На многих предприятиях, особенно в сфере метрополитена, где технологический процесс распределен на больших площадях, остро стоит проблема мониторинга и управления удаленными объектами. Своевременный сбор достоверной информации часто играет ключевую роль в управлении производственным процессом — он позволяет предупредить аварийные ситуации, спланировать действия по ремонту и обслуживанию удаленных объектов. Анализ накопленных данных позволяет принимать эффективные решения по управлению ресурсами предприятия и выбору подходящего оборудования для модернизации объектов.
На таком объекте, как метрополитен, диспетчеру для эффективного управления станцией необходима информация о текущем состоянии вентиляционной системы, системы пожаротушения, системы водоснабжения и так далее.
Основные задачи, решаемые системой телеуправления и диспетчеризации метрополитена:
– опрос датчиков, счетчиков, расходомеров и шкафов управления;
– сбор информации о состоянии насосов, задвижек, вентиляторов;
– управление исполнительными механизмами;
– контроль доступа на объекты.
Чем выше требования к количеству и качеству информации, тем сложнее и дороже обходятся ее сбор и доставка. Казалось бы, современные коммуникации позволяют решить любые вопросы получения данных но, к сожалению, сбор и доставка информации на базе существующей коммуникационной связаны с рядом проблем:
– далеко не ко всем удаленным объектам можно проложить физическую линию связи;
– использование радиосвязи требует получения разрешения на частоту, обеспечения ЭМС (электромагнитной совместимости) на используемой территории, тщательного изучения условий распространения радиосигнала и, исходя из этого, выбора соответствующих антенных устройств, антивандальной защиты и т. п.;
– применение сотовой связи ставит предприятие в зависимость от надежности оператора [1].
Прокладка дорогостоящих линий связи, особенно в условиях городской инфраструктуры, и высокая стоимость оборудования могут свести на нет эффект от создания системы сбора информации об объекте. Это приводит к идее создания универсальной распределенной системы телеуправления и диспетчеризации, рассчитанной на заказчиков, имеющих разные финансовые и технические возможности. Такая система диспетчерского управления должна:
– иметь универсальную структуру, состав и условия эксплуатации;
– включать в себя большой выбор различных способов организации связи;
– обеспечивать работу с широким спектром приборов измерения и учета.
Внедрение диспетчерской системы обеспечивает повышение качества оперативного учета, планирования и распределения энергоресурсов, ведение объективного учета потребления энергоресурсов, комплексную диспетчеризацию состояния инженерного оборудования.
Благодаря шинной архитектуре система сбора данных является гибко масштабируемой. Подсистема ввода-вывода может включать в себя от нескольких десятков до нескольких сотен сигналов разного типа, а также множество видов интеллектуальных устройств.
В случае использования большого количества сигналов и жестких требований по циклу опроса модули ввода-вывода разбиваются на группы и подключаются к отдельным каналам контроллеров, обеспечивая параллельное чтение данных.
Диспетчерская подсистема включает программно-аппаратные средства человеко-машинного интерфейса и обслуживания системной базы данных. Подсистема строится на базе пакета SCADA системы [2].
Диспетчерская подсистема предназначена для наблюдения и дистанционного управления станциями в режиме реального времени, а также накопления и обработки информации, поступающей с объектов учета. Представляет собой пакет программ верхнего уровня, устанавливаемый на компьютер (компьютеры) в диспетчерской и настраиваемый под текущую конфигурацию обслуживаемого оборудования и узлов сбора данных и управления.
Программное обеспечение имеет открытый интерфейс, что позволяет пользователю при минимальных навыках работы с персональным компьютером наиболее полно использовать возможности настройки.
Основные функции программы:
– отображение общей схемы расположения оборудования и индикация каждого диспетчерского контроля;
– отображение параметров каждого объекта диспетчерского контроля;
– поддержка базы данных объектов;
– ведение отчетности в электронном и бумажном виде, настройка оператором таблиц и графиков, отображающих состояние контролируемого объекта;
– контроль и сигнализация, неисправности и аварийных ситуаций;
– расширение диспетчерской системы за счет использования протоколов взаимодействия с подсистемой сбора информации для передачи объектам команд и конфигурационной информации;
– настройка размеров объекта на карте;
– создание новых и редактирование уже существующих объектов;
– расположение, конфигурация, настройка отображения;
– сбор и предоставление информации от одного или нескольких узлов с настраиваемой периодичностью;
– дистанционное управление режимами работы объектов.
Программное обеспечение позволяет отображать местоположения производственных объектов, указывать местоположение точек сбора данных и обеспечивает цветовое отображение состояния каждого объекта. Каждый объект связан с диаграммой, которая отображает текущее состояние параметров контрольной точки, поддерживает создание и редактирование структуры точек сбора, схем функций точек. Для каждого элемента можно задать различные приоритеты опроса [3].
Литература:
- Автоматизация диспетчеризации производственных процессов промышленных предприятий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nauka.x-pdf.ru/17raznoe/389108–1-vvedenie-odnoy-osnovnih-tendenciey-razvitiya-sistem-dispetcherizacii-proizvodstvennih-processov-yavlyaetsya-rasshirenie-f.php;
- Мусаев А. А., Шерстюк Ю. М. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента// практическое руководство для специалистов по качеству. — 2006. — С. 30–33;
- Диспетчерская подсистема. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bookucheba.com/avtomatizatsiya_1400/dispetcherskaya-podsistema-70532.html.