Значение народного творчества или фольклора для развития детей с нарушениями интеллектуального развития сложно переоценить. И поэтому эта форма работы часто включается в воспитательно-образовательный процесс. Ведь русская народная музыка и игра на деревянных ложках — это итог наблюдений за окружающей природой и бытом людей. Русская народная песня, потешка, закличка, частушка, сопровождаемые игрой на ложках, — это самый интересный и доступный источник сведений об окружающем мире. И это самый мягкий, не травмирующий аспект обучения и воспитания одновременно. Уникальность фольклора состоит в том, что он позволяет детям с нарушениями интеллектуального развития раскрепоститься и раскрыться.
Я — воспитатель в ГКУ ЦССВ, в моей группе восемь детей с нарушениями интеллектуального развития. Такие дети с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями. Поэтому работа с детьми с нарушениями интеллектуального развития направлена прежде всего на обогащение эмоциональных и личностных контактов с взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним. И в этом очень помогает обучение игре на деревянных ложках.
Игра на расписных деревянных ложках и исполняемые под их аккомпанемент небольшие народные песни не только развлекают, но и обогащают детей новыми ощущениями и впечатлениями, что способствует формированию у них эстетического отношения к миру. Дети учатся радоваться добру, проявлять чуткое отношение ко всему живому.
Нерасписная, обычная деревянная ложка с давних времен стала гостем на столах, а расписная — украшает игры, русские пляски, песни, ярмарки и стала знаменитым русским сувениром. Интерес и разнообразие, которые вносят деревянные ложки в музыкальное воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития, неоценимо. Ложки можно применять в разных видах деятельности детей: в образовательной, в игровой, театрализованной. Обучать детей игре на ложках можно и нужно. Игра на ложках способствует физическому и умственному развитию детей с интеллектуальными нарушениями, ведь обучая игре, мы формируем слуховое восприятие детей. Сначала мы учимся слушать тишину, затем дети научаются слышать разницу в звуках.
С рассматривания красивой расписной деревянной ложки начинается знакомство с ними. И запоминание ее составных частей («чашечка», «пяточка») вызывает удивление и смех у детей. Осваивая несколько несложных приемов игры на ложках («прямые удары», «скользящие», удары ручкой о «пяточку») дети эмоционально реагируют, у них создается радостное настроение. Дети учатся играть не только на ложках, но и с ложками. Ведь с помощью музыкальных расписных ложек можно «озвучить» сказку или оживить детские рисунки. Специфика звукоизвлечения при игре на ложках очень привлекательна для таких детей. Например, ударяя ложкой о ложку, можно добиться подобия цоканья копыт, что воспринимается всегда с восторгом.
Детям с нарушениями интеллектуального развития очень привлекательна легкость игры на ложках, доступность таких инструментов, что очень важно для воспитания интереса, любви и потребности в занятиях музыкой и приобщению к творческой деятельности. Ведь любой процесс обучения начинается с формирования желания и заинтересованности детей заниматься чем-либо. Дети вполне способны сообщить взрослым знания о себе, если взрослые доброжелательны, терпеливы, открыты. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приходит понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные потребности.
Игровые формы занятий требуют определенных условий, прежде всего, оборудованного помещения, где можно «водить хороводы», развивая у детей координацию движения, пластику, моторику, умение двигаться под музыку, что помогает развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие навыки. Заинтересовав ребенка, мы развиваем желание заниматься и плавно переходим к формированию исполнительских умений и навыков.
В процессе систематических занятий достигается развитие мышц кистей рук и координация движений. Применяя специальные упражнения, мы способствуем выработке у детей необходимых умений и навыков. Начинается процесс обучения со специальной разминки рук без инструмента (ложек). Это позволяет подготовить исполнительский аппарат к игре, отрефлексировать мышечные ощущения, развить координацию рук. Именно кисти руки принадлежит главная роль при игре на ложках, хотя в некоторой степени участвуют плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, ненапряженная кисть руки творит чудеса. Для стимуляции тактильных и кинестетических способностей у детей во время разминки мы используем различные материалы: глину, тесто, песок, поэтому наши разминки превращаются в интересную игру. Наша задача тренировать кисть руки, заставляя мышцы напрягаться и расслабляться, что представляет для детей с нарушениями интеллектуального развития значительную трудность.
Рука дает начало развитию мышления. Профессор-физиолог М. М. Кольцова пишет: «…сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Занимаясь кистью руки во время занятий игрой на ложках с детьми с нарушениями интеллектуального развития, мы преодолеваем неловкость в движениях рук, чрезмерную импульсивность или наоборот замедленность, усиливаем мускулатуру обеих рук. Длительное и систематическое повторение одних и тех же движений-упражнений помогает рукам запомнить их, подчиниться ритму этих повторений.
Обучение игре на ложках мы поделили на два этапа: первый — взяв в каждую руку по ложке, второй этап — соединив две ложки в правой руке. В первом случае дети ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и ударяют по ней другой ложкой. Второй вариант более сложен для детей. Две ложки вкладываются в руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «черенками». Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Дети, освоившие первый вариант игры, постепенно переходят ко второму.
Одной из основных задач обучения игре на деревянных ложках является создание благоприятного психологического климата для детей с нарушениями интеллектуального развития. Ведь творчество — важный элемент для личностного роста, развития, и является одним из фундаментов для успешной социализации детей. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению страха, тревожности и других эмоциональных проблем у таких детей. Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации детей. Но именно в процессе творческой деятельности у детей с нарушениями интеллектуального развития усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся межличностные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и комфорта. В ходе коллективной творческой деятельности детей создается особый микроклимат, доверительные отношения между взрослым и детьми. Взрослый становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. У детей развивается уверенность в своих силах, они становятся более любознательными, внимательными и доброжелательными друг к другу, дети учатся сотрудничать. И еще очень важно и необходимо, чтобы пребывание детей на занятии было интересным, вызывающим позитивные эмоции, снижающим психоэмоциональное напряжение. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это всего лишь мертвый груз.
Ограниченность физического и интеллектуального развития детей не всегда позволяют им выйти на публику, но самоутвердиться, самовыразиться через обучение игре на деревянных ложках они могут непременно, и это уже побуждает детей к самосовершенствованию.
Л. С. Выготский сказал «обучить творческому акту искусства нельзя, но это не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению…» Именно этим тезисом я руководствуюсь в работе с моими воспитанниками.
Литература:
- Выготский Л. С. Психология искусства /Предисл.А. Н. Леонтьева — М.: Искусство, 1986
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить — М.: «Сов.Россия», 1973
- Кулинкович Т. О. Основы научного цитирования
- Кириллова Д. С. Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью // Молодой ученый.- 2018. — № 44 //
- Ларина О. В., Строканова Е. А. Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных ложках. Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 //
- Интернет-ресурс almanahpedagoga.ru Использование музыкальных инструментов для формирования двигательных навыков для детей с ОВЗ.