Принятие МСФО — это экономическое решение, так как оно «ведет к повышению качества международного бизнеса, выхода на международную арену, расширению глобализации». Переход на МСФО в Ираке в некотором смысле лишен теоретической основы, все это проводилось на корпоративном уровне, а потом было сделано на национальный уровень [8].
В последнее время в Ираке произошли значительные изменения в экономической, политической и финансовой среде. В Ираке произошел переход к рыночной экономике, а причиной стало обеспечение иракской экономической сферы финансовыми ресурсами, которые потребовались для восстановления страны в послевоенное время [1].
По запасам нефти Ирак уступает только Саудовской Аравии, следовательно, играет очень важную роль в мировой экономике, так как очень велики спросы на нефть. Кроме того, иностранные инвесторы проявляют большой интерес к стране. «В 2004 году в законодательство были внесены поправки, позволяющие впервые как частным, так и иностранным владеть компаниями по добыче природных ресурсов, и открывать инвестиции в иракских компаниях для иностранных инвесторов» [3].
На данный момент в стране идет двойная система учета, МСФО был принят для зарегистрированных на бирже компаний, а единая система бухгалтерского учета требуется для незарегистрированных на бирже и государственных предприятий. Решение о применении МСФО для зарегистрированных на бирже компаний было вызвано принудительным давлением со стороны как западных сил, так и международных агентств, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Хотя экономическая и политическая ситуация в Ираке может не совпадать с ситуацией в других странах, но значительная часть может быть полезна.
Следует отметить, что до войны с Ираном в 1980 году Ирак был довольно процветающим государством с предполагаемыми 35 миллиардами долларов в валютных резервах, но с 2003 года, после оккупации под руководством США, иностранная помощь от международных организаций, таких как США, Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) сыграли неотъемлемую роль в восстановлении страны. Эта помощь была необходима, учитывая, что война и закупки оружия увеличили внешний долг почти до 35 миллиардов долларов [4].
В данное время экономика Ирака сильно зависит от доходов нефти. На нефть приходится более 60 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны, 90 % государственных доходов и 90 % доходов в иностранной валюте, также правительство Ирака недавно заключило ряд контрактов с международными нефтяными компаниями, включая Royal DutchShell, BP и Exxon Mobil, на разработку южных нефтяных месторождений.
Бухгалтерский учет в Ираке восходит к месопотамцам (4500 г. до н. э.), рассматривая Ирак как исламское государство, торговые и другие связанные с ними операции, относящиеся к 7-м и 8-м векам, находились под влиянием исламских законов и уже в XIX веке был введен метод бухгалтерского учета [5].
Правительство страны жестко регулировала и регулирует бухгалтерский учет. Закон, который был принят в 1951 году по-прежнему является основой системы коммерческого права Ирака. Этот кодекс объединяет исламское право (шариат), составленный для Османской империи и европейские правовые законы. Закон 1951 года регулирует продажи, аренду, проекты компаний, суды, активы.
«Закон о компаниях» № 21, изданный в 1997 году, регулирует типы компаний, которым разрешено работать в Ираке, а также их формирование, управление и роспуск. Согласно этому кодексу, счета частных компаний подлежат контролю и аудиту со стороны аудиторов, назначаемых общим собранием компаний. «Закон о компаниях» № 22 (также изданный в 1997 году), находится во ведении различных министерств, в том числе министерств промышленности: торговля, жилье, транспорт, нефть, финансы [7].
В 1970 году правительство Ирака стало использовать систему централизованного планирования для управления национальной экономики, в течение этого времени бухучет немного изменился, а в 1982 году правительство Ирака ввело в действие новую, унифицированную национальную систему бухгалтерского учета, применимую как в сфере торговли, так и в промышленности. Новая система, названная Единая система бухгалтерского учета (UAS), была разработана для облегчения принятия правительственных решений и сбора налогов.
Иракский совет по стандартам бухгалтерского учета и аудита (IBAAS) был создан в соответствии с распоряжением канцелярии президента в 1988 году для предоставления правительству консультаций по финансовым услугам и для установления национальных стандартов бухгалтерского учета (НСБ) и стандартов аудита. IBAAS был первым в Ираке частным органом по установлению стандартов бухгалтерского учета. С момента своего основания до 2003 года IBAAS выпустил 14 стандартов бухгалтерского учета и четыре стандарта аудита [8]. Эти стандарты первоначально основывались на Международных стандартах (IAS) и дополняли существующие руководящие принципы бухгалтерского учета в США.
Несмотря на то, что в основанных на МСФО законах, существовали значительные различия между стандартами, выпущенными Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета (МПК), и стандартами, выпущенными IBAAS. Эти стандарты не были изменены с момента их выпуска.
В таблице 1 представлено сравнение между иракскими NAS и IAS. Важно отметить, что в то время BSA и IBAAS стали применять стандарты бухгалтерского учета как в частном, так и в государственном секторах, но они не имели юридической силы.
Таким образом, реформирование стандартов бухгалтерского учета было обременительным процессом, возникшим в результате сотрудничества с большим количеством правительственных и неправительственных организации [4].
Как указывалось ранее, когда силы коалиции под руководством США в 2003 году установили контроль над КПА, Ирак стал страной с обедневшей экономикой, где физическая и промышленная инфраструктура в значительной степени пострадала от войны и ряда санкций. Находясь под контролем с 2003 по 2004 год, ЦПУ начал программу либерализации цен и рынков, включающую валютные реформы, сокращение импортных.
1 апреля 2004 года ЦПУ и Правительство Ирака издали измененный вариант «Закона о компаниях» 1997 года, предназначенный для того, чтобы все иностранные инвесторы имели такие же полномочия как и внутренние. Законодательство позволило иностранным инвесторам владеть 100 % бизнеса в любой отрасли, кроме сектора природных ресурсов [6].
Основные статистические данные, детализирующие количество зарегистрированных на бирже компаний, долю внутреннего и иностранного владения и зарегистрированный капитал по секторам, представлены в Таблице 2. В настоящее время большая часть финансовых средств для отечественных предприятий поступает из банковского сектора, а Иракская фондовая биржа по-прежнему довольно маленький и слаборазвитый.
В апреле 2004 года возглавляемое США ЦПУ издало «Временный закон о рынках ценных бумаг». Признавая желание Совета управляющих Ирака добиться значительных изменений в экономической системе и стремление возродить иракские рынки капитала, закон требовал, среди прочего:
– создание иракской фондовой биржи в качестве саморегулируемой организации;
– с ранее существовавшей Багдадской фондовой биржей прекращается деятельность финансовой отчетности перечисленных фирм, которая должна быть подготовлена в соответствии с МСФО с 2004 года [3];
Сравнение между NAS и IAS до 2004 года.
Таблица 1
INAS |
IAS |
Заглавие |
1 |
11 |
Контракты на строительство |
2 |
9 |
Учет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
3 |
23 |
Стоимость заимствования |
4 |
21 |
Влияние изменений валютных курсов |
5 |
2 |
Товарно-материальные запасы |
6 |
1 |
Представление финансовой отчетности |
7 |
7 |
Отчет о движении денежных средств |
8 |
15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
9 |
10 |
События после отчетного периода |
10 |
30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений |
11 |
41 |
сельское хозяйство |
12 |
_ |
Капитал Прибыль и Убыток |
13 |
12 |
Подоходный налог |
14 |
25 |
Учет инвестиций |
[Источник: Иракский совет по стандартам учета и аудита]
КПЕС тесно сотрудничал с Управляющим советом Ирака, соответствующими министерствами, иракскими бизнесменами и международными организациями по оказанию помощи в разработке законодательства. Это привело к тому, что все компании, зарегистрированные на Иракской фондовой бирже, были обязаны применять международные стандарты бухгалтерского учета (теперь МСФО), а связанные с ними компании были обязаны представлять консолидированные счета. Сейчас в Ираке МСФО предпочтительнее других стандартов, таких как GAAP, потому что другие страны региона все чаще применяют МСФ [5].
Следует отметить, что иракские компании, которые не выполнили требования о принятии МСФО, были оштрафованы на сумму до 250 000 иракских динаров (200 долларов США) в месяц (статья 167 «Закона о компаниях» № 21). Кроме того, торговля акциями компании может быть приостановлена через 60 дней до тех пор, пока руководство не представит всю обязательную информацию и не выплатит дополнительно два миллиона (1600 долларов США).
В дополнение к реформе фондового рынка, CPA также спровоцировала реформу банковского сектора в период его контроля, издав в 2004 году Закон № 74 «Центрального банка Ирака». Закон определил процедуры лицензирования, операционной и финансовой отчетности, за этим последовала в 2009 году комплексная реструктуризация иракского финансово-банковского сектора с целью модернизации банковской и финансовой системы
В то время как в банковской системе доминируют семь государственных банков, в последние годы все больше представлены частные банки, а семь из 36 частных банков в Ираке имеют иностранное участие [7].
Иракские компании, зарегистрированные на иракской бирже в 2017 г.
Таблица 2
Сектор |
Номер |
перечисленный капитал(IDмиллионов) |
доля иностранного владения (%) |
Банковское дело |
21 |
1,264,980,583 |
0.3–67.2 |
инвестиции |
9 |
38,137,053 |
0.2–55.2 |
страхование |
5 |
264,000 |
0.1–4.8 |
Сервисы |
9 |
22,324,465 |
0.2–10.2 |
Туризм и Гостиницы |
10 |
91,805,725 |
0.1–32.7 |
промышленные |
24 |
43,470,286.00 |
0.1–32.7 |
сельское хозяйство |
6 |
8,093,650 |
0.2–1.2 |
Всего |
84 |
1,469,075,762 |
[Источник: Комиссия по ценным бумагам Ирака (ISC) (2017)]
Таким образом, первоначальное принятие МСФО стало результатом принудительного давления со стороны КПЕС и международных организаций, таких как Всемирный банк и МВФ, в результате которого правительство получило ценные средства и рекомендации для содействия экономическому переустройству. В этом отношении Ирак не является единственной страной, такие страны, как Казахстан и Иордания приняли МСФО аналогично [1]. Кроме того, принятие МСФО оказало влияние на текущее развитие экономических систем и систем управления, включая финансовую отчетность. Для привлечения иностранных инвестиций важно, чтобы финансовая информация была высокого качества и отвечала потребностям более широкого круга пользователей. Принятие единой системы бухгалтерской отчетности было необходимо для политики правительства Ирака, так как оно имеет цель привлечения значительных иностранных инвестиций для расширения экономики.
Литература:
- Альфредсон К. Применение Международных стандартов финансовой отчетности/ К. Альфредсон. –Milton Australia, 2016. — 409 с.
- Блэк Н. Министерство торговли Ирака. Юридическое руководство по инвестированию в Ирак / Н. Блэк. — М.: Бином, 2015. — 308 с.
- Фут С. Экономическая политика и перспективы в Ираке // Журнал экономических перспектив. — № 18 (3). — С. 47–70.
- Ирак Министерство торговли (2017). Правовое руководство по инвестированию в Ираке. [Электронный ресурс] / URL: http://www.mot.gov.iq
- Alnasrawi A. Экономика Ирака: нефть, войны, разрушение развития и перспективы, 1950–2010/ А. Alnasrawi. — Milton, 2018. — 307 с.
- Jones V. C. Торговля Ирака с миром: данные и анализ / V. C. Jones. — Irak, 2016. — 209 с.
- Laibi M. Экономические перемены в Ираке после 2003 года / М. Laibi. — М.: Унопресс, 2011. — 1018с.
- Shubber K. Ирак и новая нефтяная граница. Международный журнал исламских и ближневосточных финансов и управления / К. Shubber. — М.: Буланти, 2014. — 806 с.