В статье анализируется деятельность корпоративных форм предприятий на примере различных регионов, в контексте выявления эффективности их правового регулирования и поиска существующих проблем и недоработок в праве. Информационную базу исследования составили фундаментальные понятия предпринимательского права в России, данные органов государственной статистики, материалы периодических изданий и научных аналитических документов, материалы ведущих мировых экономистов и руководителей предприятий, а также собранные и систематизированные материалы о предприятиях сферы услуг, информация из компьютерной сети «Интернет».
Основная цель диссертационной работы заключается в определении и обосновании правового положения каждого вида корпоративных форм предпринимательской деятельности в России, определение особенностей и актуальных проблем в правовом регулировании данной сфере в современной России, выявлении наиболее новых и актуальных пробелов в праве, в следствии и поиск путей решения существующих проблем российского предпринимательского права в корпоративной сфере.
Ключевые слова: корпоративные формы предпринимательства, предпринимательская деятельность, правовое регулирование предпринимательской деятельности.
В настоящее время тенденции развития российской экономики предполагают использование профессионального менеджмента, эффективного стратегического планирования и управления, применение более эффективных и современных методов организации производства и организационно — правовых форм предприятий. В условиях современной рыночной экономики в России применение холдинговых или иных корпоративных форм в ряде отраслей привели к усиленному развитию и модернизации предприятий. Однако, в настоящее время корпоративные формы предпринимательской деятельности в России не получили должное распространение и начало в их правовом регулировании положено относительно недавно. Если в некоторых крупных городах существуют объединения предприятий, то это является редким исключением, нежели частым правилом.
Устойчивое и прогрессивное развитие предпринимательской деятельности в России не может продолжаться без разработанной и эффективной системы правового регулирования данных процессов, отвечающей требованиям современных рыночных отношений. В связи с этим, особую актуальность приобретает разработка и развитие концептуальных основ правового регулирования организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности в России. В современной России предпринимательская деятельность представляет собой множество разрозненных и, как правило, некрупных предприятий, не имеющих прочных кооперационных связей между друг другом и в сотрудничестве с промышленными предприятиями. Вследствие этого предприятия не могут органично развиваться и модернизировать материально — техническую базу, повышать качество предоставляемого обслуживания, услуг и товаров. Что, в свою очередь, значительно сказывается на развитии корпоративного предпринимательства в целом.
Таким образом, исследование организационно-правовых условий развития корпоративных форм в современной России является актуальным, как с точки зрения социальной и правовой значимости представленных вопросов, так и с точки зрения правовых, экономических и общественных отношений в субъектах и государстве в целом. Корпоративные структуры являются наиболее важными элементами рыночного механизма на федеральном и региональном уровне. При всем многообразии форм организации предпринимательской деятельности принципы современного рынка наиболее адекватно реализуются в крупных корпоративных структурах, поскольку они фактически представляют собой объединенные юридически самостоятельные первичные звенья производства. Теоретико-методологическую основу исследуемой проблемы составляют труды отечественных и зарубежных авторов. Теоретическими основами диссертационного исследования в области создания и функционирования корпоративных структур послужили методологические разработки Меденцова А. С., Кашаниной Т. В.
Вместе с тем проблема создания эффективных корпоративных структур в России пока не нашла достаточно полного отражения в литературе и нуждается в продолжении углубленного исследования. Создание комплексных методов решения организационно-правовых проблем в сфере регулирования корпоративных форм предпринимательства представляется актуальной задачей, послужившей мне основанием для выбора темы и цели диссертационного исследования. Основная цель данной диссертационной работы заключается в определении и обосновании правового положения каждого вида корпоративных форм предпринимательской деятельности в России, определение особенностей и актуальных проблем в правовом регулировании данной сфере в современной России.
Корпоративными формами предпринимательской деятельности являются хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия. Акционерное общество — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права участников общества (акционеров); акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Открытое акционерное общество — это акционерное общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; не допускается установление преимущественного права ОАО или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
Общество с ограниченной ответственностью — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вкладов. Общество с дополнительной ответственностью — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами ОДО. Полное товарищество — это коммерческая организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам лично принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере (коммандитное) — это коммерческая организация, в которой наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия — это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником. Имущество передается им на праве хозяйственного ведения. Казенным предприятиям — на праве оперативного управления. Их уставный фонд не может быть разделен на части.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: определить место и роль предпринимательской деятельности в России, дать основную классификацию форм предпринимательской деятельности; изучить основные проблемы и особенности источников правового регулирования различных форм предпринимательской деятельности; выделить классификацию корпоративных форм предпринимательской деятельности и их правового регулирования с целью выявления основных механизмов создания эффективных корпоративных структур; проанализировать актуальные проблемы в предпринимательской деятельности в целом, отдельно уделяя особое внимание перспективам развития правового регулирования корпоративных форм предпринимательской деятельности в России; рассмотреть и проанализировать судебную практику и тенденции развития правового регулирования выбранных форм предпринимательства.
Информационную базу исследования составили фундаментальные понятия предпринимательского права в России, данные органов государственной статистики, материалы периодических изданий и научных аналитических документов, материалы ведущих мировых экономистов и руководителей предприятий, а также собранные и систематизированные материалы о предприятиях сферы услуг, информация из компьютерной сети «Интернет». В процессе работы были также использованы законодательные и нормативные документы Российской Федерации и субъектов федерации, а также материалы федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к исследованию правовых источников регулирования создания и управления корпоративных форм предпринимательства на современном этапе их развития в России, выявлении наиболее новых и актуальных пробелов в праве, в следствии и поиск путей решения существующих проблем российского предпринимательского права в корпоративной сфере.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- Гражданское право: Учебник / Н. Н. Агафонова, С. В. Артеменков, В. В. Безбах и др.; отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. — М.: Юристъ, 2016. Ч. 1
- Корпоративное право: учебное пособие для академического бакалавриата / Т. В. Кашанина. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 189 с.
- Абакумова Е. Б. — Предпринимательское право. // Курс лекций. — Новосибирск: СибАГС, 2016. — 195 с.
- Губин Е. П. — Предпринимательское право Российской Федерации. // 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, ИНФРА-М, 2017. — 992 с.