Понятие конфликта и конфликтного дискурса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 16.06.2019

Статья просмотрена: 1331 раз

Библиографическое описание:

Кейдер, В. Е. Понятие конфликта и конфликтного дискурса / В. Е. Кейдер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 486-488. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60483/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье говорится о появлении понятия «конфликт»; о науке, которая изучает этот термин; приводится концептосфера конфликтного дискурса.

Ключевые слова: конфликт, конфликтный дискурс, лингвоконфликтология.

This article speaks about the emergence of the concept of «conflict»; about the science that studies this term; the conceptual sphere of conflict discourse is presented.

Key words: conflict, conflict discourse, linguoconflictology.

Понятие «конфликт» появилось в русском языке в XIX веке, если обратиться к словарю В. И. Даля, то там ещё мы его не встретим, но в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова оно уже есть, причем, с различными примерами: «семейный конфликт», «вооружённый», «конфликт в науке», «конфликт между людьми». В связи с этим, можно сделать вывод о том, что понятие «конфликт» присуще различным сферам деятельности человека.

В 1950-е годы из социологии выделяется новая наука –конфликтология, которая обосновалась в связи с выходом статьи Р. Дарендорфа «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». Затем данная наука возникает и в других отраслях. В 40-е годы XX столетия интерес к науке теряется. Но в настоящее время интерес к данному термину возрастает.

В лингвистике появляется новая наука — лингвоконфликтология, данный термин введен Н. Д. Голевым.

Наверное, каждому из нас хотелось бы, чтобы каждый коммуникационный процесс заканчивался положительным результатом, но, к сожалению, это происходит не всегда. Каковы же причины неудач? Для того чтобы разобраться с этим процессом, надо рассмотреть составляющие конфликта:

  1. Стороны конфликта — взаимодействие двух или нескольких субъектов, которые находятся в конфликтном состоянии или поддерживают одну из конфликтующих сторон.
  2. Предмет конфликта — причины и условия зарождения конфликта.
  3. Образ конфликта — понимание различными сторонами конфликта его условий возникновения.
  4. Мотивы — аспекты, побуждающие субъектов к порождению конфликта.
  5. Позиции субъектов конфликта — аспекты, которые заявляет каждая из конфликтующих сторон.

По мнению Н. Г. Комлева «конфликт отсутствует только в двух случаях: при идеально слаженной интеракции на основании полного взаимного соответствия стратегических и тактических интересов общающихся и при отсутствии всякого контакта между ними [3, с. 90].

В связи с этим лингвисты употребляют различные понятия неудачно сложившейся коммуникативной ситуации: коммуникативный сбой (Е. В. Падучева), коммуникативный провал (Т. В. Шмелёва), коммуникативная неудача (Б. Ю. Городецкий, Е. А. Земская), коммуникативная помеха (Т. А. Ладыженская), языковойконфликт (С. Г. Ильенко).

На этой базе возникает понятие «конфликтный дискурс», которое является не до конца изученным. Коммуникативный акт здесь протекает при взаимодействии оппонентов, опирающихся на свои собственные высказывания (реплики). Они служат для начала разговора (установки контакта) и дальнейшего взаимодействия (поддержки внимания), для выражения просьбы, предложения, эмоций, интересов и др.

При вербальном взаимодействии оппонентов включается прагматический характер взаимодействия: то есть адресат оказывает влияние на адресанта, пытается заставить его выполнить то, что необходимо ему, оказать какое-то воздействие, тем самым вызвав сомнение; другая же сторона пытается доказать свою точку зрения, при несовпадении их возникает агрессия, которая и перерастает в конфликт.

Существует и целенаправленное усиление коммуникации, что приводит еще к большему обострению конфликта. Развивается конфликтный дискурс в том случае, если оба оппонента пытаются повлиять друг на друга, не поддерживая точку зрения своего собеседника.

Таким образом, конфликтный дискурс понимается, как система знаков, обладающая групповым характером, поскольку состоит из нескольких, связанных между собой, событий:

  1. Противоречий, которые возникли между оппонентами.
  2. Созревание конфликта — расстановка своих приоритетов в глазах своего оппонента.
  3. Кульминация — достигается наивысшая точка напряжения в конфликте, обе стороны применяют самые жесткие аргументы и пытаются доказать свою точку зрения любыми способами.
  4. Снисхождение — взаимная поддержка (согласие) некоторых аспектов обеих сторон конфликта.
  5. Заключительное событие — разрешение конфликтной ситуации — на ней обе стороны поддерживают одну точку зрения, приходят к общим выводам.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликт зарождается только при наличии двух разных точек зрения и несовпадении их интересов. С точки зрения семиотики, конфликтный дискурс может быть рассмотрен как вербальный знак, так и паравербальный, в связи с этим существует его явный и скрытый смысл.

В. И. Карасик в своих работах выделяет следующую типологию дискурса:

  1. Институциональный дискурс, в нем выделяются следующие виды: педагогический, медицинский, научный, политический, религиозный.
  2. Следующая группа — бытийный дискурс, в который входят ситуации, возникающие в быту.
  3. Прагмалингвистический дискурс включает в себя: юмористический и ритуальный дискурс [2, с. 5].

В связи с этим следует рассмотреть еще два понятия дискурс-текст и дискурс-речь. Изначально в лингвистике понятие «дискурс» означало речь, и было синонимом термину текст. Но с развитием наук, которые стали изучать данные термины, они стали трактоваться по-разному. Т.А. ванн Дейк в своем труде «Стратегии понимания связного текста» попытался разграничить эти два понятия, но понятие дискурс-текст теперь у него совпало с другим — дискурс-разговор.

Следующая попытка, которая является удачной, была у А. И. Варшавской. Она ввела понятие дискурс-текст и объяснила его как языковой процесс мышления, а текст являлся итогом дискурса. В связи с этим И. Р. Гальперин дает следующее понятие текста — «некий снятый момент процесса, в котором все дистинктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчетливости» [1, с. 136].

Таким образом, конфликтный дискурс — коммуникативный акт, содержащий амбивалентный характер, взаимодействие людей с различными принципами, доказывающими друг другу свою позицию, расхождение оппонентов в понимании другой точки зрения. В связи с этим возникает антипатия оппонентов, которая приводит к оскорблениям друг друга.

Литература:

  1. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: «Наука», 1981. — 136 с.
  2. Карасик, В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр.- Волгоград: Перемена, 2000. — С.5–20.
  3. Комлев, Н. Г. Лингво-семантические мотивы возникновения и разрешения межперсонального конфликта // Тез. VI всесоюз. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. — М., 1978
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтный дискурс, конфликт, зрение, интерес, коммуникативный акт, наука, русский язык, связь, сторона, сторона конфликта.


Ключевые слова

конфликт, конфликтный дискурс, лингвоконфликтология

Похожие статьи

К проблемам понимания термина «дискурс»

Рассматривается проблема понимания термина "дискурс".

К вопросу о понятии «право»

В статье рассматриваются и анализируются различные подходы к определению понятия и сущности «право», дается авторское определение данному понятию, отражены исторические предпосылки развития права в обществе.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Подходы к определению понятия «культура»

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

В статье рассматривается проблема идентификации понятий «текст» и «дискурс», приведены основные характеристики понятия «дискурс», отличающие его от понятия «текст».

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Рассматриваются различные подходы к проблеме общения с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, социологии, уточняется сущность понятия «деловое общение», его особенности и признаки. Приведено обобщение понятий «общение», «деловое...

Похожие статьи

К проблемам понимания термина «дискурс»

Рассматривается проблема понимания термина "дискурс".

К вопросу о понятии «право»

В статье рассматриваются и анализируются различные подходы к определению понятия и сущности «право», дается авторское определение данному понятию, отражены исторические предпосылки развития права в обществе.

Сфера рецепции термина «художественный образ»

Статья посвящена проблеме идентификации и определения границ сферы восприятия литературоведческой терминологии. В частности, в работе рассматривается генезис и эволюция термина «художественный образ» в рамках литературных направлений и методологическ...

К вопросу о подходах к определению понятия «акме»

В статье освещены основные подходы к определению понятия «акме», его происхождение, связь с терминами самореализация, самопознание, самоактуализация.

Подходы к определению понятия «культура»

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

В статье рассматривается проблема идентификации понятий «текст» и «дискурс», приведены основные характеристики понятия «дискурс», отличающие его от понятия «текст».

Политическая эпистемология как способ познания политических процессов

В статье рассматривается разделение гносеологии и эпистемологии, определяются их задачи на современном этапе. Уделяется внимание политической эпистемологии и её направлениям, а также раскрывается проблема объекта политической философии.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Рассматриваются различные подходы к проблеме общения с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, социологии, уточняется сущность понятия «деловое общение», его особенности и признаки. Приведено обобщение понятий «общение», «деловое...

Задать вопрос