Данная статья содержит положения о процедуре проведения дистанционного электронного голосования в Единый день голосования 8 сентября 2019 года на территории города Москвы, анализ нормативных актов по данному вопросу, а также мнение ведущих экспертов об эксперименте в сфере избирательного права.
Ключевые слова: избирательное право, выборы, электронное голосование, дистанционное электронное голосование, Московская городская Дума, Единый день голосования.
29 мая 2019 года был подписан Федеральный закон № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». Проект данного федерального закона внесен депутатами Государственной Думы И. В. Белых, Д. Ф. Вяткиным, М. В. Дегтяревым, В. В. Селиверстовым, Г. Г. Онищенко и М. В. Емельяновым и предполагает введение в качестве эксперимента системы дистанционного электронного голосования на выборах 8 сентября 2019 года в городе Москва. Основной целью закона является тестовое использование в процессе голосования современных технологий, которые позволят создать дополнительные условия и гарантии реализации избирательных прав граждан [2].
На этапе внесения на рассмотрение проекта заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Николай Булаев выразил значительную поддержку данной законодательной инициативе. По его мнению, «такая технология проведения эксперимента, с точки зрения законодательного обеспечения, является единственно правильной. Мы принимаем закон для проведения эксперимента и только в случае удачного эксперимента мы вносим уже свои поправки в основные законы, в первую очередь, конечно, в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав… [5]».
Субъектами права законодательной инициативы конкретно не определены избирательные округа, на которых планируется введение данной системы. Право определения экспериментальных избирательных участков предоставляется Московской городской избирательной комиссии. При этом, согласно данным Центральной избирательной комиссии голосование пройдет на избирательных участках в количестве от одного до трех. При этом использование дистанционного электронного голосования не влечет отмену голосования традиционным способом, а предполагает параллельное использование двух видов голосования. Избиратель, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе города Москвы, вправе самостоятельно выбрать формат участия: дистанционное электронное голосование или традиционное голосование [2].
Уже сейчас очевидно, что электронная система голосования не является собственным изобретением России. На первом в мире интернет-голосовании в Эстонии на выборах в органы местного самоуправления в октябре 2005 года, которое применялось параллельно с традиционной системой голосования, процесс учета голосов был выстроен таким образом, что будет учтен лишь последний отданный голос. Система электронного голосования применяется с десятого по четвертый день до дня выборов, и в день выборов его изменить нельзя [6, С. 498]. Практика показывает, что население не сразу восприняло данную инициативу положительно. В 2005 году такой системой воспользовались менее 10 тысяч избирателей, что составило 1,9 %, от общего числа избирателей. Постепенно, к 2014 году, эта цифра возросла до 31,3 % [4, С. 17].
В статье 2 Федерального закона от 29 мая 2019г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» также впервые закрепляется понятие дистанционного электронного голосования. Данный вид голосования определяется как голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы [1]. Для приведения избирательного законодательства в соответствие следует дополнить статью 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вышеизложенным определением.
Данной платформой голосования станет интернет-портал mos.ru. Поэтому для участия избирателю необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Несомненно, в случае более масштабного распространения дистанционного электронного голосования программное обеспечение будет меняться с учетом региональной специфики.
Процедура тестового голосования состоит из нескольких этапов. В первую очередь, необходимо подать заявление в городскую избирательную комиссию об участии в дистанционном электронном голосовании. В соответствии с законом города Москвы о проведении эксперимента это необходимо сделать не ранее 24 июля и не позднее 4 сентября 2019 года. После проверочных мероприятий избиратель уведомляется о включении в реестр и получает право голосования в электронной форме.
В каждом одномандатном избирательном округе, отобранном для проведения эксперимента, Московская городская избирательная комиссия формирует участковую избирательную комиссию по дистанционному электронному голосованию. Порядок формирования, количество членов с правом решающего голоса и основы организации деятельности участковой избирательной комиссии по дистанционному электронному голосованию устанавливаются законом города Москвы о проведении эксперимента с учетом требований, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. В противном случае проведение дистанционного электронного голосования невозможно в связи с отсутствием органа, обеспечивающего организацию, осуществление и установление итогов такого вида голосования.
Непосредственно в день голосования избиратель идентифицируется через личный кабинет сайта mos.ru и получает доступ к электронному бюллетеню. После выбора голос избирателя учитывается в анонимной зашифрованной форме. Обработка данных осуществляется участковой избирательной комиссией, где данные о голосах суммируются и после окончания процедуры расшифруются с помощью специального электронного ключа. На основании этих данных формируется итоговый протокол электронного голосования. Организаторы эксперимента, опираясь на опыт проведения голосования с помощью системы «Активный гражданин» обеспечивает абсолютную независимость процедуры голосования.
В 2015 году Антонов Я. В. говорил о возможном появлении электронного голосования в России: «Электронная форма голосования, являясь изначально средством обеспечения удобства голосования, определения его результатов и обеспечения прозрачности избирательных процедур, постепенно приобретает новое качество в российской и мировой практике и может быть преобразовано в самостоятельной способ фиксации политического выбора граждан в современном демократическом государстве» [3, с.3]. В 2019 году стремительное развитие интернет-технологий неизбежно ведет к закреплению электронного голосования в качестве основного способа проведения выборов. Понимая всю значимость таких реформ, законодатели дают возможность развитию систем защиты до высокого уровня безопасности. Только в этом случае возможен переход к системе электронного голосования на федеральном уровне. Электронное голосование — это значительный шаг к расширению возможностей активного избирательного права без территориальной привязки и, как следствие, понижению уровня абсентеизма среди избирателей.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 мая 2019г. № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» [Электронный ресурс] // https://garant.ru
2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва» [Электронный ресурс] // https://sozd.duma.gov.ru
3. Антонов Я. В. Электронное голосование в системе электронной демократии: конституционно-правовое исследование: автореф. диссер. / Я. В. Антонов // М., 2015. — 27c.
4. Матренина К. Ю. Становление электронного голосования на выборах в Российской Федерации и перспективы его развития: автореф. дис. / К. Ю. Матренина. — Тюмень, 2016. — 30с.
5. ЦИК: электронное голосование в РФ закрепят в законах в случае успеха эксперимента» [Электронный ресурс] // https://www.newsru.com/
6. Alvarez R. M., Hall T., Trechsel A. Internet Voting in Comparative Perspective: The Case of Estonia. // Political Science and Politics. — 2009. — № 42. — No. 3. — P. 498–499.