Ключевые слова: налоговая оптимизация, нелегальное уклонение от налогов, разграничение.
В России долгое время существовала командно-административная система хозяйствования. И потому переход к рыночной экономике вызвал необходимость в совершенствовании налоговой системы государства. В связи с этим законодательство пошло по пути обеспечению определенного контроля над исполнением таких обязательств, как своевременная и полная уплата налогов и сборов, а также повышении собираемости и снижение задолженности физических и юридических лиц.
Попытки уклонения от уплаты налогов и сборов, распространены повсеместно, не зависимо от экономического состояния и политики государства, поскольку природа данного явления разнообразна и объясняется не только экономическим и политическим состоянием государства, но и моральными причинами.
Уклонения от уплаты налогов и сборов проявляется в различных активных и пассивных действиях налогоплательщиков, таких как: не предоставление налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством РФ является обязательным; включение в такие документы заведомо ложных сведений, которые позволят уменьшать размер налоговых платежей. Данные примеры являются нелегальными способами уклонения от уплаты налогов и сборов, однако существует и законные схемы снижения налоговых выплат, определяемые чаще всего термином «налоговая оптимизация».
Грань между нелегальным и легальным уклонением от уплаты налогов (налоговой оптимизацией) часто неразличима, законодательно понятие «налоговая оптимизация» не определено, из-за чего остается полемикой ученых налоговиков по сей день. Таким образом, вопрос раскрытия понятия «налоговая оптимизация», и разграничения его от понятия «уклонения от уплаты налогов и сборов» является актуальным вопросом на протяжении вот уже двух десятилетий.
Стремление налогоплательщика уменьшить отчисления в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, достаточно распространенное явление, ибо каждый заинтересован в получении большей выгоды. Не до конца разобравшись в законодательстве, налогоплательщик может пойти по неверному пути, который приведет его к административной или даже к уголовной ответственности. И потому крайне важно провести эту грань между дозволенным и запрещенным.
Уклонение от платы налогов и сборов, а также налоговая оптимизация, имеют своей целью, минимизировать отчисления. Налоговая минимизация — «это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей» [1, с. 9].
Непосредственно для налоговой оптимизации присущи следующие признаки [1, с. 4]:
- Действия, основанные на волевом критерии;
- Напрямую направлена на снижение суммы отчислений, подлежащей перечислению в бюджет бюджетной системы РФ;
- Наличие выгодоприобретателя, в лице непосредственно субъекта оптимизации;
- Основывается на нормах действующего законодательства.
В связи с этим можно определить понятие налоговой оптимизации — «это целенаправленные действия, направленные на снижение суммы отчислений легальное уменьшение налогов (налоговое планирование, налоговая минимизация) или уклонение от уплаты налогов, следует оценить степень риска, допускаемого выбранным методом налоговой оптимизации» [1. с. 17].
Однако, при условии постоянно меняющегося налогового законодательства и отсутствия легального определения понятия «налоговая оптимизация» соблюдение данных требований не всегда поможет налогоплательщику избежать неблагоприятных последствий.
Так, например, одним из недавних изменений в НК РФ стала норма ст. 54.1 (Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ [2]), которая содержит в себе пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. По своей сути она устанавливает пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов.
До введения в действие данной статьи, пользовались устоявшейся судебной практикой, а именно Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 [3]. В нем говорится о принципе добросовестности, дается определение понятию «налоговая выгода», а также уточняется, что есть обоснованная и необоснованная налоговая выгода.
В письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4–9/22123@ [4], прямо указывается, что «Ст. 54.1 НК РФ не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума ВАС РФ N 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики».
Из этого следует, что государство, подчеркивает собственную заинтересованность, в раскрытии налоговых схем, которые причиняют ущерб экономике страны. Следует заметить, что данный курс был выбран в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5], в которой говорится о том, что «повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать поддержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы».
Налогоплательщикам в сложившейся ситуации, придется все тщательней подходить к планированию и выбора модели дальнейшей оптимизации. Так же видится нецелесообразным исходить лишь из пробелов в законе, поскольку законодательство в связи с этим лишь набирает обороты, и в дальнейшем, возможно, будут разработаны и приняты еще больше законов, которые могут ограничивать право на налоговую оптимизацию, которая в дальнейшем может быть признана незаконной.
Подводя итог вышесказанному, следует резюмировать, что вопрос разграничения двух, на первый взгляд, схожих действий, не всегда видится простым, и в каждом конкретном случаи следует всестороннее и полное изучения действий налогоплательщика и сравнивать его с действующим законом. Законодательство не стоит на месте, и развивается по мере развития методов и техник, которые принимаются для разработки схем для уклонений от уплаты платежей.
Литература:
- Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Брызгалин В. В. Методы налоговой оптимизации/Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2001. С.131.
- Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ» О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2017. 21 июля. URL: https://rg.ru/2017/07/21/nalog-kodeks-dok.html (дата обращения: 01.06.2019)
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63894/ (дата обращения: 01.06.2019)
- «Письмо» ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4–9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282284/ (дата обращения: 01.06.2019)
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 01.06.2019)