Миссиологическое наследие преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Редюк, Г. Б. Миссиологическое наследие преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского / Г. Б. Редюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 506-510. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60554/ (дата обращения: 18.12.2024).



Целью данной статьи является анализ миссионерского служения преподобного старца Василия (Кишкина). Делается вывод о многогранности жизненного подвига святого.

Ключевые слова: миссионерство, служение, святой, подвижник, старчество, многогранность, подвижнический подвиг.

The Purpose of this article is an attempt to show that the missionary service of St. Basil (Kishkin) reveals to us his versatile vision of senility, the conclusion is made about the versatility of the life feat of this Saint.

Keywords: missionary work, ministration, Reverend, elder Basil (Kishkin), the Holy, the ascetic, the elders, the diversity. versatility, feat.

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

(Мк. 16, 15)

Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения. И та область, где соприкасается свет, которым живет Церковь, и непросвещенный мир — и есть поле деятельности миссии.

Проповедуя миссионер должен осознавать, что Сам Христос призвал его и подал пример того, что миссия — это не только евангелизация, но и сама жизнь по закону Бога, которая является трудом во славу имени Христова [7, с. 59].

Миссионер проповедует, опираясь на свой духовный опыт, не стремясь во что бы то ни стало взять верх над человеком, которому он несет эту проповедь. Нести Слово Божие необходимо, как это не банально звучит, прежде всего с любовью к людям.

«Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры — присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру. Она направлена на спасение каждого человека» [6, с.368].

Задачей и основной целью миссии Православной Церкви выступает концепция об искуплении и спасении человека. Миссия Церкви — это миссия Божественной Любви.

Православная миссия приближается к миру, освящает и обновляет его, привносит новое христианское содержание в старый образ жизни, преобразуя его в средство спасения. Она призвана исполнить Великое повеление: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» [Мк. 16, 15].

Изучая подробное жизнеописание преподобного Василия (Кишкина), мы начинаем чувствовать благоговение перед его святой памятью. Прожив долгую жизнь, старец дал нам примеры разных видов служения Христу. Вслед за известной исследовательницей духовности русского крестьянства и старчества в России XXвека М. М. Громыко зададимся очень важным вопросом: к какой группе старчества в России принадлежал преподобный Василий? Так, М. М. Громыко выделяла три категории старцев. Во-первых, — это старцы, известные своей прозорливостью. Во-вторых, — это старцы-целители, помогающие людям в душевных и телесных недугах. В-третьих, — это старцы, обладающие после кончины особой силой молитв и благословения на своих могилах [3].

На примере жизни преподобного Василия (Кишкина) мы видим, что он являлся обладателем всех трех боговдохновенных даров. Кроме того, ему были свойственны также и умное делание (исихазм), и настоятельство, и духовничество, и смиренномудрое бегание от славы, и отшельничество, и, наконец, кропотливая, многолетняя работа по основанию новых обителей. Помимо этого, старец Василий сумел послужить Господу еще как неутомимый миссионер, оставив богатое миссионерское наследие. Особенно это важно для продолжения той миссиологической работы, которая начата в рамках Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью), — единственного учебного заведения подобного рода в Русской Православной Церкви. Поэтому миссионерские путешествия преподобного Василия по Дону имеют действительно важное значение для понимания этого делания, а также служат примером для подражания.

Проводя историографический анализ трудов, посвященных жизни и деятельности преподобного Василия (Кишкина), необходимо отметить главные из них. Так, в Глинском Патерике схиархимандрита Иоанна (Маслова) дается жизнеописание старца в период его пребывания в Глинской пустыни. Приводятся советы, данные инокам и мирянам преподобным Василием. Также кратко повествуется о святоотеческом служении среди православных обителей, в которых подвизался старец. Вместе с тем, вопросы миссионерских путешествий старца Василия по Дону вышли за рамки данного труда Иоанна (Маслова) [9].

В книге В. В. Кашириной, автора-составителя «Писем о подвижничестве инокинь» старца Василия, говорится о душевно полезных наставлениях преподобного своим духовным дочерям, однако в этой работе также нет упоминаний о миссионерских путешествиях старца по Дону [6].

В рукописи «Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Вл. Тим.)», которая принадлежит монахине Ангелине, духовной дочери старца Василия, повествуется о многих подвижнических подвигах преподобного Василия, чудесных исцелениях и исправлениях многих заблудших душ по молитвам святого, но миссионерской деятельности старца уделяется недостаточно внимания [5].

Пожалуй, единственным исследованием, в котором дается подробное описание миссионерских путешествий преподобного Василия (Кишкина) по Дону, является подробное жизнеописание старца в изложении ныне живущего иеромонаха Диомида (Кузьмина). Вместе с тем, они упоминаются, как одни из многих эпизодов в подвижнической жизни старца, без анализа форм и методов его миссионерской деятельности [4].

Мне кажется, что, говоря о путешествиях преподобного Василия по Дону, необходимо сделать акцент именно на их значении для миссионерского служения. Думается, очень важно, если мы, почитая преподобного Василия, будем знать, что он не только великий старец, исихаст и подвижник, но еще и миссионер.

В 1810 году Орловский владыка Досифей отпустил старца Василия в путешествие по Дону. По пути преподобный посетил Курск, Ливны, Задонск, где поклонился мощам своего духовного отца святителя Тихона Задонского. После чего старец прибыл в Воронеж к епископу Воронежскому и Черкасскому Антонию, который был духовно очень близок преподобному Василию. Все эти события были связаны с тем, что атаман войска Донского генерал-лейтенант граф Матвей Иванович Платов приглашал старца Василия в Кременский Вознесенский монастырь для его возрождения. Владыка Антоний участвовал в этом приглашении зная о том, что преподобный Василий до этого имел опыт возрождения Белобережской пустыни и других обителей. Надо сказать, что Кременский монастырь был упразднен по указу Екатерины II, и лишь десять лет спустя, в 1788 году, был восстановлен по ходатайству донских казаков. В начале XIX века туда присылали многих духовно оступившихся людей, в том числе и из числа духовенства. Святому старцу Василию приходилось много беседовать с ними, вразумляя и наставляя на путь истинного покаяния, спасая, таким образом, заблудших.

В то время на Дону было очень распространено старообрядчество. Оно как бич хлестало по святой православной вере. Многие христиане, а также язычники, попадали в сети этой ереси. Преподобный Василий положил много трудов, борясь с раскольниками. В путешествии по Дону он проповедовал истинное христианство, обличал еретиков, вразумлял, увещевал и молился, неся святое благовестие в простой народ. Огромное множество раскольников раскаялись в своем лжеучении благодаря старцу, и пришли в истинную церковь.

Также преподобный Василий часто навещал недавно основанный Усть-Медведецкий женский монастырь, о котором шла худая слава. Дурные нравы и вольнодумство живущих там подавали плохой пример для окружающих. Старец Василий и здесь наладил духовную жизнь сестер, наставляя их словом, любовью, проповедуя святое Евангелие. Люди со всей Донской земли стекались к старцу, внимая его благодатным словам. Через некоторое время в Усть-Медведецком монастыре было более двухсот инокинь, которые своим благочестием служили примером для многих мирян.

Проведя на Дону четыре года, в 1814 году преподобный Василий стал собираться в обратный путь. Провожая старца, обращенные им еретики и бывшие раскольники плакали, умоляя его остаться. Отец Василий с любовью благословил их и вернулся в Площанскую пустынь на Брянщине. Так закончилось его первое путешествие на Дон.

В 1826 году преподобный Василий совершает второе миссионерское путешествие по Дону. Старец посещает столицу Донского края город Черкасск, где обращает в православную веру секту молокан. В то время ересь молоканства была очень распространена на Дону. Молокане отличались особым упорством и относились к «особенно вредными ересям», поэтому преподобному Василию приходилось много трудиться, наставляя их на истинный путь [8, с. 218].

Познакомившись с молоканским вождем, старец пытался убедить его, приводя неоспоримые аргументы истинности православной веры. Но вождь в ответ смеялся и кощунствовал. Тогда отец Василий обратился с молитвой к заступнице небесной Божией Матери, прося Ее о том, чтобы Она вразумила сектантов. Помощь Богородицы была настолько велика, что молоканский вождь бросился к ногам старца умоляя простить его дерзость и неразумие. Вспоминаются слова Священного Писания: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» [Деяния 1:8].

После этого остальные сектанты, видя покаяние их вождя, приступили к преподобному Василию, прося его о крещении. Однако старец потребовал от них углубить свои познания православной веры, для чего провел с ними катехизаторские беседы, наставляя и вразумляя молокан. Лишь после этого бывшие сектанты приняли святое крещение.

Нужно рассказать еще об одном событии, связанном с миссионерским служением преподобного Василия. В тех же местах был известен некий богатый купец, который лживо наставлял молодых женщин, с которыми основал нечто подобное секте. Преподобный Василий обращался к обманутым женщинам, призывая их не ходить к заблудшему купцу, при этом старец проповедовал истинность Евангельского учения, наставлял их на путь истины. Благодаря его духовному окормлению бывшие сектантки покаялись, а некоторые из них даже приняли иночество.

Поучительными беседами обращал к вере и исправлению греховного образа жизни преподобный Василий и многих темных невоцерковленных людей, проповедуя благую Евангельскую весть, личным примером смирения, любви и добродетели приводя ко спасению многие души.

Возвращаясь из второго миссионерского путешествия по Дону, преподобный Василий также исцелил множество бесноватых.

Последние годы жизни старец провел в Площанской пустыни и почил в 1831 году в возрасте восьмидесяти шести лет.

Кроме миссионерских путешествий по Дону мы видим из жизнеописания преподобного Василия, что он был великим странником, так как за свою жизнь обошел огромное количество монастырей, многие из которых были им возрождены или основаны. Везде старец оставлял духовный след, благодаря великим трудам главного своего делания — устроения словесных овец. Безусловно, почитая его как святого подвижника, мы должны чтить его и как святого миссионера, который делом воплотил слова Святого Евангелия: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» [Мф. 28:19–20].

Таким образом, преподобный Василий (Кишкин) обладал многими святыми дарами, характерными для русского старчества: прозорливостью, даром целительства, а также силой молитв и благословения. В то же время его деятельность представляет большой интерес для миссиологии. Старец сумел воплотить лучшие черты миссионера, которые могут быть восприняты последующими поколениями. Для преподобного Василия как миссионера, прежде всего, была характерна глубокая и искренняя вера, без которой любая миссия будет бессмысленной. Во-вторых, — это смирение и упование на молитву, что проявилось не только во время его путешествия по Дону, но и в другие периоды жизни. В — третьих, — дух святой любви к людям и искреннее желание помощи заблудшим душам. Для старца было также свойственно стремление учить не только словом, но и своей жизнью, он никогда не стремился показать свой ум и превосходство, но с любовью и кротостью вел человека ко спасению. Ведь цель благородного миссионерского служения — привести человека ко Христу, чтобы человек стал христианином и жил по заповедям Божиим делая добрые дела: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» [Мф. 5, 16].

Все эти лучшие и возвышенные добродетели были характерны для преподобного Василия (Кишкина), старца Площанского, миссионерский опыт которого может быть полезен для многих поколений подвижников, вставших на путь служения этому святому и равноапостольному делу.

Литература:

  1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. — 1376 с.
  2. Книга Деяний, Посланий святых апостолов и Апокалипсис. М: Спасское братство, 2017. — 784 с.
  3. Громыко М. М. Обращение к старцам в духовной жизни русских XX века. (Период гонений на веру и Церковь): Историко-этнографическое исследование. М.: Паломник, 2015.-240с.
  4. Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского /Сост. Диомид (Кузьмин), иером.; лит. ред. А. П. Власюк. М.: Наследие Православного Востока, 2010. — 192с.
  5. Житие иеромонаха старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина) // Фонд 173. II. Дополнительное собрание библиотеки МДА [Электронный ресурс] сайт.- URL:http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=6&manuscript=066&pagefile=066–0003.
  6. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (принята Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г., журнал № 12)//Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. С. 368–394.
  7. Миссиология: учебное пособие / под общ. ред. архиеп. Иоанна (Попова) — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. — 400 с.
  8. Российское законодательство X–XX веков. Т. 6 Законодательство первой половины XIX века.// М.: Юридическая литература, 1988. — 432 с.
  9. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Иеромонах Василий (Кишкин) // Глинский Патерик. Том 1. — М. «Самшит», 1997 [Электронный ресурс] сайт. — URL:http://www.golden-ship.ru/_ld/21/2140_1774.htm#_toc_IDAZWQCF
Основные термины (генерируются автоматически): старец, Дон, миссионерское служение, православная вера, путешествие, Белобережская пустынь, миссионерское путешествие, миссионерское путешествие старца, молоканский вождь, Святое Евангелие.


Ключевые слова

миссионерство, многогранность, служение, святой, подвижник, старчество, подвижнический подвиг

Похожие статьи

Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели

В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Святитель Феофан Затворник как учитель подвижничества

Статья посвящена деятельности и литературному наследию свт. Феофана Затворника, как русского подвижника, мыслителя и законодателя монашества. В результате исследования сделан вывод о том, что сочинения, письма Святителя Феофана способны пролить свет ...

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Канон как отражение жития преподобного Серафима Саровского

В статье рассматривается взаимосвязь Жития и канонов Серафиму Саровскому и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых канон становится поэтичным и преобразуется в стихотворную форму.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Социальное служение на приходах Русской православной церкви по Воронежской области

В данной статье анализируется содержание понятий «социальное служение Церкви» раскрывается его смысл, а также исследуется на кого направлена деятельность социального служения на приходах РПЦ по Воронежской области.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков

В представленной статье автор пытается раскрыть одно из сложных сторон жизни духовенства Русской Православной Церкви на острове Сахалин. Период проведенных исследований охватывает середину XIX — начала ХХ веков, а предметом исследования стало миссион...

Выдающиеся священнослужители острова Сахалин: протоиерей Александр Унинский ( 1920 г.) — пастырь, педагог, исповедник

В статье ставится задача показать на примере выдающегося священника острова Сахалин протоиерея Александра Унинского условия жизни островного духовенства. Он жил на рубеже XIX — XX веков, и был свидетелем происходящих процессов на далекой территории Р...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Похожие статьи

Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели

В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Святитель Феофан Затворник как учитель подвижничества

Статья посвящена деятельности и литературному наследию свт. Феофана Затворника, как русского подвижника, мыслителя и законодателя монашества. В результате исследования сделан вывод о том, что сочинения, письма Святителя Феофана способны пролить свет ...

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Канон как отражение жития преподобного Серафима Саровского

В статье рассматривается взаимосвязь Жития и канонов Серафиму Саровскому и изобразительно-выразительные средства, с помощью которых канон становится поэтичным и преобразуется в стихотворную форму.

Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева

В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Социальное служение на приходах Русской православной церкви по Воронежской области

В данной статье анализируется содержание понятий «социальное служение Церкви» раскрывается его смысл, а также исследуется на кого направлена деятельность социального служения на приходах РПЦ по Воронежской области.

Роль Русской Православной Церкви в жизни каторги острова Сахалин с середины XIX — начала ХХ веков

В представленной статье автор пытается раскрыть одно из сложных сторон жизни духовенства Русской Православной Церкви на острове Сахалин. Период проведенных исследований охватывает середину XIX — начала ХХ веков, а предметом исследования стало миссион...

Выдающиеся священнослужители острова Сахалин: протоиерей Александр Унинский ( 1920 г.) — пастырь, педагог, исповедник

В статье ставится задача показать на примере выдающегося священника острова Сахалин протоиерея Александра Унинского условия жизни островного духовенства. Он жил на рубеже XIX — XX веков, и был свидетелем происходящих процессов на далекой территории Р...

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Задать вопрос