С развитием медиа в современном обществе появилось большое количество медиа-угроз, которые стремительно изменяются и становятся все более опасными и неуязвимыми для рядового пользователя сети Интернет.
Молодые люди являются самыми активными пользователями Глобальной сети. Изо дня в день они потребляют колоссальные объемы информации. Наряду с этим возникает необходимость защитить молодое поколение от угрожающих им опасностей. Как показало наше исследование, молодые люди все чаще подвергаются различным медиа-угрозам. В связи с полученными результатами первичной диагностики, нами была разработана программа по повышению уровня медиабезопасности посредством технологии развития критического мышления.
Программа представляет собой курс из восьми практических занятий, направленных на развитие способности критически мыслить, анализировать и интерпретировать полученную информацию, стремиться создавать собственные медиатексты и распространять их на широкую общественность.
Объектом исследования явились ученики старших классов школы № 50 города Архангельска в возрасте 15–18 лет в количестве 32 человек и студентов третьего курса Высшей инженерной школы САФУ им. Ломоносова в возрасте 19–24 лет в количестве 28 человек.
Программа по повышению уровня медиабезопасности была реализована в рамках учебной дисциплины «Технология развития критического мышления» для студентов и на классных часах для школьников.
Темы занятий напрямую или косвенно были связаны с медиабезопасностью: определение, терминология, медиа-угрозы, работа в сети и др. Каждое занятие было построено следующим образом: стадия «Вызова», стадия «Осмысления» и «Рефлексия».
На стадии «Вызова» предполагалось побуждение обучающихся к активной деятельности, пробуждение их познавательного интереса, систематизация уже имеющихся знаний по изучаемой теме и осознание недостаточности этих знаний. На этой стадии нами применялись следующие приемы развития критического мышления: «кластер», таблица «тонких» и «толстых» вопросов, таблица «знаю — хочу знать — узнал», «дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Корзина идей» и др.
Следующая стадия занятия — «Осмысление». На этой стадии обучающиеся осуществляли непосредственный контакт с изучаемой информацией. Материал был представлен в виде интерактивных лекций; презентаций и видеозаписей; работе самих обучающихся с текстами визуально и «на слух»; проигрывании различных ситуаций, таких как игра «Собеседование»; выполнение самостоятельных и групповых заданий, написание эссе, создание «правильного» резюме, определение достоверности информации и безопасности сайта, в том числе в онлайн-формате в сети Интернет и др.
На стадии «Рефлексии» мы, как правило, возвращались к стадии «Вызова» и сравнивали, какая информация оказалась новой, что уже было знакомым, какая информация была изначально недостоверной, что было полезным, где можно применять эти приемы, как полученная информация пригодится в жизни.
На заключительном занятии курса обучающиеся должны были выполнить контрольное задание — кейс. Всего нами было разработано 10 вариантов кейсов. Само задание выполнялось дистанционно, в режиме онлайн посредством социальной сети «ВКонтакте». Выполненные кейсы оценивались согласно выведенной нами в ходе теоретического анализа научных источников таблицы по уровням медиабезопасности. Всего было выделено четыре уровня медиабезопасности молодых людей: начальный, средний, высокий и продвинутый.
Начальный уровень предполагает незнание языка медиа; отсутствие или крайне слабую выраженность практических умений в выборе жанра медиатекстов; наличие только развлекательного мотива использования медиа; репродуктивный характер использования медиатекстов в личностных целях.
Средний уровень включает в себя следующие характеристики: знание отдельных базовых терминов; практические умения выбора медиатекстов (отвечающих интересам личности); выбор медиатекстов, преимущественно развлекательного и рекреационного жанра; периодические проявления креативных и созидательных мотивов к созданию медиатекстов; репродуктивный характер использования медиатекстов в образовательных целях.
Высокий уровень отличается знанием большинства базовых терминов; ясным пониманием процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира; выбором различных жанров медиатекстов, в том числе неразвлекательного характера; стремлением к получению новой информации, к повышению собственной компетенции; поиском материалов для исследовательских и научных целей; стремлением к диалогу с создателями медиатекстов; самообразованием в медиасреде; выраженным стремлением к созданию собственных медиатекстов.
Продвинутый уровень определяется знанием базовых и специфических терминов; преобладающими мотивами стремления к самообразованию в медиасреде; созданием новых (ранее не существующих) авторских или творчески преобразованных медиатекстов и их распространение; способностью критического анализа медиатекста; активным взаимодействием с другими создателями медиатекстов; стремлением поделиться своими знаниями и опытом создания медиапродукта.
По результатам нашего первичного исследования средний уровень медиабезопасности был выявлен у 54 % студентов и 38 % школьников, высокий — у 43 % студентов и 56 % школьников, продвинутый — у 3 % студентов и 6 % школьников.
В ходе вторичной диагностики уровня медиабезопасности, после реализации программы по повышению уровня медиабезопасности, были получены следующие результаты:
Средний уровень медиабезопасности был выявлен у 44 % студентов и 26 % школьников, высокий — у 42 % студентов и 53 % школьников, продвинутый — у 14 % студентов и 21 % школьников. Можно сделать вывод, что, после прохождения курса, уровень медиабезопасности личности у обучающихся повысился и возросла их устойчивость к медиа-угрозам. Необходимо отметить, что у студентов также повысился творческий потенциал, который на этапе первичной диагностики в большей степени был присущ студентам-девушкам, в то время как студенты-юноши совсем не стремились к созданию собственных медиатекстов.
Литература:
- Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического ВУЗа.//Монография. — Москва, 2007г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e.mail.ru/attachment/15393724390000000843/0;1 (Дата обращения: 13.02.2019г.)