Условия развития спортивно-туристических кластеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 17.06.2019

Статья просмотрена: 1566 раз

Библиографическое описание:

Юткина, А. С. Условия развития спортивно-туристических кластеров / А. С. Юткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 378-384. — URL: https://moluch.ru/archive/262/58454/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие спортивно-туристических кластеров — важная социальная задача, решение которой способствует не только сбалансированности региональных экономик, но и вовлечению в предпринимательскую деятельность наиболее прогрессивной части населения, склонной к правильному образу жизни и активному проведению досуга. Повышение предпринимательской активности в данном сегменте экономики определяется рядом факторов, к числу которых относятся политика государства по развитию спорта и туризма; наличие объектов спортивной инфраструктуры; достаточность гостиничного фонда, наличие историко-культурных объектов в регионе, число субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на развитие спортивно-туристических кластеров и др. В статье рассматривается возможность развития спортивно-туристических кластеров в России с учетом влияния на данный процесс наиболее значимых факторов.

Ключевые слова: кластер, спортивно-туристические кластеры, предпринимательство, региональное развитие

Занятия физической культурой и спортом с каждым годом становятся все более популярными в всем мире. Люди осознанно выбирают здоровый образ жизни и уже с молодых лет начинают заботиться о своем здоровье. Спорт и туризм приобретают большее значение в нашей жизни и становятся, наряду с наукой и искусством, полноправными компонентами социальной жизни общества.

Развитие спорта и туризма, эффективное использование спортивного наследия мега-мероприятий являются популярной темой научных исследований российских и зарубежных авторов [1,13,14]. Для большинства регионов России созданный за последние годы комплекс спортивных сооружений может стать важным ресурсом в развития малого и среднего предпринимательства [12]. Однако вопросы регионального развития сферы спортивно-туристической индустрии на базе объектов наследия спортивных мега-мероприятий и вовлечению в этот процесс субъектов малого бизнеса не решены и требуют дополнительных исследований, что определяет актуальность данной работы. Целью исследования является рассмотрение перспектив создания кластерных образований в сфере спортивно-туристической индустрии.

Дисбаланс регионального развития — серьезная проблема экономики страны, о необходимости решения которой отмечается в практически во всех основных программных документах [1,5]. Одним из путей решения этой проблем может стать процесс интеграции предпринимательских структур в регионе на основе создания кластеров в наиболее перспективных для региона областях экономики [15].

Основные принципы кластерной политики в Российской Федерации были представлены в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года [1]. В этом документе формирование кластеров в высокотехнологичных отраслях производства, в перерабатывающей промышленности и производстве энергии определяется как ключевое условие модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала российских регионов определено. Возможность создания кластеров не ограничена этими областями и кластерные структуры, как формы интеграции субъектов хозяйственной деятельности с целью объединения ресурсов для создания добавленной ценности, эффективны и во многих других областях: туризме, спорте, здравоохранении, образовании и т. д.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», понятие «туристский кластер» определяется как сосредоточение на некоторой территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом, и рекреационными услугами [3]. Спортивный кластер рассматривается как объединение различных хозяйствующих субъектов в области скорее профессионального спорта для реализации программ тренировки спортсменов, проведения спортивных и масштабных культурных мероприятий [6]. В рамках данного исследования спортивно-туристический кластер рассматривается как устойчивое интеграционное объединение субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных в географической близости, и реализующих хозяйственную деятельность в единой цепочке создания добавленной ценности продукции/услуг социального значения.

Организационные формы кластерных структур могут быть различны. В ряде случаев кластеры рассматриваются как сетевые структуры, характеризующиеся стабильными, скорее партнерскими нежели конкурентными взаимоотношениями [19] без наличия головного (ведущего) предприятия. При реализации модели с наличием координирующих центров таковыми могут выступать департаменты региональных органов власти или некоммерческие организации, образованные именно для организации взаимодействия предпринимательских структур. Для промышленных территорий характерна структура кластера с наличием научно-образовательного или научно-исследовательского центра [9].

Часто кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей [23], что в определенной степени способствовало развитию кластеров в агропромышленной, фармацевтической, медицинской, туристической и других областях. Спортивно-туристические кластеры развиваются менее активно и в настоящее время по официальным данным насчитывается всего восемь кластеров [24].

Использование механизмов организации кластерных структур требует оценки основных факторов, влияющих на эффективность кластера. К числу таких факторов следует отнести: (1) политика государства по развитию спорта и туризма; (2) наличие объектов спортивной инфраструктуры; (3) достаточность гостиничного фонда, (4) наличие историко-культурных объектов в регионе, (4) число субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на развитие спортивно-туристических кластеров. Важным фактором эффективности кластерных структур является организация внутрикластерного взаимодействия [18]. Поскольку кластер представляет собой пространственно-распределенную организационную форму, то существенным является расположение потенциальных участников кластера, способное обеспечить доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе.

Развитие спортивно-туристических кластеров на начальном этапе в значительной степени определяется государственной политикой в области развития физкультуры и спорта.

В современных условиях решению задач развития физической культуры и спорта в стране уделяется огромное внимание. В результате рост числа объектов с 2010 г. по 2017 г. на 20 % привел к двукратному увеличению числа занимающихся спортом (рис.1 — рис.5)[1]. Проведение в России крупные спортивные мероприятия всемирного масштаба позволили создать и обновить материально-техническую базу в области спорта и популяризировать спорт среди населения.

Рис. 1. Количество штатных работников сферы ФКиС в России

Рис. 2. Численность занимающихся ФКиС в России

Рис. 3. Количество спортивных сооружений в России

Рис. 4. Финансирование ФКиС в России

Таким образом политическая воля руководства страны позволили сделать Российскую Федерацию центром притяжения спортивного сообщества, способствовали развитию спортивной инфраструктуры, что является сигналом бизнесу о необходимости эффективного использования спортивного наследия мега-мероприятий.

Существенно изменились условия для развития внутреннего туризма: во многих регионах России создаются гостиничные комплексы, реставрируются объекты историко-культурного наследия, воссоздаются мастерские народных промыслов. При это объемы выездного туризма пока превышают въездной туризм (рис.6), что вполне может объясняться сезонностью туризма в российских климатических условиях.

Рис. 6. Динамика рынка туристических услуг

Рис. 7. Оценка спроса на услуги в сфере въездного туризма

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

В настоящее время существует несколько проблем развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:

− отставание темпов модернизации и создания инженерной инфраструктуры отдельных регионов от темпов общего социально-экономического развития. Объективно региональным властям недостаточно средств для полномасштабной реконструкции, что показывает на необходимость совершенствования инвестиционной политики и привлечения частного капитала в процессы обновления инженерных сооружений;

− отставание уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территории. В значительной степени эта проблема связана с недостаточной готовностью малого бизнеса к увеличению инвестиций, что вызвано нестабильностью развития экономики страны за последние 10 лет, недостаточно развитым институтом частной собственности, высоким уровнем коррупции в регионах;

− недоступность долгосрочных кредитных инструментов с низкими процентными ставками, позволяющими окупить инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

− невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

− недостаточность программ по развитию внутреннего туризма в России, позволяющих вовлечь молодежь и людей старшего возраста в путешествия по России. В условиях снижения покупательского спроса населения только рекламы в СМИ недостаточно, необходимы серьезные программы финансирования туризма для определенных групп населения.

Согласно концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», утвержденной правительством в мае 2018 года, предполагается в том числе обустроить инфраструктуру туристических объектов, повысить квалификацию персонала отрасли, субсидировать предпринимателей, занятых на туристическом рынке. В результате реализации данной программы планируется увеличение доли туризма в ВВП страны до 5–6 %, при нынешнем показателе на 2018 год 3,47 %.

Таким образом, предпосылки для развития спортивно-туристических кластеров определенно существуют. Кроме развития спортивной инфраструктуры и активного роста рекреационного и познавательного туризма в обществе существует потребность в сочетании спортивных занятий и отдыха. Она должна быть удовлетворена с высоким качеством, что определяет значимость механизмов взаимодействия субъектов спортивно-туристических кластеров. Определенные требования предъявляются к информированности участников, внутрифирменным стандартам обслуживания клиентов и необходимости их согласования в кластере. Основные принципы формирования кластеров, наиболее важные именно для создания спортивно-туристических кластеров, представлены на рисунке 6.

Литература:

  1. Об утверждении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 28 сентября 2018 года)» [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения 15.03.2019 г.)
  2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс] URL:http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201828113 (дата обращения 10.03.2019 г.)
  3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)" URL: http://docs.cntd.ru/document/557414759 ((дата обращения 15.03.2019 г.)
  4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации (с изменениями на 27 июня 2018 года)» " [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420242984 (дата обращения 10.03.2019 г.)
  5. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902075039 (дата обращения 10.03.2019 г.)
  6. Ананишнев В. В., Корепова В. В. Проблемы формирования спортивных кластеров в России // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. № 2 (3).
  7. Друк В. Ю., Найденов А. М. Формирование туристических кластеров в контексте устойчивого развития регионов // Экономика и банки. 2017. № 1. С.59–62.
  8. Завьялов Д. В. Агропромышленные кластеры: проблемы и ограничения развития // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 17. С. 2541–2552. DOI: 10.18334/rp.18.17.3828
  9. Завьялов Д. В. Организационные модели создания и развития кластеров // Российское предпринимательство. — 2014. — Том 15. — № 20. — с. 124–136.
  10. Завьялов Д. В., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б. Управление развитием агропромышленных кластеров //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 1. С. 123–136 DOI: 10.18184/2079–4665.2018.9.1.123–136.
  11. Зарова Е. В., Солнцев И. В. Эконометрические модели в исследовании влияния спортивной индустрии на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2016. № 4 (88).
  12. Иванов В. Ю., Горшкова Н. В. Роль и место государственных мегаобъектов событийно-стратегического назначения в сбалансированности территориального развития российской Федерации // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. № 4 (37). С.104–113.
  13. Ковалева М. К. «Олимпийское наследие» как составной элемент регионального туристского продукта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. № 2 (180).
  14. Крамин М. В., Леонов В. А. Оценка влияния крупных региональных инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие региона на примере проекта «Универсиада-2013» // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2014. № 2
  15. Кулакова Л. И. Кластерный подход — основа эффективного развития регионов // Российское предпринимательство. — 2013. — Том 14. — № 22. — С. 121–130.
  16. Марков Л. С. Методологические основы кластерного подхода // Федерализм. 2014. № 3. С. 57–72. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=22030130
  17. Мозокина С. Л., Борисова М. В. Влияние олимпийского наследия на развитие спортивного и оздоровительного туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3 (25).
  18. Неустроева Н. А. Теоретические подходы и принципы формирования кластерных структур // Российское предпринимательство. — 2013. — Том 14. — № 10. — с. 114–126.
  19. Тютюшев А. П., Гасанов М. А., Васечко Д. Ю. Кластеры как инновационные экономические структуры сетевого типа // Вестник ТГПУ. 2011. № 12.
  20. Porter, M. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction / M. Porter. — N.Y.: The Free Press, 1990. — 855 p.
  21. Porter M. E. Competition. Transl. from English/ M. E. Porter. M, “Vilyams” Publishing, 2006. 608 pp.
  22. Zemtsov S. P., Pavlov P. N., Sorokina A. V. Specifics of Cluster Policy in Russia. Equilibrium // Quarterly Journal of Economics and Economic Policy. 2016. № 11 (3). С. 499–536
  23. Центр кластерного развития ханты-мансийского округа URL: http://ckr-ugra.ru/cluster_policy/policy_in/(дата обращения 30.03.2019 г.)
  24. Сводная база данных по кластерам России. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707 дата обращения 30.03.2019 г.)

[1] По данным сводной формы 1-ФК Министерства спорта и физической культуры РФ URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, въездной туризм, кластер, развитие, Российская Федерация, спортивная инфраструктура, развитие спорта, внутренний туризм, гостиничный фонд, Федеральная целевая программа.


Ключевые слова

кластер, предпринимательство, региональное развитие, спортивно-туристические кластеры

Похожие статьи

Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации

Социальное предпринимательство по праву следует считать одним из новейших инструментов как в экономической, так и социальной сфере, направленным на то, чтобы достичь максимального эффекта в предпринимательском новаторстве. Основу социального предприн...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Опыт реализации туристских инвестиционных проектов в России

По оценкам ЮНВТО, ресурсный потенциал России является одним из самых привлекательных, ежегодно страна может принимать более 40 млн туристов. Государственными органами власти неоднократно предпринимались попытки развивать данный вид экономической деят...

Элементы экономики знаний как фактор развития экономической политики регионов Сибирского федерального округа

Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим...

Гидропарк. Актуальность и перспективы развития парков водного типа

В связи со стремительным развитием и усложнившейся планировочной организацией городов и, как следствие, изменившимися требованиями населения к условиям отдыха, решающим фактором при выборе местности для проведения отдыха всё чаще становятся природные...

Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики: практика в России

В статье рассмотрены основные результаты внутреннего туризма в России за 2015 год. Проведен подробный анализ перспектив, связанных с развитием туризма в России. Туризм — это экономическое, социальное и политическое явление, значимо влияющее на мироус...

Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей пред...

Актуальность проведения культурно-познавательных туров в 2023 году

В данной статье рассматривается актуальность и развитие культурно-познавательных туров в России в 2023 году. Тенденция развития культурно-познавательного туризма все больше прослеживается на рынке российской туриндустрии. В статье приведено фактическ...

Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения

За государством закреплены социально-ориентированные функции, которые связаны с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности. Учитывая высокую значимость здравоохранения, в последние годы данной сфере государство уделяет повышенное внимание. При...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Похожие статьи

Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации

Социальное предпринимательство по праву следует считать одним из новейших инструментов как в экономической, так и социальной сфере, направленным на то, чтобы достичь максимального эффекта в предпринимательском новаторстве. Основу социального предприн...

Исследование роли малого и среднего бизнеса в России

Малое предпринимательство выступает важным субъектом экономической деятельности государства, поскольку без его участия невозможно развить и сформировать структуру экономики. В статье выявлены критерии, регулирующие функционирование субъектов МСБ, пр...

Опыт реализации туристских инвестиционных проектов в России

По оценкам ЮНВТО, ресурсный потенциал России является одним из самых привлекательных, ежегодно страна может принимать более 40 млн туристов. Государственными органами власти неоднократно предпринимались попытки развивать данный вид экономической деят...

Элементы экономики знаний как фактор развития экономической политики регионов Сибирского федерального округа

Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим...

Гидропарк. Актуальность и перспективы развития парков водного типа

В связи со стремительным развитием и усложнившейся планировочной организацией городов и, как следствие, изменившимися требованиями населения к условиям отдыха, решающим фактором при выборе местности для проведения отдыха всё чаще становятся природные...

Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики: практика в России

В статье рассмотрены основные результаты внутреннего туризма в России за 2015 год. Проведен подробный анализ перспектив, связанных с развитием туризма в России. Туризм — это экономическое, социальное и политическое явление, значимо влияющее на мироус...

Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей пред...

Актуальность проведения культурно-познавательных туров в 2023 году

В данной статье рассматривается актуальность и развитие культурно-познавательных туров в России в 2023 году. Тенденция развития культурно-познавательного туризма все больше прослеживается на рынке российской туриндустрии. В статье приведено фактическ...

Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения

За государством закреплены социально-ориентированные функции, которые связаны с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности. Учитывая высокую значимость здравоохранения, в последние годы данной сфере государство уделяет повышенное внимание. При...

Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений...

Задать вопрос