Уже несколько лет стоит вопрос о реформировании Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Основным, и даже главным участником процесса исполнения судебных решений, является судебный пристав-исполнитель. Вся структура ФССП нацелена на своевременное и полное исполнение судебных решений. Финансирование ФССП, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляется из федерального бюджета. Повышение эффективности использования бюджетных средств направлено на выполнение все возрастающих объемов исполнительных производств имеющимися ограниченными ресурсами федерального бюджета.
Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, Федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (далее ФССП РФ) осуществляет важные функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр [2]. ФССП РФ является не только получателем бюджетных ассигнований на осуществление своей деятельности, но и администратором доходов федерального бюджета. Доходами федерального бюджета администрируемыми ФССП РФ являются:
- Исполнительный сбор;
- Уголовные и административные штрафы, назначенные судом и ФССП;
- Взыскание материального ущерба, причиненного государству;
- Принудительное взыскание налоговых и таможенных платежей и сборов;
- Взыскание с должников расходов по исполнительным производствам.
По данным ежегодной отчетности ФССП РФ, размещенной на официальном сайте: www.fssprus.ru расходы ФССП РФ за 2018 год составили 52 490 664,7 тыс. руб. и распределяются следующим образом:
– расходы на выплаты персоналу — 84,7 %;
– иные расходы, в том числе расходы на исполнительное производство — 11,4 %;
– расходы на информатизацию — 2,3 %;
– расходы на капитальный ремонт — 1,2 %;
– уплата налогов, сборов и иных платежей — 0,4 % [3].
Не смотря на преобладающую долю расходов на выплаты персоналу, оплата труда судебных приставов-исполнителей оставляет желать лучшего. С 2017 года прошло несколько волн сокращения судебных приставов-исполнителей. Все возрастающая нагрузка на судебных приставов — увеличение возбуждаемых исполнительных производств в среднем на 10–12 % в год [4] (количество исполнительных производств на исполнении одного СПИ составляет в среднем 2–2,5 тысячи исполнительных производств) и неадекватная нагрузке оплата труда делают работу судебного пристава-исполнителя тяжелой и не престижной, что в конечном итоге привело к большой текучести кадров среди судебных приставов-исполнителей.
В сложившейся ситуации в российской экономике, связанной, в том числе с введенными экономическими санкциями в отношении Российской Федерации странами западного мира — США, Канада, Европейский союз и другие, повышение бюджетных расходов на деятельность ФССП РФ маловероятно.
Поэтому, так важно эффективно расходовать имеющиеся бюджетные средства. Для этого я предлагаю:
- Сокращение управленческого персонала в центральном аппарате и управлениях ФССП РФ. Укрупнение региональных управлений ФССП РФ и создание крупных межрайонных специализированных отделов. Что сократит расходы на содержание управленческого аппарата.
- Дальнейшая автоматизация и информатизация рабочих процессов ФССП РФ.
- Сокращение расходов на исполнительные действия. Например, замена почтовых отправлений сторонам исполнительного производства на электронный документооборот; сокращение бумажного межведомственного документооборота, переход исключительно на электронный документооборот.
- Укрупнение региональных управлений и создание межрайонных специализированных отделов приведет к уменьшению требуемых офисных помещений, что приведет к сокращению расходов на содержание и аренду офисных помещений и зданий ФССП РФ. Для этого придется увеличить затраты на создание и содержание современных защищенных компьютерных сетей. Эти капитальные расходы окупятся за счет снижения расходов на содержание высвобожденных зданий и сооружений, а более современное компьютерное оборудование, сети и программное обеспечение повысят эффективность работы ФССП РФ.
Одной из важных статей дохода федерального бюджета, администратором которой является ФССП РФ, считается исполнительный сбор, взыскание которого регламентируется ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями, вступивших в силу 17.03.2019 г.). Согласно п.3 ст.112 229-ФЗ сумма взыскиваемого исполнительного сбора составляет 7 %, но не менее 1 000,00 руб. с должника — физического лица и индивидуального предпринимателя и 10 000,00 руб. с юридического лица по исполнительным производствам имущественного характера, и 5 000,00 руб. с физических лиц и индивидуальных предпринимателей, и 50 000,00 руб. с должников — юридических лиц по исполнительным производствам неимущественного характера [1].
Для стимулирования судебных приставов-исполнителей более эффективной работы по взысканию задолженности по исполнительному производству предлагаю внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями, вступивших в силу 17.03.2019 г.):
- Исполнительный сбор взыскивается с должника в размере 7 % от суммы долга и 7 % с взыскателя.
- Взыскание исполнительного сбора производится в момент взыскания суммы основного долга. Сумма, взысканная с должника в пользу взыскателя, уменьшается на сумму исполнительного сбора и перечисляется взыскателю. Сумма исполнительного сбора, взысканная с взыскателя, перечисляется на специальный счет отдела ФССП РФ. Там сумма распределяется на 5 частей:
– 50 % — фонд стимулирования работы СПИ (на увеличение оплаты труда СПИ);
– 10 % — на улучшение материального состояния территориальных отделов ФССП РФ;
– 10 % — на улучшение материального состояния региональных Управлений ФССП РФ;
10 % — на улучшение материального состояния Центрального аппарата ФССП РФ;
20 % — в доход федерального бюджета.
Распределение денежных средств фонда определяется положением, утвержденным Директором ФССП РФ.
Таким образом, повышение эффективности использования бюджетных средств в ФССП РФ, может быть достигнуто снижением избыточных управленческих расходов и повышением собираемости взыскания судебными приставами-исполнителями платежей в федеральный бюджет Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 02.10.2007г № 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями, вступивших в силу 17.03.2019 г.).//Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст.4849.
- Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1316 (ред. от 13.05.2019) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» утверждено «Положение о Федеральной службе судебных приставов».// Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4111.
- Сведения об общей сумме бюджетных средств, выделенных на функционирование ФССП России за 2018 год. Официальный сайт ФССП России. http://fssprus.ru/2582756/.
- Ведомственная статистическая отчетность за 2016, 2017, 2018 и четыре месяца 2019 года. Официальный сайт ФССП России. http://fssprus.ru/statistics/.