Актуальность рассматриваемой темы обусловлена спецификой и значимостью правовых отношений возникающих в транспортной сфере, поскольку их уязвимость всегда создает угрозу (опасность) причинения вреда жизни и здоровью большого количества людей, нарушение экономической стабильности, а также общественного порядка.
Состояние транспортной безопасности в России в настоящее время относительно стабильное. Так на примере данных Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), за 2018 год было зарегистрировано 20,1 тысяча преступлений связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, при этом из них 7,2 тысяч повлекли смерть человека, двух и более лиц по неосторожности [6].
Кроме того, за январь-апрель 2019 года, было зарегистрировано 6,3 тысяч нарушений данного типа, из которых 2 тысячи нарушений повлекли причинение смерти человеку, двум и более лицам по неосторожности [6].
Следует отметить, что речь идет только о выявленных и зарегистрированных преступлениях, при этом необходимо осознавать, что существуют и латентные (скрытые) нарушения в сфере транспортной безопасности, влекущие уголовную. Также следует учитывать степень и количество административных правонарушений области транспортной безопасности, за которые установлена административная ответственность.
Вопросы о состоянии транспортной безопасности в России также исходят из ежегодного доклада Генерального Прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания. Так, из этого доклада следует, что «В прошедшем году продолжалась работа по обеспечению законности в транспортной сфере, особенно в вопросах безопасности пассажиров. Обращалось внимание на усиление досмотрового режима на тысячах объектов, подготовки и аттестации более 6 тыс. сотрудников охранных служб, приостановления эксплуатации воздушных судов, не отвечающих требованиям летной годности. Задачами на текущий год остаются безопасность полетов, контроль за реализацией программ развития транспортной отрасли, соблюдение прав пассажиров, пресечение фактов ввоза в страну продукции, на которую установлены запреты и ограничения» [5].
Правовую основу регулирования транспортной безопасности на федеральном уровне составляют следующие нормативные правовые акты:
1) Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» — данный закон является основополагающим в вопросе транспортной безопасности. Он определяет положения связанные с информационным обеспечением транспортной безопасности, права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и безопасности, порядок осуществления досмотра транспорта, физических лиц, багажей и грузов для обеспечения безопасности на транспорте, а также вопросы подготовки, аттестации и аккредитации сил обеспечения транспортной безопасности и их подразделений. Также данный закон закрепляет такие важные юридические термины как: транспортная безопасность, акт незаконного вмешательства и другие;
2) «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ — регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации, выполнением полетов воздушных судов, установлением порядка обеспечения авиационной безопасности, лицензирования и аттестации в области авиации и другое;
3) «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ — регулирует отношения в области осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, а также устанавливает порядок перевозки пассажиров, грузов, багажа, спасение судов и другого имущества, безопасность судоходства, и действий при аварии.
4) «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ — регулирует отношения связанные с осуществлением торгового мореплавания и оказанием морских перевозок, а также определяет положения связанные с авариями и осуществлении государственного портового контроля, и другое;
5) Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» — регулирует отношения по использованию железнодорожного транспорта общего пользования, основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования, устанавливает основы безопасности на железнодорожном транспорте, регулирует вопросы охраны грузов, объектов железнодорожного транспорта и другое;
6) Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» — данный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и их багажа, грузов, а также общие условия предоставления такого рода услуг на объектах транспортных инфраструктур и другое.
7) Иные Федеральные Законы.
К подзаконным нормативно правовым актам в сфере обеспечения транспортной безопасности относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства транспорта РФ.
Наиболее значимыми из них являются:
1) Указ Президента РФ от 31.03.2010 N 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»;
2) Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р (ред. от 11.12.2013) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте»;
3) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения»;
4) Постановление Правительства РФ от 04.10.2013 N 880 (ред. от 17.02.2018) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности»;
5) Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»;
6) Постановление Правительства РФ от 05.04.2017 N 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов»;
7) Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 N 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»;
8) Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 N 1208 (ред. от 03.10.2015) «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»;
9) И другие.
Необходимо отдельно выделить такие подзаконные нормативные акты, как «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» утвержденная Президентом РФ от 14.11.2013 N Пр-2685 и Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В данных актах отмечается ухудшение в техническом плане состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, что влечет в свою очередь риск и возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, преступлений.
Кроме того, присутствует упоминание, что одной из задач по обеспечению общественной безопасности, является повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий.
Также указывается на необходимость профилактики дорожно-транспортных происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту, на транспорте.
Государственный контроль является необходимым элементом государственного управления обществом. Он представляет собой своеобразное «мерило» эффективности государственного воздействия на общественные отношения в определенных сферах деятельности. Именно в процессе осуществления контроля (надзора) возможно выявить насколько эффективно государственное управление. Все страны мира образуют системы государственного контроля, действующие в различных областях жизнедеятельности общества. При этом, как показывает анализ международной практики, данные системы характеризуются совокупностью следующих признаков: строгая регламентация порядка осуществления контрольной деятельности государства; независимость органов государственного контроля; высокая определенность объекта и субъекта контроля; единообразная правовая регламентация механизмов контроля; открытость и прозрачность методов контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти [3].
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании коллегии Генеральной прокуратуры 14 марта 2017 года заявил о том, что граждане судят о способности самого государства защитить их интересы, отстоять правду и справедливость именно по эффективности работы прокуроров [7].
В наши дни прокурорский надзор является неотъемлемой частью деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка, законности и устранению различных правонарушений, особенно в транспортной сфере.
Прокуратура РФ, представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [1].
Транспортная прокуратура — это государственный правоохранительный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства и расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном, воздушном транспорте. Она является специализированной прокуратурой Российской Федерации.
По своей структуре транспортные прокуратуры бывают трех звеньев:
1) Районные транспортные прокуратуры.
2) Региональные транспортные прокуратуры на правах областных.
3) Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.
К основным полномочиям транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ относятся:
1) Надзор за исполнением Конституции РФ, проверка соответствия деятельности закону со стороны органов транспортного управления.
2) Одним из основных направлений деятельности является уголовное преследование, которое производится по трем категориям дел, а именно: преступления, относящиеся к транспортным организациям и относящимся непосредственно к транспорту; преступления, которые совершены из-за халатности либо неисполнения своих должностных обязанностей работником транспортной организации; преступления, которые связаны с нарушением правил движения на транспорте. Транспортный прокурор участвует как в досудебном производстве, так и непосредственно в суде, излагая подсудимому обвинение.
3) Также транспортный прокурор участвует в разбирательстве гражданских и арбитражных дел.
4) Транспортный прокурор участвует в разбирательстве административных дел и дел, относящихся к таможенной сфере.
5) Транспортному прокурору необходимо обмениваться информацией с прокурорами субъектов Федерации, взаимодействовать с ними и совместно координировать деятельность по борьбе с правонарушениями.
6) Взаимодействовать с СМИ.
7) Рассматривать обращения от граждан в сфере транспорта при нарушении закона.
8) Проведение проверки таможенных органов.
Специализированные прокуратуры, включая транспортную, имеются в каждом федеральном округе: в Северо-Западном, Приволжском, Центральном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Северо-Кавказском, и Южном федеральном округе.
Контрольно-надзорные мероприятия проводятся в отношении субъектов транспортной инфраструктуры, на основании ежегодного плана проверок, как правило, комплексными комиссиями, включающими представителей МВД и ФСБ России, органов транспортной прокуратуры.
«В специализированных прокуратурах прокурор должен быть не только хорошим юристом, но и техником, экономистом и так далее», — отмечает Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка в своем интервью «Российской газете». Генпрокурор обращает внимание на то, что транспортный прокурор должен владеть предметом глубже, чем территориальный [4].
И действительно, транспортной прокуратурой проводится последовательная работа по защите и восстановлению прав граждан, интересов общества и государства.
В качестве примера можно взять Южную транспортную прокуратуру, коллектив которой совсем недавно праздновал десятилетие образования. В 2007 году 27 апреля Генпрокурором был издан приказ «Об образовании Южной транспортной прокуратуры» [2].
За десять лет сотрудниками было выявлено около 400 тысяч нарушений законов, в целях устранения которых, внесено свыше 50 тысяч актов прокурорского реагирования, к административной ответственности привлечены 20 тысяч должностных и юридических лиц. По направленным в органы предварительного расследования материалам проверок возбуждено более тысячи уголовных дел, по которым судами внесены обвинительные приговоры. Прокурорами приняты меры, направленные на пресечение деятельности организаций и лиц, оказывающих услуги ненадлежащего качества и представляющие угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе по перевозке пассажиров и техническому обслуживанию транспортных средств. На постоянной основе действуют межведомственные рабочие группы, результаты расследования каждого происшествия при эксплуатации транспорта изучаются прокурорами, дается оценка действиям должностных лиц предприятий и организаций транспорта, государственных и контролирующих органов уполномоченных в данной сфере.
Таким образом, анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что безопасность на транспорте и ее обеспечение, является одним из важных направлений деятельности государства, в том числе и органов прокуратуры, поскольку транспортная безопасность является частью национальной безопасности, следовательно, ее дестабилизация ставит под угрозу интересы не только государства, но и общества в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Российская газета», N 229, 25.11.1995.
- Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.04.2007 № 70 «Об образовании Южной транспортной прокуратуры»
- Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под редакцией С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой [Электронный ресурс]. // URL: http://nashaucheba.ru
- Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Российской газете» // URL: https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-58850/
- Доклад Генерального прокурора Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18.04.2018. // URL http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1367434/
- Правонарушения: Федеральная служба государственной статистики. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#
- Заседание коллегии Генеральной прокуратуры России. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54035