В статье описана история вовлечения общества в управление питьевым водоснабжением в сельских местностях Кыргызстана. Описаны организационно-правовая форма и нормативно-правовая база для осуществления их деятельности. Приведены основные проблемы, с которыми сталкиваются объединения.
Ключевые слова: питьевая вода, Кыргызская Республика, общество, вовлечение общества, сельское питьевое водоснабжение, сельские общественные объединения потребителей питьевой воды (СООППВ).
The article describes the history of public involvement in the management of drinking water supply in rural areas of Kyrgyzstan. The organizational and legal form and regulatory framework for the implementation of their activities are described. The main problems faced by associations are given in this article as well.
Введение
В Кыргызстане решение проблемы обеспечения населения чистой питьевой водой возведено в ранг общенациональной задачи. Несмотря на достаточное количество формирующейся на территории государства воды, проблема водообеспечения стоит остро. По миру актуализировался вопрос привлечения граждан во все сферы жизнедеятельности, где питьевое водоснабжение не является исключением. Эта тенденция пришла и в Кыргызстан, так с начала 2000х годов в секторе питьевого водоснабжения начали образовывать сельские общественные объединения потребителей питьевой воды (СООППВ) на которые возлагались обязанности по водообеспечению населения питьевой водой, эксплуатация и техническое обслуживание водопроводных сетей, а также финансирование и сбор платежей. В этой статье рассматривается полномочия данных организаций, их структура и эффективность.
История иформа вовлечения общества вуправление сельским питьевым водоснабжением
После распада Советского Союз финансирование строительства водопроводных сетей в населенных пунктах Кыргызстана резко понизилось. В этой связи, Правительство Кыргызстана начало активно привлекать инвестиции извне. Так, начиная с 2000 года большинство водопроводных сетей в сельских местностях строятся за счет финансовых средств, выделяемых финансовыми донорами, таких как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, а также другими финансовыми институтами.Всоответствии с заключенными Соглашениями между Правительством Кыргызской Республики и финансовыми институтами Правительство Кыргызской Республики участвует в со-финансировании проектов в размере 20 процентов от получаемой кредитной суммы [1].
Одним из результатов проектов «Предоставление инфраструктурных услуг на уровне населенных пунктов» по линии Азиатского банка развития и по проекту «Сельское водоснабжение и санитария» по линии Всемирного банка стало вовлечение граждан в управление питьевыми водоснабжением в сельских местностях страны путем создания сельских общественных объединений потребителей питьевой воды (СООППВ) [4]. Так, Правительство Кыргызской Республики принятием Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О питьевой воде»» от 29 сентября 2000 года № 81 внесло понятие сельского общественного объединения потребителей питьевой воды без определения на законодательном уровне и наделило некоторыми полномочиями в сфере хозяйственно-бытового водоснабжения в сельской местности [3]. Уже в декабре 2001 года Правительством вынесено Постановление «О передаче систем сельского водоснабжения (кроме районных центров) в собственность сельским общественным объединениям потребителей питьевой воды и их последующей эксплуатации» за № 828, а в августе 2002 года утвержден «Порядок закрепления права собственности на принимаемые сельским общественным объединением потребителей питьевой воды системы сельского водоснабжения» [7]. Таким образом, в Кыргызстане была сформирована нормативно-правовая база для ведения деятельности СООППВ.
СООППВ — является добровольным объединением граждан, в установленном порядке, объединяющихся на основе общности их интересов для удовлетворения потребностей населения, проживающего на определенной территории, в питьевой воде по своему качеству соответствующей всем стандартам и гигиеническим требованиям [5]. СООППВ как некоммерческая организация осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики — Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом, Законом «О некоммерческих организациях», Законом «О питьевой воде», своим Уставом и другими нормативно-правовыми актами республики. Объединение является юридическим лицом по законодательству Кыргызстана, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетные счета в финансово-кредитных учреждениях, имеет местный статус, по организационно-правовой форме является общественным объединением.
Органы управления назначаются выборным путем на общем собрании членов общественного объединения. Важные решения, касающиеся, например, установления тарифов на подачу воды, подлежат обсуждению с населением и утверждаются местными органами самоуправления.
Главными органами управления СООППВ являются:
а) общее собрание членов;
б) правление;
в) ревизионная комиссия;
г) комиссия по разрешению споров.
Основной целью создания и деятельности объединений является обеспечение населения качественной питьевой водой. Для достижения цели объединения ставят перед собой следующие задачи:
– эксплуатация и содержание водопроводных систем и распределение воды между членами объединения;
– распределение воды на договорных условиях;
– реабилитация и улучшение водопроводных систем внутри зоны обслуживания и осуществление строительных работ по мере необходимости;
– приобретение, замена, эксплуатация и содержание гидротехнического оборудования;
– планирование и осуществление реабилитации и модернизации водопроводных систем в обслуживаемой зоне в целях сокращения потери воды и повышения эффективности ее использования;
– планирование, установка, использование и содержание измерительных средств для распределения воды различным водопользователям и обеспечения надлежащего управления сети;
– сбор платежей;
– обучение и инструктаж членов объединения по экономичному и эффективному использованию имеющейся питьевой воды;
– осуществление других законных действий, необходимых для достижения основных задач [4].
В настоящее время по республике существует 658 СООППВ, из них работают всего 446 СООППВ (67 %), а 212 (33 %) не функционируют. Международные организации отмечают положительный результат работы общественных организаций при их активной и эффективной работе. Вовлекая общество в управление питьевой водой можно добиться целесообразности распределения финансовых средств, определения насущных проблем и их эффективного решения и др. [2]. Большой процент работающих объединений не показатель эффективности их деятельности. Согласно отчету исследования Калчороевой А. «Практические аспекты законодательных проблем в сфере водопользования в сельской местности и пути их решения» анализ деятельности СООППВ показал, что в ходе осуществления своей деятельности они сталкиваются с большим количеством проблем. Во-первых, присутствуют проблемы законодательного характера: отсутствует единый законодательный акт, который регулирует деятельность СООППВ, Правительство Кыргызской Республики в 2009 году внесло изменения в Закон «О питьевой воде» где вопросы хозяйственно-бытового водоснабжения в сельской местности. Во-вторых, существуют трудности организационного, управленческого и бюрократического характера. В-третьих, есть проблемы финансового характера: взимание платы, финансирование и налогообложение и в-четвертых, проблемы, касающиеся качества воды [8].
Заключение
Качественное участие общества в государственном управлении положительно влияет на прозрачность, подотчетность и учет мнения, а также способствует снижению нагрузки с государственных органов за счет передачи некоторых полномочий. Конечно, при идеальных условиях и слаженной работе сельских общественных объединений потребителей питьевой воды можно было бы надеяться на скорое решение вопроса питьевого водоснабжения в сельских местностях. Так, жители сами практически полностью могут решать не только вопрос водоснабжения, но и технические, управленческие и финансовые вопросы. Но учитывая тот факт, что объединения сталкиваются с огромным количеством проблем мешающих их деятельности, необходимо устранить их.
Несмотря на позитивные опыты формирования общественных организаций в других странах, в Кыргызстане существуют споры по этому вопросу. Есть специалисты, которые считают, что управление должно производиться только государством, а также что необходимо вернуть систему управления, которая была во время СССР. В то время как другие считают эту модель лучше и всячески поддерживают. Они уверены, что децентрализация управления, а также активное участие общества имеют положительное влияние на устойчивое водоснабжение населенного пункта.
В заключение можно сказать, что организации на общественных началах являются инструментом вовлечения граждан в управление. В Кыргызстане есть такого рода организации, но для их эффективной работы нужно искоренить проблемы, с которыми они сталкиваются.
Литература:
- Абдурасулов И., Токтошев А. С., Мамбетова Р. Ш. Обеспечение населения сельской местности Кыргызской Республики питьевой водой. «Яковлевские чтения». IX научно-техническая конференция. Сборник докладов (Москва. 18–19 марта 2014 г.). Москва: МГСУ, 2014. — с.48.
- Анализ регулятивного воздействия на проект Положения о порядке разработки и применения цен (тарифов) в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения http://mineconom.gov.kg/ru/direct/5/236/237 (был доступен 26 мая 2019 года)
- Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О питьевой воде»» от 29 сентября 2000 года № 81
- Мамытова Б. Н. Магистерская диссертация «Государственное регулирование в сфере питьевого водоснабжения в Кыргызской Республике». Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. Бишкек, 2018 год (не опубликован)
- Калашников Н. Ф. «Перспективы развития сельского водоснабжения в Кыргызстане», (ТП 3452 — KGZ), Бишкек 2003 год
- «Порядок безвозмездной передачи систем сельского водоснабжения (кроме районных центров) с баланса местных органов самоуправления на баланс местных органов самоуправления на баланс (в собственность) сельских общественных объединений потребителей питьевой воды» утвержден Постановлением Правительства КР от 28 декабря 2001 года № 828
- Постановление Правительства КР «О передаче систем сельского водоснабжения (кроме районных центров) в собственность сельским общественным объединениям потребителей питьевой воды и их последующей эксплуатации» от 28 декабря 2001 года № 828
- Калчороева А. Отчет исследования «Практические аспекты законодательных проблем в сфере водопользования в сельской местности и пути их решения». Бишкек, 2015 г. http://riverbp.net/Отчет %20магистранта %20Калчороевой %20Алтынай(Report).pdf (был доступен 26 мая 2019 года)