблюдатели от кредиторов. Образование комитетов кредиторов не предусмотрено.

Открытие процедуры ликвидации влечет автоматическое отстранение руководства должника от управления предприятием. Все полномочия руководителя в отношении должника осуществляет ликвидатор.

Суд, признав, что предприятие может быть продано как единое целое, может позволить продолжение хозяйственной деятельности должника. Если предприятие является достаточно крупным, то управление им может быть поручено судебному управляющему.

Инвентаризация имущества должника и его оценка должна быть проведена независимыми специалистами.

С момента открытия процедуры ликвидации вся информация о предприятии должна быть опубликована в официальном журнале обязательных объявлений, а также на специальном сайте в INTERNET.

По окончании срока приема предложений суду предстоит выбрать наиболее привлекательное из них. Критерий выбора определен в ст. L642–5 ТК ФР: суд должен принять то предложение, которое «наилучшим образом гарантирует сохранение рабочих мест на предприятии и обеспечивает удовлетворение требований кредиторов». Как видно, цена, предложенная за предприятие, не является решающим фактором; главное, на что должен обратить внимание суд, выбирая то или иное предложение — это намерение и способность инвестора организовать экономическую деятельность на базе приобретенного предприятия [5].

На основе условий выбранного предложения суд утверждает план продажи предприятия, содержащий порядок уплаты выкупной цены, стратегию развития предприятия в общих чертах, основные положения социальной политики. В целях предотвращения раздробления предприятия суд может запретить отчуждение того или иного актива в течение определенного времени (ст. L642–10 ТК ФР).

В настоящее время Российское законодательство представляет собой сложную систему правовых норм. В основе которой лежит Гражданский Кодекс Российской Федерации. Нормы данного кодекса возможно условно разделить на три группы [1]:

1) нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство) гражданина и юридических лиц;

2) нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве);

3) нормы, не затрагивающие несостоятельность (банкротство), но тесно связанные с этими отношениями.

Регулирующим наиболее обширный круг отношений в несостоятельности (банкротстве) является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2]. Главной задачей вышеназванного закона является, с одной стороны, исключение организаций не способных выжить в условиях рынка и погашение за счет их имущества образовавшихся долгов, а с другой — предоставление возможности восстановить свой бизнес, путем применения реорганизационных и восстановительных мер. Таким образом, данный закон можно назвать гарантом справедливости, так как он затрагивает интересы всех субъектов, участвующих в процедуре банкротства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — № 237.
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ // «Российская газета”, № 209–210, 02.11.2002.
  3. Ласк Г. Гражданское право США // Книги Google: сайт. — URL: https://books.google.ru/books
  4. M. Jeantin et P. Le Cannu, Droit commercial: enterprises en difficulte, DALLOZ, 2006, p.182.
  5. E. Bailey, H. Groves, C. Smith Corporate Insolvency. Law and Practice. L.,2011. 2ed, p.779
Основные термины (генерируются автоматически): банкротство, несостоятельность, арбитражный суд, предприятие, суд, США, INTERNET, Конкурсное производство, особое производство, судебный процесс.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Особенности правового режима распределения имущества ликвидируемого юридического лица

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Правовые нормы и распределение имущества при ликвидации юридического лица

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Вопросы правового регулирования отношений при реализации судебной санации в процедурах банкротства

Организация и проведение торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства)

Особенности документирования деятельности коммерческой организации

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Похожие статьи

Особенности правового регулирования деятельности обществ с ограниченной ответственностью в России, Украине и Беларуси

Правовые основы реализации административно-правового статуса некоммерческой организации в отношениях легализации и контроля их деятельности

Особенности правового режима распределения имущества ликвидируемого юридического лица

Особенности финансовой отчетности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в РФ

Правовые нормы и распределение имущества при ликвидации юридического лица

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Вопросы правового регулирования отношений при реализации судебной санации в процедурах банкротства

Организация и проведение торгов в электронной форме в процедурах несостоятельности (банкротства)

Особенности документирования деятельности коммерческой организации

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Задать вопрос