«Маркетинг» равно «потребление». Верно ли такое утверждение? В статье рассматривается возможность более полной реализации потенциала человечества с помощью маркетинга. Дается оценка сегодняшнему вектору развития маркетинга. Автор выделяет для себя, как для специалиста, работающего в маркетинге, цели, которые помогут разделить маркетинг и потребление.
Ключевые слова: маркетинг, потребление, PR, манипуляция, ресурсы, тупик, человек, развитие, цели.
Маркетинг один из наиболее ярких примеров интенсивно развивающихся секторов информационных технологий. Автоматизация информационных процессов в данной области требует постоянного развития.
В нынешней ситуации рыночных отношений информационный маркетинг является стратегическим фактором конкуренции. Именно современные информационные технологии позволяют практически мгновенно подключаться к любым электронным массивам, получать общую важную информацию и применять ее для анализа и прогнозирования.
Маркетинг включает в себя использование технологий для организации, автоматизации и синхронизации деловых процессов, а также процессов, которые функционируют для поддержки маркетинга, обслуживания клиентов и технического обслуживания продукта.
Необходимы мониторинг и оценка отношений организации с потребителями, так как они имеют решающее значение для реализации любой стратегии маркетинга. Разработать и далее поддерживать сильную деловую репутацию становится все более сложной задачей, так как даже один клиент способен воздействовать на все уровни организации и влиять на мнение о качестве обслуживания, распространяя свой опыт другим потребителям. Ряд событий и определенные сдвиги заставили организации лучше осознавать жизненный цикл системы PR менеджмента и маркетинга.
Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас напрямую или косвенно. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие специальный уровень жизни каждому человеку.
Маркетинг вбирает в себя множество самых разнообразных видов деятельности: исследования, разработку товара, организацию, распространение продукта, установление цен, рекламу, личную продажу, подготовку и сбор информации нужной для продажи.
Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, которые направлены на выявление, обслуживание и удовлетворение потребительских нужд, а также для решения целей, которые стоят перед организациями.
Маркетинг начинается задолго до конкретной продажи и продолжается после непосредственно самого акта купли-продажи.
Одной из тенденций маркетинга в настоящее время является информатизация маркетинга. К сожалению, инициализация данной тенденции происходит на западе. В России информатизация маркетинга происходит медленно. Большинство способов информатизации заимствованы за рубежом.
В дальнейшем маркетинг, по моему мнению, может быть использован как инструмент для воспитания новых понятий и ценностей человечества, прививающий людям созидание и сострадание, противопоставляя эти ценности ценностям общества потребителей, живущим ради себя и удовлетворения своих желаний, ищущем выгоду для себя практически во всем.
Маркетинг сегодня в большей степени развращает людей, PR-технологии переступают рамки допустимого ранее для достижения большего эффекта.
Несколько слов о способах реализации PR деятельности.
PR — коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации. Хотя к реальности такое утверждение относится в наименьшей степени.
Еще PR — это специальная наука и искусство управления (ключевое слово «управление»). Да, PR используется сегодня для того, чтобы управлять мнением потребителя, формировать мнение потребителя и даже создавать спрос искусственно с помощью маркетинга.
Может показаться, что нет ничего плохого в том, чтобы привлечь внимание общественности и дать ей пищу для разговоров и размышлений, но такая деятельность может отвлечь общественность от действительно важных вещей, поэтому PR может как привлечь внимание, так и отвлечь.
Также хотелось бы упомянуть об оценке PR-специалистов. Самая адекватная и простая оценка на мой взгляд будет звучать так: «PR- специалист ровно настолько хорош или плох, насколько хороша или плоха репутация, которой он добился». Однако, оценка PR-специалиста зависит еще от цели, которую он поставил.
Во всех областях человеческой деятельности PR приобрел колоссальное значение. Каждая отрасль по-своему определяет важность этого инструмента для себя. В большей или меньшей степени он используется сегодня практически везде: в политике, в бизнесе, благотворительности и т. д.
Но, если разобраться, PR существуют не меньше, чем существует человек, а присутствие маркетинга было и раньше во всех сферах жизни человека. На современном этапе развития определённый ход мышления человека вывели в науку, которую назвали маркетингом.
«Маркетинг — это соль бизнеса. Его задача: улучшить вкус и вызвать жажду потребления» [1]. Так отзывался в своей книге о маркетинге профессор А. П. Панкрухин.
Проанализировав данное направление делаю вывод, что дальнейшее движение по этому пути приведет в тупик, так как довольно скоро все границы допустимого будут стерты, а значит не останется для PR нового материала и маркетинг станет бесполезен, поскольку доведет людей до примитивного существования. Но так может произойти с любой идеей и инструментом. Все можно извратить и заставить работать в обе стороны.
На данный момент свою задачу, как специалиста, работающего в данном направлении, вижу в коррекции причин использования маркетинга следующим путем:
– создание ограничений областей применения, в которых допустимо использовать маркетинг;
– выстраивание определенных норм маркетинга, границ допустимого;
– культивирование в обществе с помощью этого замечательного инструмента стремлений к высоким морально культурным идеалам;
– провоцирование общества на развитие науки, технологий, медицины без получения сверх прибылей и капиталистической составляющей.
Маркетинг, сформированный под нынешнюю цель производителей — увеличение потребления, на мой взгляд, не имеет перспективы и является аналогом финансовой пирамиды, поскольку основан на потреблении ископаемых, в частности, невосполняемых ресурсов Земли, и не может прогрессировать в долгосрочной перспективе.
Опыт последних лет показывает, что данная концепция применения маркетинга создает нестабильную экономику, подверженную резким колебаниям, которые могут создаваться искусственно и не учитывать интересы большинства.
Маркетинг как инструмент может сыграть в обе стороны. То есть, как закрепить нынешнюю капиталистическую модель общества со всеми ее идеалами, так и создать более совершенную модель общества, дающую возможность людям сделать новый культурный и технологический рывок.
Любая система, направленная на осознание человеком себя не как «потребителя», а как сознательного индивида, ответственного за происходящее, угнетается, высмеивается и конвертируется в систему для получения прибыли.
Это происходит по средствам реализации PR и маркетинга, хотя те же инструменты можно использовать как раз для формирования поведения противоположного мышлению потребления. Такое мышление позволит добиться человечеству новых высот в осознании себя относительно всего мира, живой природы, ответственности за Землю, покорение космоса, разработки «безопасных» технологий, увеличение продолжительности жизни и функциональности человека, а, следовательно, достижения человечеством нового уровня существования.
Но сегодня, к сожалению, маркетинг формирует жажду наживы, стремится удовлетворять потребности первоочередного характера или пользуется этими потребностями в угоду получения прибыли и сверхприбыли.
Литература:
- А. П. Панкрухин. «Маркетинг» (учебник). — М.: 2006 г., стр. 12.ГК «ОМЕГА-Л,