Проблемы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 2687 раз

Библиографическое описание:

Майер, Е. А. Проблемы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения / Е. А. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60390/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: тарифное регулирование, тариф, сфера теплоснабжения, теплоснабжающая организация, затраты, прибыль.

Теплоснабжение — это важная отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Регулирование сферы теплоснабжения является одной из составляющих управления экономикой региона. Основная цель регулирования тарифов в теплоснабжении заключается в обеспечении баланса интересов ресурсоснабжающих организаций и потребителей при соблюдении интересов государства.

Регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э.

Действующим законодательством установлено четыре метода регулирования тарифов: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

В настоящее время тарифное регулирование в сфере теплоснабжения не стимулирует ресурсоснабжающие организации. Проблема заключается в неэффективной системе действующего регулирования, поскольку тариф определяется региональными энергетическими комиссиями в соответствии с понесенными теплоснабжающими организациями затратами (метод «затраты+»), предусматривающий формирование необходимой валовой выручки, включая определенную величину прибыли, для обеспечения планируемого производства и передачи тепловой энергии. Существующая система, основанная на затратных принципах формирования тарифа, не стимулирует теплоснабжающие организации снижать себестоимость тепловой энергии. Соответственно, если предприятие снизит себестоимость тепловой энергии, то в рамках действующей системы тарифного регулирования тариф тоже будет снижен. Поскольку прибыль, включаемая в тариф, рассчитывается как установленный процент от себестоимости тепловой энергии, то снижение затрат приведет к снижению величины прибыли, включаемой в тариф. В результате теплоснабжающая организация оказывается экономически незаинтересованной в снижении себестоимости. Наоборот, предприятие заинтересовано в ее росте.

Теплоснабжающим организациям невыгодно производить модернизацию своих объектов и снижать производственные затраты по причине исключения в следующем периоде регулирования сэкономленных средств из тарифов на тепловую энергию. В сложившейся ситуации ресурсоснабжающие организации принимают решение не действовать себе в убыток, и в результате таких решений инвестиционная деятельность становится невозможной. Вследствие этого происходит ежегодный рост износа основных фондов коммунальной инфраструктуры.

Кроме этого, основной проблемой регулирования является ограничение роста тарифа путем установления индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги устанавливаются на один год. Изменение тарифов на тепловую энергию всегда отстает от изменения цен на ее составляющие. По этой причине теплоснабжающие организации не могут включить в тариф все понесенные затраты. Не включенные в тариф затраты входят в сумму убытка предприятия.

При расчете суммы затрат в большинстве случает регулирующим органом принимаются нормативные затраты, а не реально сложившиеся или необходимые. Это приводит к тому, что затраты, включаемые в тариф и понесенные предприятием, различаются. Например, нормативные тепловые потери ниже фактических. Таким образом, поскольку регулирующие органы включают в тариф нормативные затраты, то устанавливаемый тариф не соответствует реальной структуре затрат теплоснабжающей организации. Это означает, что предприятие понесет убыток.

Также при утверждении тарифа не учитываются реальные потребности теплоснабжающей организации в прибыли. Ряд необходимых расходов ресурсоснабжающая организация может произвести только из прибыли, например на модернизацию основных фондов. Поскольку включаемая в тариф прибыль рассчитывается как определенный процент от себестоимости тепловой энергии, то ее зачастую недостаточно для финансирования необходимых расходов.

Одним из внешних факторов, влияющих на тариф, является объем произведенной тепловой энергии. Цена единицы тепловой энергии напрямую зависит от величины полезного отпуска. Чем больше полезный отпуск тепловой энергии потребителям, тем меньше удельный вес постоянных расходов в расчете на единицу тепловой энергии и, как следствие, ниже тариф. Но фактически при увеличении потребителей и отапливаемых площадей происходит рост тарифа. На рост тарифа влияют протяженность тепловых сетей и износ основных фондов, при которых размер технологических потерь при передаче тепловой энергии становится больше.

В настоящее время, в рамках действующей системы тарифного регулирования не существует связи между размером установленного тарифа и ключевыми индикаторами эффективности, которые теплоснабжающая организация должна достигнуть.

На сегодняшний день уровень тарифов ниже фактических затрат, что ведет к убыточности теплоснабжающих организаций и отсутствию необходимых финансовых средств для развития инфраструктуры. Существующие недостатки регулирования тарифов свидетельствуют о том, что действующие подходы не только не устраняют негативные эффекты, но и порождают новые: отсутствие стимулов к снижению издержек у теплоснабжающих организаций, низкая инвестиционная активность. Тарифы должны обеспечивать финансовые потребности теплоснабжающих организаций. В такой ситуации является целесообразным смена подходов к государственному регулированию тарифов.

В настоящее время вводится долгосрочное государственное регулирование в сфере теплоснабжения. Действующим законодательством предусмотрена ежегодная корректировка установленных долгосрочных тарифов. В этой части государственное регулирование тарифов повторяет подходы по формированию прогнозов социально-экономического развития, бюджетов различный уровней. Прогноз предусматривает индексацию тарифов на тепловую энергию по формуле «инфляция минус», когда предполагается увеличение тарифов в среднем на уровень инфляции предыдущего года, умноженной на установленный коэффициент.

Долгосрочные тарифы на тепловую энергию, разработанные на основе указанных прогнозов, ежегодно корректируются в рамках соответствующих ограничений. Данная мера была призвана сдержать рост издержек и перераспределить доходы теплоснабжающих организаций. Полученная разница прогнозных показателей и фактических затрат приводит не только к недорегулированности теплоснабжающих организаций в каждом конкретном периоде, но и к обязанности регулирующих органов учитывать в последующих периодах разницу в расходах, возникающих вследствие заниженного прогноза и более высокого факта. Соответственно, некорректный, недостоверный прогноз становится и в этом случае основанием для корректировки тарифов на тепловую энергию в течение долгосрочного периода.

Важным документом, являющимся основой долгосрочного тарифного регулирования, является инвестиционная программа. Но многолетние ограничения роста тарифов привели к тому, что утверждение и исполнение инвестиционных программ стало практически невозможным. Это делает недостижимыми цели по долгосрочному планированию деятельности теплоснабжающих организаций и платежам потребителей.

Литература:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении»//Российская газета. Федеральный выпуск. 2010 N 168.

2. Приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»//«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».2013. N 33.

3. Овсянников А. С., Воротынцева А. В., Торова И. И. Анализ цен и тарифов в сфере теплоснабжения//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: экономика и предпринимательство. 2015. № 1(12). С. 36–39.

4. Калинская Е. С., Гелета И. В., Коваленко А. В. Проблемы управления затратами ресурсоснабжающих организаций в государственно-регулируемом секторе экономики//Экономика устойчивого развития. 2016. № 3(27). С. 214–218.

5. Межова О. А. Проблемы тарифного регулирования в сфере теплоснабжения// Российская экономика в современных условиях. 2015. С. 88–93.

6. Шакиров Т. А. Тарифное законодательство как основной барьер для привлечения частных инвестиций в коммунальный сектор//Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 7(142). С. 65–78.

7. Кудрявцев К. А. Исследование и устранение пробелов в государственном регулировании тарифа на теплоноситель в регионе// Регионология. 2017. Т. 25. № 3. С. 364–378.

Основные термины (генерируются автоматически): тепловая энергия, сфера теплоснабжения, тариф, теплоснабжающая организация, тарифное регулирование, затрата, государственное регулирование тарифов, гражданин платы, полезный отпуск, регулирование тарифов.


Ключевые слова

прибыль, затраты, тариф, тарифное регулирование, сфера теплоснабжения, теплоснабжающая организация

Похожие статьи

Проблемы привлечения к административной ответственности в сфере ЖКХ

Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан

В статье анализируются проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан, проводится анализ статистических данных по опросам населения, выдвигаются предложения по устранению выявленных проблем.

Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

В статье рассмотрена организация государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также сделаны соответствующие выводы о взаимодействии государственных органов.

Законодательные пробелы регулирования порядка проведения прокурорских проверок организаций жилищно-коммунального комплекса с привлечением специалистов

Проблемы, возникающие при заключении концессионных соглашений в сфере теплоснабжения

Недостатки нормативного правового регулирования пределов прокурорского надзора в жилищно-коммунальной сфере

Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

В статье подробно рассмотрены вопросы законодательного регулирования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками по уровням нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Терминологические проблемы определения жилищно-коммунального хозяйства

Похожие статьи

Проблемы привлечения к административной ответственности в сфере ЖКХ

Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан

В статье анализируются проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан, проводится анализ статистических данных по опросам населения, выдвигаются предложения по устранению выявленных проблем.

Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

В статье рассмотрена организация государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также сделаны соответствующие выводы о взаимодействии государственных органов.

Законодательные пробелы регулирования порядка проведения прокурорских проверок организаций жилищно-коммунального комплекса с привлечением специалистов

Проблемы, возникающие при заключении концессионных соглашений в сфере теплоснабжения

Недостатки нормативного правового регулирования пределов прокурорского надзора в жилищно-коммунальной сфере

Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

В статье подробно рассмотрены вопросы законодательного регулирования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками по уровням нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Терминологические проблемы определения жилищно-коммунального хозяйства

Задать вопрос