Сегодня у учителя есть возможность готовить учащихся к сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ) не только посредством традиционного урока и факультативных занятий, но и дистанционно, используя возможности современных информационных технологий.
Подготовка школьников к сдаче ОГЭ, в частности, по математике вскрыла ряд проблем:
- Ограниченность временного ресурса.
- Опора в подготовке к сдаче ОГЭ только на школьный учебник.
- Материальные затраты родителей на репетиторов и покупку дополнительной учебно-методической литературы.
- Неэффективный отбор информации школьником при подготовке к сдаче ОГЭ.
Учитывая перечисленные проблемы и глубокую симпатию многих детей к современным информационным технологиям, можно надеяться на проявление заинтересованности к возможностям дистанционной технологии подготовки к сдаче ОГЭ.
К достоинствам дистанционной технологии можно отнести:
- Доступность ресурсов 24/7;
- Каждый участник (учитель и ученики) процесса подготовки работает в удобном для себя режиме;
- Возможность задать вопрос учителю и получить развернутый ответ;
- Отсутствие затрат на распечатку заданий.
На учителя возлагается ответственность за отбор функционального и эффективного ресурса, отвечающего задачам подготовки школьников к аттестации, и разработку методики подготовки к сдаче ОГЭ по математике с помощью интернет ресурсов:
− «Решу ОГЭ» — oge.shamgia.ru [1];
− Незнайка — neznaika.info [2];
− Школково — oge.shkolkovo.net [5];
− «Инфоурок.ру» — infourok.ru [6];
− Яндекс. Репетитор — yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=16 [4];
− Коллекция цифровых образовательных ресурсов (КЦОР) — school-collection.edu.ru [3].
Чтобы ответить на вопрос о том, какой ресурс или ресурсы наиболее эффективны, нужно задать критерии сравнения. Имея опыт преподавания математики в школе, выделяются следующие критерии:
1) Доступность (легко найти в интернете, то есть расположение ресурса на первых страницах поисковика)
Обзор будет проводиться следующим образом: в три самых популярных поисковика вводится запрос «Сайт подготовки к ОГЭ» и считается среднее значение доступности. Доступность ресурса будет рассматриваться по пятибалльной шкале, где 1 — находится дальше 3 страницы поиска, 5 — на первой странице поиска на первых позициях.
а) «Решу ОГЭ»: 5 баллов (так как средний показатель — 1 страница, 4 позиция);
б) Незнайка: 3 балла (2 страница, 7 позиция);
в) Школково: 1 балл (после 3 страницы);
г) «Инфоурок.ру»: 3 балла (2 страница, 5 позиция);
д) Яндекс. Репетитор: 2 балла (после 3 страницы, но при этом в поиске Яндекс на 1 странице);
е) КЦОР: 1 балл (после 3 страницы).
2) Отсутствие оплаты (использование ресурса бесплатно или его материальная поддержка на добровольной основе):
а) «Решу ОГЭ»: бесплатный в зарегистрированном и гостевом режиме;
б) Незнайка: бесплатный в зарегистрированном и гостевом режиме;
в) Школково: бесплатный, но регистрация является обязательной;
г) «Инфоурок.ру»: бесплатный, но регистрация является обязательной.
д) Яндекс. Репетитор: бесплатный;
е) КЦОР: бесплатный;
3) Наличие инструкции пользования сайтом (содержание на сайте отдельной инструкции для учителя и для учащегося);
а) «Решу ОГЭ»: есть раздел «Вопрос — ответ», где находятся пояснения ко всем часто задаваемым и общим вопросам, в том числе инструкция для учеников и учителей;
б) Незнайка: инструкция пользования отсутствует, но существует обратная связь с консультантами, которым можно задать вопрос при необходимости;
в) Школково: инструкция пользования отсутствует, но есть раздел «Обратная связь», где можно задать интересующие вопросы по почте;
г) «Инфоурок.ру»: инструкция пользования отсутствует;
д) Яндекс. Репетитор: инструкция пользования отсутствует, но есть раздел «Помощь», где можно посмотреть основную информацию о сайте. Также можно открыть форму обратной связи и задать интересующие вопросы;
е) Коллекция цифровых образовательных ресурсов: есть карта сайта и раздел «Вопрос-ответ»;
4) Наличие теории для выполнения заданий (наличие раздела с методическими рекомендациями к выполнению заданий или ссылки на такие информационные порталы);
а) «Решу ОГЭ»: справочные материалы доступны на сайте в разделе «Справочник» (также в PDF-режиме доступно их скачивание);
б) Незнайка: справочные материалы отсутствуют;
в) Школково: справочные материалы отсутствуют, но можно добавлять их самостоятельно;
г) «Инфоурок.ру»: справочные материалы отсутствуют, но есть ссылки на следующие ресурсы: «Ликвидация безграмотности плюс», «Незнайка. Про», «Экзамен», Егэша.рф;
д) Яндекс. Репетитор: справочные материалы отсутствуют;
е) КЦОР: справочные материалы выводятся в списке;
5) Наличие тестов, составленных по контрольным измерительным материалам ОГЭ (в виде онлайн-тестов или заданий из сборников, без возможности проверки ответов онлайн);
а) «Решу ОГЭ»: онлайн-тесты, каталог заданий с версиями для печати и копирования в MS Word и PDF-режимах;
б) Незнайка: онлайн-тесты с версиями для печати и копирования;
в) Школково: онлайн-тестирование проводится только по одному демонстрационному варианту;
г) «Инфоурок.ру»: онлайн-тестирование отсутствует. Есть онлайн-тестирование учителей;
д) Яндекс. Репетитор: онлайн-тесты с 7-ю вариантами (3 за декабрь 2018 года и 4 за январь 2019 года) с версиями для печати;
е) КЦОР: онлайн-тесты отсутствуют;
6) Наличие решения заданий (каждое задание должно сопровождаться полным разбором, который будет доступен учащемуся в отдельном окне / при нажатии на ссылку);
а) «Решу ОГЭ»: можно посмотреть ответ и полное решение задачи;
б) Незнайка: можно получить полный разбор задачи с ответом;
в) Школково: можно посмотреть подробный разбор задачи;
г) «Инфоурок.ру»: разбор заданий отсутствует;
д) Яндекс. Репетитор: можно посмотреть подробный разбор задачи;
е) КЦОР: разбор заданий отсутствует;
7) Наличие статистики для подведения правильных и неправильных ответов (при решении онлайн-тестов можно узнать результат по окончании работы);
а) «Решу ОГЭ»: есть;
б) Незнайка: есть;
в) Школково: есть;
г) «Инфоурок.ру»: отсутствует;
д) Яндекс. Репетитор: есть
е) КЦОР: статистика решений отсутствует, имеется статистика просмотров учебных материалов;
8) Возможность диалога с учащимися (необходимо для контроля учащихся учителем);
а) «Решу ОГЭ»: есть при регистрации учителя и учащегося;
б) Незнайка: возможность ведения диалога есть;
в) Школково: есть при регистрации учителя и учащегося;
г) «Инфоурок.ру»: отсутствует;
д) Яндекс. Репетитор: возможность создания класса также отсутствует;
е) КЦОР: отсутствует;
9) Возможность создания учителю своего класса онлайн (учитель имеет возможность заниматься дистанционно с группой учащихся, имеющих одинаковые пробелы или требующих объяснения одних и тех же тем, т.е объединять школьников в кластеры по определенным учителем признакам);
а) «Решу ОГЭ»: возможность создания класса также есть при регистрации учителя и всех учащихся;
б) Незнайка: возможность создания класса есть;
в) Школково: возможность создания класса есть;
г) «Инфоурок.ру»: возможность создания класса отсутствует;
д) Яндекс. Репетитор: возможность создания класса отсутствует;
е) КЦОР: возможность создания класса отсутствует;
10) Удобство и дружелюбность интерфейса (наличие навигации и подсказок, понятное меню).
Удобство и дружелюбность интерфейса также измеряется субъективно по пятибалльной шкале, где 1 — недружелюбный и непонятный интерфейс, 5 — легкий для использования и дружелюбный интерфейс.
а) «Решу ОГЭ»: 5 балла;
б) Незнайка: 5 балла;
в) Школково: 4 балла;
г) «Инфоурок.ру»: 2 балла;
д) Яндекс. Репетитор: 3 балла;
е) КЦОР: 3 балла.
Таким образом, был проведен обзор 6 интернет-ресурсов для подготовки к сдаче ОГЭ. Руководствуясь выделенными критериями, можно сказать, что наиболее удачным является интернет ресурс — «Решу ОГЭ».
Литература:
- Гущин Д. Д. «Решу ОГЭ» [Электронный ресурс].URL: https://math-oge.sdamgia.ru/?redir=1 (дата обращения 01.03.2019)
- Незнайка [Электронный ресурс]. URL: https://neznaika.info/oge/math_oge/ (дата обращения 01.03.2019)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения 01.03.2019)
- ООО «Яндекс». Яндекс. Репетитор [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=16 (дата обращения 01.03.2019)
- Школково [Электронный ресурс]. URL: https://oge.shkolkovo.net (дата обращения 01.03.2019)
- Воробей А. С. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс].URL: https://infourok.ru (дата обращения 01.03.2019)