В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.
Ключевые слова: политическая культура, политическая система, культура, ценности, общая культура, общество.
Изучение политической жизни любого государства предполагает исследование его политической культуры. Которая в свою очередь, может объяснить отличительные черты политической системы. Знание политической культуры раскрывает огромные возможности для прогнозирования поведения граждан и политической элиты страны. В формировании политической культуры огромную роль играют: историческое развитие страны, религия, деятельность государства, СМИ. Политическая культура очень динамична, внешние факторы постоянно влияют на нее, поэтому исследование политической культуры является актуальным.
В широком смысле под политической культурой можно понимать составную часть общей культуры, которая воплощает в себе политический опыт, установки, уровень политических знаний, образцы политического поведения, а также содержит в себе исторический опыт и память в сфере политики. В 1963 в работе «Гражданская культура» американскими учеными Г. Алмондом и С. Вербой было сформулировано одно из наиболее общеизвестных понятий политической культуры: «политическая культура обозначает систему символов, убеждений, ценностей, благодаря которым становится возможным определить ситуацию, в которой происходит политическое действие» [1, с.28].
Так как политическая культура является частью общей культуры, изучение нужно начать именно с понимания общей культуры.
В широком смысле культуру можно понимать как комплекс результатов материальной и духовной деятельности, культура является связующим элементом между природой и обществом.
Г. Риккерт определял культуру как «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями, она совокупность этих ценностей» [7, с.27]. В современных исследованиях данная точка зрения пользуется популярностью.
Таким образом, под культурой можно понимать совокупность ценностей, идеалов, норм поведения, которые присущи представителям определенных человеческих обществ, а главной задачей культуры в обществе является формирование и транслирование этих характеристик.
Культура каждого общества по-своему уникальна, поэтому представители разных культурных обществ отличаются друг от друга. Культура общества складывается под слиянием огромного количества внешних и внутренних факторов, которые формируются в течение длительного времени.
Т. В. Карадже предложила понимание культуры как системы, состоящей из «ядра», «элементов» и «защитного пояса». Главным в данной системе является «ядро», которое формируется в процессе становления этноса. «Ядро» содержит в себе информацию, которая передается от одних поколений другим, сохраняя эту информацию этнос уберегает себя от распада и смешивания с другими культурами. В обыденном понимании этим ядром являются менталитет, национальный дух, национальный характер [5, с.10].
Существует множество факторов, формирующих это «ядро»: природные явления, исторические факторы, религия, законы. Как писал Монтескье: «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Как результат всего этого образуется общий дух народа. Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих. Над дикарями властвуют почти исключительно природа и климат, китайцами управляют обычаи, в Японии тираническая власть принадлежит законам, над Лакедемоном в былое время господствовали нравы, принципы правления и нравы старины господствовали в Риме» [6, с.70]. Р. Арон писал: «Общий дух нации нельзя сравнивать с созидательной волей личности или группы. Общий дух народа — это образ жизни, образ действия, образ мысли и чувства отдельно взятой, географически и исторически сложившейся общности людей» [3, с.63].
Стоит сказать, что «ядро» не просто является носителем определенной информации, но и осмысливает эту информацию эмоционально, формируя при этом определенные архетипы.
Определенный носитель не просто теоретически знает свою культуру, но и принимает ее на эмоциональном уровне. Данные эмоциональные установки, сформированные определенной политической культурой, не будут действовать в рамках другой политической культуры. При этом эмоциональные установки меняются с течением времени. Формирование эмоциональной атмосферы влечет за собой появление в обществе установки «свои-чужие». Данная установка создает эмоциональные реакции принятия или отторжения. Реакция отторжения опирается на чувстве агрессии, выражающемся в ярости, гневе и презрении. Но в этих проявлениях выражениях агрессии существует значительная разница: гнев и ярость явления быстро затихающее, а презрение имеет тенденцию к длительному течению, оно более полно отражает установку «чужие» по отношению к представителю другой культуры. Антрополог Ф. Барт выделил признаки, по которым можно провести деление на «своих-чужих»: по биологическим, культурным, лингвистическим и структурным признакам. По сути, все эти признаки объединяет одно — «чужие» чем-то не похожи на «своих», это и делает их чуждыми отдельным людям или целым этносам.
«Ядро» окружено «защитным поясом», которое состоит из традиций, обычаев, ритуалов, стереотипов, в которых выражаются ценности культуры. В традициях выражается связь поколений, прошлого и настоящего, аккумулируется опыт прошлых поколений. Традиции в политической культуре занимают одно и центральных мест, еще Аристотель писал: «Законы, основанные на обычае, имеют большое значение и касаются более важных дел, нежели законы, писанные так, что если какой-нибудь правящий человек и кажется более надежным, чем писаные законы, то он ни в коем случае не является таковым по сравнению с законами, основанными на обычаях» [2, с.482].
Наряду с традициями, духовные ценности также выполняют роль одного из центральных акторов культуры, их можно обнаружить в разных проявлениях сознания: морали, религии, философии, искусстве, науке. Духовные ценности опираются на эмоциональное состояние и выполняют очень важную функцию в обществе — интеграционную. Формирование духовных ценностей, идеалов, целей позволяет обществу активно развиваться, что можно видеть на примере истории различных наций и этносов, так, А. Уайтхед писал, что если в обществе нет какой-либо высшей цели, то это общество погрязнет в сладострастии или же впадет в монотонное однообразие [8, с.717]. Но стоит сказать о том, что идеалы не всегда бывают положительными, могут быть даже разрушительными. По сути, эти идеалы — цель жизнедеятельности не только конкретных людей, но и групп и обществ. Понятие идеалов очень тесно связано с верой, которая при соответствии этническим особенностям группы подкрепляет идеалы и делает их устойчивыми и надежными. Одной из главных задач культуры можно назвать проявление этих духовных ценностей и идеалов, которые формируют основные цели общества. Ценности и идеалы существуют только в рамках культуры, в конкретных исторических событиях.
Ценности, идеалы, традиции, обычаи формируют «защитный пояс», который образуется достаточно сложно, на его становление оказывает влияние временной фактор, исторические условия, эмоциональные установки общества, отношение по отношению к «свои-чужим».
Можно определить три типа «защитного пояса»:
− Жесткий, который не допускает проникновение чужеродных элементов других культур в ядро;
− Эластичный, который не отторгает составляющие других культур, но при этом трансформирует их;
− Неустойчивый, который ассимилирует другие культуры, при этом практически исчезает действующая культура.
«Защитный пояс» ограничивает воздействие на «ядро», но при этом важно, чтобы эти ограничения не нарушили адаптационные механизмы, и действующая культура могла подстраиваться под изменяющийся мир разнообразных культур, сохраняя при этом свою культурную идентичность.
Теперь стоит перейти к понятию политическая культура, как я определил в начале параграфа, в широком смысле под политической культурой понимается составная часть общей культуры, которая воплощает в себе политический опыт, установки, уровень политических знаний, образцы политического поведения, а также содержит в себе исторический опыт и память в сфере политики.
По мнению К. С. Гаджиева политическая культура является ценностно-нормативной системой, которая разделяется гражданами как субъект политики и включает в себя убеждения, установки, ориентации по отношению к политической системе [4, с.338].
Политическая культура оказывает влияние на становление и развитие различных политических институтов, играет роль в формирование организаций и партий.
«Ядром» политической культуры является политическое мировоззрение, которое проявляется в характере политических отношений в обществе. Политическое мировоззрение образует систему мировоззренческих установок, которые могут быть присущи как отдельным социальным группам, так и большинству населения страны.
«Защитный пояс» политической культуры составляют политические традиции, нормы и ритуалы.
По сути, политическая культура — это комплекс представлений, порой на интуитивном уровне, о политике, политических законах, политических взаимоотношений и политических процессах.
Стоит сделать акцент на двух ступенях политической культуры: рациональной и иррациональной:
− Рациональная ступень олицетворяет воззрения, концепции, которые находят свой отклик в конкретных политических программах и идеологии государства;
− Иррациональная ступень проявляется в политических утопиях и политических мифах.
Ранее упоминалось, что в политической культуре огромное значение имеет эмоциональное восприятие, поэтому иррациональный уровень очень важен для политики, отсюда можно сделать вывод о значимости политических мифов, которые в более простой форме, чем политические программы и идеология, объясняют смысл и суть политических ценностей.
Также, в политической культуре различают постоянные и переменные компоненты.
Постоянные компоненты формируются под влиянием исторических, экономических, национальных особенностей, которые содержат отношение к существующей системе и действующему строю. К ним также можно отнести ценности, образцы поведения, традиции, которые можно назвать устойчивыми и постоянными.
Переменные компоненты изменчивы из-за внешних условий, политических настроений, взглядов и оценок.
Так как политическая культура представляет собой часть общей культуры народа, то на ее формирование и развитие оказывают влияние национальные традиции, исторические события, внешние факторы, религия, традиции. Так как эти факторы формируют особенную систему, то внедрение «чужих» элементов вызывает отторжение у носителей данной политической культуры. Функцию ассимиляции выполняет «защитный пояс» которые подстраивает «чужие» элементы под данную политическую культуру.
Политическая культура выполняет ряд функций:
- Воспитательная функция — политическая культура воспитывает гражданина, формирует его отношение к государству, нации, традициям, ориентирует на определенный способ принятия политических решений;
- Эвристическая функция — политическая культура позволяет индивидам приобрести знания о политике, о картине развития общества, экономики, о способах управления и функциях политической системы;
- Функция самоорганизации — политическая культура способствует адаптации индивида в политической системе, а также позволяет осознать ее нормы, принципы, ценности;
- Интеграционная функция — при участии политической культуры осуществляется консолидация индивидов вокруг ценностей и норм политической системы, данная консолидация предоставляет возможность реализации интересов правящей элиты;
- Нормативно-значимая функция — политическая культура формирует определенные ценности, основным смыслом которых выступают политические события, теории, история Родины, демократия, плюрализм и др.;
- Функция обеспечения исторической и политической сукцессии и постоянности — политическая культура предоставляет транзит опыта от старшего поколения к младшему, предполагающий схожие чувства к политическим явлениям, передачу ценностных ориентаций.
Функции политической культуры в эволюции общества представляют немаловажное значение, так как политическая культура способствует развитию политической личности и помогает реализовывать манипуляции в рамках политической системы [9, с.99–100].
Литература:
- Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд; С. Верба; пер. с англ. Е. Генделя. — М.: Мысль. — 2014. — С. 500.
- Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. Т. 4. — М.: Мысль. — 1983. — С. 779.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика». — 1992. — 608 с.
- Гаджиев К. Политическая наука. — М.: Международные отношения. — 1994. — С. 400.
- Карадже Т. Политическая культура как система: содержание, структура и принципы функционирования // Вопросы политологии. — 2014. — № 3 (15). — С. 9–20.
- Монтескье Ш. О духе законов/Монтескье Ш. Л. Избраные произведения. — М.: Госполит-издат. — 1955. — С. 803.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. /Риккерт Г. пер. под ред. С. И. Гессена. — М.: Республика. — 1994. — С. 128.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии. — М.: Прогресс. — 1990. — С. 717.
- Усикова Л. Политическая культура // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. — 2010. — № 1. — С. 90–101.