В данной работе рассматривается структура молодежной политики Российской Федерации, на примере Тюменской области и ее инструменты, и механизмы воздействия.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, Тюменская область, программа.
Молодежь — это основа будущего нашего государства. Нынешняя молодежь в будущем окажется у реальной власти, и она будет решать каким путем и способом должна развиваться страна. Кроме этого, именно молодежь является основным источником нестандартных инновационных и творческих решений задач в различных сферах общественной деятельности. Но, не всегда молодые люди имеют возможность реализовать свой потенциал, развить его до нужного уровня. Поэтому в настоящее время так важно уделять особое внимание изучению и совершенствованию государственной молодежной политики, которая как раз нацелена создавать условия для включения молодого поколения в общественную деятельность, условия для саморазвития и самореализации молодых людей в интересных им сферах жизни. В дальнейшем эти действия со стороны государства станут одной из причин внесения вклада молодыми людьми в развитие российского общества и государства.
Однако, наша страна настолько большая и настолько различаются условия жизни каждого отдельно взятого региона, что рассматривать осуществление государственной молодежной политики на примере всей России сложно и не совсем правильно. Уместнее рассматривать особенности реализации государственной молодежной политики на примере отдельно взятого субъекта РФ. Рассмотрим государственную молодежную политику в Российской Федерации на примере Тюменской области.
Цель — рассмотреть особенности осуществления государственной молодежной политики в Тюменской области.
Согласно проекту ФЗ «О Государственной молодежной политике в РФ» от 7 марта 2017 г. молодежь (молодые граждане) — это граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет [2].
Более подробное определение понятия молодежь можно встретить у Кон И. С., советского и российского социолога: «Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных различными социально-психологическими свойствами. Молодость, как определенная фаза, этап жизненного цикла − биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности, имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [1, c.256]. Данное определение было признано среди российских ученых.
Значение молодежи в современном обществе достаточно велико. Это объясняется тем, что темпы общественной жизни с каждым годом возрастают, увеличивается объем новой информации, начинают сильнее выражаться социокультурные различия между поколениями. Новые проблемы требуют выработки принципиально новых решений и переосмысления старого опыта новыми поколениями.
При осуществлении государственной молодежной политики в России используется пять блоков основных механизмов — это: Программный механизм, Информационный механизм, Организационный механизм, Политический механизм и Экономический механизм.
Можно отметить, что, если использовать эти механизмы в роли критериев успешности реализации молодежной политики, можно получить развернутый отчет о проводимой работе, освещающий её со всех необходимых точек зрения.
В рамках государства приоритетным направлением осуществления государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области.
Тюменская область на данный момент реализует обширный спектр государственных и региональных программ различной направленности, рассчитанных в реализации до 2020 и 2025 гг. Эти программы создают благоприятные условия для развития и реализации молодого поколения в разных направлениях деятельности, в разных областях возможного личностного роста.
Например, региональная программа Тюменской области «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области» на 2016–2020 год [3], цель которой − создание благоприятных условий для формирования патриотических чувств, сознания граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Помимо основных целей заявленных мероприятий проводится и работа по развитию лидерских качеств и поддержанию общественных инициатив молодых людей.
Ещё один пример программы, реализуемой в рамках государственной молодежной политики, это государственная программа Тюменской области «Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика» до 2020 года [4]. Сущность этой программы заключается в улучшении информирования молодежи о жизни области и страны, в следствие, ожидается позитивная самореализация и интеграция молодежи в систему общественных отношений. Помимо предоставления свежей и правдивой информации, предполагается обеспечение обратной связи посредством опросов и других исследований, мониторинга СМИ.
Второй механизм реализации государственной молодежной политики − информационный. Можно рассмотреть его использование в Тюменской области на примере тех же программ, что были рассмотрены при изучении программного механизма.
Региональная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области» предполагает работу с информированием молодых людей о проводимых мероприятиях посредством СМИ, а также через образовательные организации и органы власти. Так же, данная программа предполагает информационно-просветительскую деятельность на тему патриотического воспитания и допризывной подготовки, а также содержит компонент пропаганды государственной молодежной политики, точнее одного из её направлений − формирование нравственности, гражданственности и патриотичности у молодых людей в РФ.
Если рассматривать государственную программу «Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика» − то вся эта программа направлена на использование информационного механизма. Здесь присутствует и обработка социальных исследований, и упрощение доступа населения к значимой для него информации, и сбор обратной связи и пропаганда государственной молодежной политики через СМИ. Информативно-просветительская деятельность в этой программе представлена в том же ключе, что и в предыдущей − её тематика − патриотическое воспитание и нравственность.
Третий механизм осуществления государственной молодежной политики − организационный, подразумевает верную и эффективную организацию управления реализацией государственной молодежной политикой.
Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, осуществляющий государственную молодежную политику в Тюменской области, имеет свою определенную структуру. Существует пять крупных отделов, специализирующихся на различной работе с молодежью: управление информацией, управление массовыми коммуникациями, отдел молодежных проектов, управление финансов и организационной работы, отдел финансового контроля. Отдельным звеном выделен пресс-секретарь Губернатора Тюменской области. Помимо областного уровня организации реализации молодежной политики, структурные подразделения по осуществлению молодежной политики − комитеты по делам молодежи, есть и в муниципалитетах. В настоящее время в Тюменской области появляются не официальные отделения организации работы с молодежью − мультицентры, ориентированные на работу с активной и творческой молодежью, с её проектами. Такие уже появились в г. Тюмень и г. Тобольск. За работой данных центров следит администрация Тюменской области, в том числе и Губернатор, так как эти площадки привлекают молодых людей и помогают узнать и понять, чего не хватает молодежи для саморазвития и самореализации.
Следующий механизм − политический. Это разработка и принятие нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики. Работу Тюменской области в этом направлении можно отследить в первом пункте данной главы, где подробно описана нормативно-правовая база реализации государственной молодежной политики в Тюменской области.
И последний экономический механизм предполагает поиск источников финансирования и непосредственно само финансирование программ, проектов, мероприятий, проводимых в рамках осуществления молодежной политики. Этот механизм можно также, как и информационный рассмотреть в рамках, описанных выше программ.
Таким образом, механизмы реализации государственной молодежной политики в Тюменской области повторяют основные механизмы реализации молодежной политики в любом другом регионе или государстве в целом. Причем, Тюменская область использует все из возможных основных механизмов.
Литература:
- Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. — М.: Голос, 2013. — С.256.
- О Государственной молодежной политике в Российской Федерации: проект Федерального Закона от 07.03.2017. Электронный ресурс. Режим доступа: https://zakonbase.ru. Законодательная база Российской Федерации. Дата обращения: 05.06.2019.
- Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области: региональная программа Тюменской области на 2016–2020 гг. от 04.05.2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://admtyumen.ru. Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти. Дата обращения: 05.06.2019.
- Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика: государственная программа от 28.12.2016 до 2020 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://admtyumen.ru. Тюменская область. Официальный портал органов государственной власти. Дата обращения: 06.06.2019.