В современном образовательном пространстве ДОУ широко распространены универсальные офисные приложения и инструменты ИКТ: текстовые процессоры, Google-календари, электронные таблицы, программы презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты [2].
С появлением ИКТ образовательное пространство ДОУ приобрело новый уровень, связанный, прежде всего, со способностью быстро получать и анализировать информацию. Так, например, посредством глобальной компьютерной сети Интернет, возможен ситуативный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, файловым хранилищам).
В Интернете доступны другие распространенные инструменты ИКТ, включая электронную почту, списки рассылки, группы новостей и чат. Для связи в режиме реального времени были разработаны специальные программы, которые после установления соединения передают текст, введенный с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере [4].
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют инструменты автоматического поиска, которые нацелены на сбор данных об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставляют пользователям быстрый сервис поиска.
Возможно, с помощью сетевых инструментов ИКТ, широкий доступ к учебной, методической и научной информации, организация оперативной и консультационной помощи, моделирование исследование мероприятия, проведение виртуальных тренингов (семинаров, лекций) в режиме реального времени [1].
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, которые важны с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Некоторые из этих технологий — видео и телевидение. Видеоленты и связанные с ними инструменты ИКТ позволяют огромному количеству студентов слушать лекции лучших преподавателей.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать большую часть изучаемого материала, являются учебные электронные публикации, распространяемые как в компьютерных сетях, так и записываемые на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют при соответствующей доработке адаптировать существующие курсы для индивидуального использования, предоставляют возможности для самостоятельного изучения и самоконтроля полученных знаний. В отличие от традиционных книг, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению:
– презентации
– развивающие игры и образовательные программы
– дидактические материалы
– обучающие программы
– виртуальные экспериментальные системы
– электронные учебники
– электронные энциклопедии.
Презентации представляют собой электронные фильмы, но, в отличие от обычных фильмов, они могут включать анимацию, аудио- и видеоклипы, элементы интерактивности, то есть может быть обеспечена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий минимальный доступ к компьютеру. Они активно используются для презентации студенческих проектов [2].
Развивающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. Этот тип включает в себя интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания во время игры, ученики развивают мелкую моторику, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, приобретают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.
Дидактические материалы представляют собой сборники заданий, диктантов, упражнений, а также примеры эссе и эссе, представленные в электронном виде, в виде простого набора текстовых файлов.
Учебные программы выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы-симуляторы могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Виртуальные экспериментальные системы — это программные системы, которые позволяют провести такие эксперименты, которые были бы невозможны по соображениям безопасности, финансовым соображениям.
Электронные учебники и учебные курсы объединяют все или некоторые из типов учебных программ, описанных выше, в единый программный пакет [6].
В электронных энциклопедиях совмещены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. Благодаря своим бумажным аналогам такие энциклопедии имеют дополнительные функции и функции: удобную поддержку ключевых слов и концепций поисковых систем, удобную систему навигации на основе гиперссылок, возможность включать аудио и видео клипы.
В настоящее время развиваются следующие направления обучения новым информационным технологиям:
1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы);
2) компьютерные телекоммуникации;
3) компьютерные программы обучения и мониторинга, компьютерные учебные пособия;
4) мультимедийные программные продукты.
С помощью информационных технологий вы можете не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает им мощный инструмент для изучения учебных материалов в области образования. Информационные технологии помогают детям стать более активными и самостоятельными учениками, позволяют им учиться друг у друга и имеют доступ к самому широкому спектру информации. [7].
Используя информационные технологии преследуются следующие цели:
– оказание базовой и технологической поддержки основным учебным пособиям, укрепление наглядной базы для формирования естествознания и общественных наук;
– формирование общей культуры, эрудиции, обеспечение создания успешного интеллектуального фона обучения;
– формирование информационной культуры;
– развитие познавательных интересов студентов;
Мы всегда должны помнить, что ИКТ — это не цель, а инструмент обучения. Компьютеризация должна касаться только той части образовательного процесса, где она действительно необходима.
Литература:
- Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А. Б. Антопольский. — М.: Либерия, 2015. — 424 c.
- Антошин, М. К. Учимся рисовать на компьютере / М. К. Антошин. — М.: Айрис, 2016. — 160 c.
- Божко, В. П. Информатика: данные, технология, маркетинг / В. П. Божко, В. В. Брага, Н. Г. Бубнова. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 224 c.
- http://lib2.znate.ru/docs/index-294495.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologii-v-praktike