Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чадаева, О. А. Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы) / О. А. Чадаева, Н. В. Кучмезова, С. В. Паунькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 400-402. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60399/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тяжёлые или множественные нарушения развития воспитанников специальных коррекционных центров определяют наличие у данной категории детей системного недоразвития речи или полного его отсутствия. Как правило, эти дети практически не умеют общаться, им трудно обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями. Поэтому одной из главных задач, осуществляемых в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, является работа по развитию у них речевых умений и навыков, а также введение средств альтернативной коммуникации. Эта задача осуществляется в центре логопедом, и другими специалистами на всех коррекционных занятиях. Не составляют исключения и занятия, проводимые воспитателем. Активное использование речи и средств альтернативной коммуникации на таких занятиях помогает осознанности работы детей и лучшей их адаптации к условиям окружающей среды. Формирование речевых средств воспитанников в ходе занятий происходит за счёт обогащения речи словами, новыми пиктограммами, которые сначала используются на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарь. В дальнейшем использование пиктограмм, помогает «неговорящему» ребёнку общаться при помощи карточек, быстрее проявлять инициативу. Благодаря таким карточкам общение для ребёнка с окружающими людьми становится более доступным.

Воспитателем совместно с логопедом учреждения проводились занятия, целью которых было оказание помощи воспитанникам в адаптации к окружающему миру, приобретении навыков общения в окружающей среде и определение путей формирования речи в процессе экскурсий. В работе принимали участие 10 воспитанников с тяжёлыми и множественными нарушениями развития ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». 10 мальчиков 11–16 тлет. Занятия — экскурсии проводились на свежем воздухе, в ландшафтном парке, в первую половину дня. Работа по реализации поставленной цели, проводилась поэтапно. На первом этапе проводилось обследование, показавшее не сформированность у воспитанников элементарных знаний о сезонных изменениях природы, бедности активного и пассивного словаря и неумении детьми вести себя в общественном месте. На втором этапе было организовано обучение, направленное на формирование активного и пассивного словаря, на введение пиктограмм, как средств альтернативной коммуникации, на развитие познавательного интереса и адаптацию воспитанников в общественном месте. Коррекционная задача данного этапа предполагала формирование понимания обращенной к детям речи, обогащении их словаря специальной лексикой, расширение личного пространства в микро и макро социуме, формирование умений и навыков адекватного поведения в обществе, а также развитие способности у ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции.

Основной акцент в начале обучения делался на расширение круга представлений о предметах, явлениях природы, развитии культурного поведения в общественном месте, воспитании доброжелательного отношения к окружающим людям, воспитании любви к природе, повышении речевой мотивации. На следующем этапе проводилась работа по формированию умения называть предметы, явления природы и элементарно описывать их, практически применять пиктограммы. Для речевых детей мы предлагали материал для формирования связной речи. Формирование описательной речи начиналось с более подробного словесного анализа выделяемого предмета, явления природы. Обследование предмета происходило с выделения его основных частей. Так дети усваивали словарь и грамматические формы языка. В качестве иллюстрации приводим пример занятия по теме: «Водоплавающие птицы: утка»

Воспитатель: — Посмотрите ребята, по воде плывут птицы — утки. Рассмотрите утку внимательно. Она серого цвета. Овальной формы. У неё есть голова, шейка, туловище и хвостик. Утки плывут по воде. Это — птицы. Они могут не только плавать, но и летать. А летают они с помощью крыльев. Утка плавает в пруду.

И только после того, как дети освоили систему выделения свойств предмета, относительно лексически точно и грамматически правильно отражая это в своих ответах, мы предлагали им самостоятельно описать увиденное с опорой на предмет. При описании предметов мы предлагали план последовательности:

  1. Название предмета.
  2. Цвет предмета.
  3. Форма предмета.
  4. Части предмета.
  5. Место расположения.

Работа над планом зависела от интеллектуальных, возрастных и речевых возможностей ребёнка.

План давал воспитанникам возможность последовательно описывать предмет, а иногда и пользоваться распространенными ответами в самостоятельных высказываниях.

Воспитанникам, у которых не сформирована речь, мы вводили пиктограммы. При подборе средств альтернативной коммуникации учитывали индивидуальные возможности ребёнка и его сильные стороны.

Приводим пример занятия по теме: «Водоплавающие птицы: утка».-

При описании утки логопед предлагает картинку с изображением утки (в отдалении располагается утка). Указывая на предмет, логопед говорит: «Это утка. Затем указывает на предметную картинку и говорит: «Это утка». Логопед совместно с каждым «неговорящим» ребёнком указывает на предмет и предметную картинку. После этого логопед учит находить знакомое изображение среди двух и более предметных картинок. Ребёнок, используя указательный жест, показывает нужную предметную картинку.

Также для «неговорящих» детей мы предлагали материал для звукоподражания:

Логопед:

— Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

Пролетел весёлый жук,

Ж-ж-ж-ж

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

Клювом перья расправляют

Ветер ветки раскачал?

Шарик тоже закричал,

А-а-а.

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш

И опять настала тишь,

Ц-ц-ц.

Разнообразие использования приёмов речевой организации воспитанников на занятиях — экскурсиях воспитателя и логопеда обусловило появление в их речи слов, простых грамматически правильно оформленных фраз, а у безречевых детей появились вокализы и они научились правильно использовать пиктограммы для выражения своих желаний. Организованные таким образом занятия расширили возможности для активизации речи воспитанников с тяжелыми нарушениями интеллекта. Дети приобрели навыки общения и взаимодействия со своими сверстниками, научились управлять своими эмоциями, адекватно вести себя в незнакомой для них ранее окружающей среде. А речевые успехи, в свою очередь, создавали эмоциональный подъём и явились стимулирующим фактором в адаптации воспитанников. Это доказывает о правильности выбранных нами методов работы с детьми по формированию речи и социализации воспитанников со сложной структурой дефекта.

Основные термины (генерируются автоматически): альтернативная коммуникация, занятие, общественное место, окружающая среда, ребенок, уток, явление природы, адаптация воспитанников, пассивный словарь, предметная картинка.


Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Роль отца в семье и в воспитании детей (из опыта совместного взаимодействия воспитателя и педагога-психолога по формированию представлений о роли отца в семье)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Роль отца в семье и в воспитании детей (из опыта совместного взаимодействия воспитателя и педагога-психолога по формированию представлений о роли отца в семье)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Задать вопрос