Рассматриваются наиболее яркие средства художественной выразительности в текстах региональных СМИ. На основе волгоградской газеты проведен анализ того, какими средствами речевой выразительности пользуются авторы новостных текстов и с какой целью.
Ключевые слова: медиатекст, язык СМИ, новостные тексты, средства художественной выразительности.
В современном информационном обществе особую важность приобретает изучение дискретных единиц медиапотока. Его основной единицей является медиатекст, объём которого вмещает в себя такие разноплановые и многоуровневые понятия, как газетная статья, радиопередача, телевизионные новости, интернет-реклама и прочие виды продукции средств массовой информации.
В центре нашего научного интереса оказались средства художественной выразительности в медиатекстах волгоградских СМИ на материале новостных заметок волгоградского интернет-издания газеты «Комсомольская правда» («КП — Волгоград») за 2018 год.
Язык СМИ, в частности газетной печати, — тема, вызывающая большой интерес у учёных (А. Н. Баранов, В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, М. Н. Кожина, Л. М. Майданова, В. В. Паршин, Г. Я. Солганик и т. д.). Для различных жанров газетной публицистики существуют довольно жёсткие требования к внутренней стилистике. Так, новости — это тексты, наиболее полно реализующие одну из главных функций языка — сообщение, и одну из главных функций массовой коммуникации — информативную. В связи с этим возникает вопрос: используют ли журналисты при создании новостных текстов средства речевой выразительности, или такие тексты считаются сугубо информационными и не содержат никаких фигур речи [1].
Мы считаем, что новостные тексты, попадая под влияние воздействующей функции газетно-публицистического стиля, также содержат разнообразные средства художественной выразительности.
Язык современных интернет-СМИ — носитель актуальных ценностных установок российского общества. Заявить о той или иной значимости какого-либо факта, события, человека, акцентировать внимание на определенных реалиях, сформировать определенное мнение, отношение к чему-либо помогают всевозможные языковые средства русского языка, одними из которых являются тропы. Троп, как известно, «это употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному» [Баранов 2003]. Находясь на службе у журналиста, тропы являются одним из сильных языковых манипуляторов и средств, обеспечивающих привлечение внимания читателей.
В современной медиалингвистике проводилось множество исследований, посвящённых языку интернет-СМИ, но большинство из них обращались лишь к крупным жанрам публицистики: статьям, очеркам, репортажам, интервью, упуская из виду мелкие жанры, такие как новости. Учитывая интенсивность современного медиапотока, оперативность и другие особенности новостного жанра интернет-СМИ делают его наиболее востребованным в обществе. А исследование специфики средств художественной выразительности в текстах новостей поможет углубить представление о возможностях и современном состоянии малого жанра интернет-СМИ в общем и выявить региональные особенности в частности.
Рассматривая средства выразительности и стилистические приёмы в новостных медиатекстах интернет-СМИ, мы обратимся к классификации И. Р. Гальперина, в которой выделяются три типа образных средств:
− Фонетические выразительные средства и стилистические приемы;
− Лексические выразительные средства и стилистические приемы;
− Синтаксические выразительные средства и стилистические приемы.
Нас не интересуют фонетические выразительные средства, поскольку практически никогда не встречаются в газетном дискурсе. Особый интерес при разборе новостных заметок представляют лексические (метафора, эпитет, сравнение, метонимия, олицетворение, ирония и т. д.) и синтаксические выразительные средства (антитеза, удвоение. параллельные конструкции, повторы и т. п.).
Проанализировав материалы «КП — Волгоград», мы выяснили, что одними из используемых тропов в новостных статьях и заметках являются метафоры и олицетворения. «Метафора — троп, характерный для художественных текстов, который положительно влияет на восприятие читателем текста» [2]. В «КП — Волгоград» можно выделить такие примеры, как: «… но эхом отзываются перерасчёты 2003-го, 2008-го…»; «… это уже попахивает мошенничеством»; «Умел втереться в доверие ко многим». Данный приём делает текст новости менее официальным и более простым и понятным широкой публике читателей.
Олицетворения используются реже метафор и в основном в статьях и заметках социального характера: «…да и весна не будет такой добродушной»; «…природа покарает ленивых хозяев домов…»; «Теперь деревья смогут жить в комфортных условиях…»; «В Волгограде досрочно стартовал месячник по благоустройству. Он должен был начаться 1 апреля, но город не ждет». Авторы используют этот приём, чтобы привлечь внимание читателя и заострить его на социально важных проблемах.
Одной из особенностей новостных текстов «КП — Волгоград» является частое использование эпитетов, помимо приведённых выше тропов: «Зато он вспомнил, что после клиента-потеряшки он подвозил ночью еще мужчину и двух женщин»; «В ноябре 2018 независимое агентство…провело среди россиян исследование, чтобы выявить самые дымящие города страны»; «…волгоградцам и гостям города вновь станут доступны экскурсии в удивительный мир тепла и всего, что с ним связано»; Вчера, 24 марта, с самым заразным туром город Волжский посетила популярная российская певица Elvira T». Авторы часто прибегают к данному тропу, чтобы добавить в текст больше экспрессивности и выразить свою негативную или позитивную оценку события.
Это далеко не весь список приёмов художественной выразительности в текстах новостей «КП — Волгоград». Среди них есть как тропы: гипербола (Сотни, тысячи раз напоминают пешеходам о необходимости быть предельно внимательными на дорогах…»), метонимия («Гордись своими героями, Волгоград!), так и стилистические фигуры: антитеза («Волгоград — город лачуг и дворцов»), удвоение («Ох, налоги, вы, налоги»).
Таким образом, среди самых распространённых средств речевой выразительности оказываются эпитеты, метафоры и олицетворения. Эти приемы помогают создавать тексты, привлекающие своей экспрессивностью, выразительностью, а главное, отличающиеся от других печатных СМИ. Менее распространёнными оказываются гиперболы, метонимии, антитезы и удвоения.
Литература:
- Вакуров, В. Н. Стилистика газетных жанров / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. — М., 1998. — 183 с.
- Баранов, А. Н. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание / А. Н. Баранов, В. В. Паршин // Роль языка в средствах массовой коммуникации. — М., 2003.