Система образования является одним из основных на сегодняшний день факторов обеспечения развития экономики и общества, устойчивого роста любой страны. Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство, смена парадигмы образования, формирования его новой национальной модели не оставляют без внимания и вопросы качества готовности педагогических кадров.
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, развитие процессов демократизации и гуманизации предопределили необходимость поиска новых подходов в подготовке учителей. В связи с этим происходит расширение культурного пространства образования. Современна школа отходит от репродуктивной модели образования к гуманистической, культурно ориентированной школе, целью которой является воспитание человека, способного к культурному созиданию.
Современное общество сейчас нуждается в современном педагоге способном передавать свои знания, принимать нестандартные решения, к активному участию в инновационных процессах, и готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи во взаимоотношениях с окружающей средой.
Успех общественных преобразований, осуществляющихся в нашем обществе, невозможен без участия в деле воспитания нового поколения педагогов, обладающих новаторским стилем мышления, высокой коммуникативной культурой. Педагог, имеющий высокие ценностные ориентиры, наделенный способностью к культурному самоопределению, взаимодействию и большим творческим потенциалом, способен передать все это своим воспитанникам.
Термин «культура» на сегодняшний день относится к многозначным, который объясняется тем, что данный термин, многозначное, многогранное явление. И выражает все стороны человеческого быта. Многие науки при изучении культуры, выделяют ее в качестве своего предмета изучения, и формулирует определение термина «культура».
В настоящее время в науке насчитывается более 500 определений термина «культура». Культура рассматривается как уровень развития общества, способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях творческих сил, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [1].
Как носитель культуры личность имеет нравственные, поведенческие и речевые характеристики. Обычно нравственная культура личности зависит от изначально заложенных обществом в нём нравственных понятий, формируется с личностью, составляя при этом принцип её бытия.
Культура поведения — это совокупность уже сформированных и социально значимых качеств человека, поступков его в социуме. Обычно основанных на эстетической культуре, нормах нравственности и этике. В ней проявляется единство внешних факторов, которые регулируют деятельность личности, и внутренних — это индивидуальные возможности человека. По мнению, исследователей, именно в культуре поведения слиты культура внешности, культура общения и бытовая культура [2].
В современной науке термин «коммуникация» используется как путь сообщения, передача информации и акт общения. Данное понятие применяется в самых различных областях деятельности человека.
Коммуникация рассматривается разными авторами. В том числе Н. Н. Масленникова отмечает: «Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле того слова, состоит в обмене информацией между партнерами по общению: передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств [3].
Успех работы любого педагога зависит от его уровня культуры педагогического взаимодействия и общения. Вполне естественно, что главным инструментом профессионально-педагогической деятельности и является педагогическое взаимодействие. Коммуникативная культура современного педагога — это культура педагогического взаимодействия и общения. Следовательно, между терминами «коммуникация» и «общение» можно поставить знак равенства.
Профессионально-педагогическое общение — это система взаимодействия педагога и обучающихся, обмен информацией, познание личности и оказание воспитательного воздействия. Организует и управляет его педагог, выступая при этом активатор данного процесса. Педагогическая культура в последнее время исследователями трактуется как динамичная система ценностей и способов творческой деятельности [4].
Отечественные ученые отмечают необходимость формирования у будущих учителей психолого-педагогических знаний, развития личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для эффективного осуществления профессионального взаимодействия [5].
Коммуникативная деятельность человека определяется как взаимодействие людей между собой и их действия с окружающим миром при обмене информации. Из вышесказанного можно констатировать, что коммуникативная деятельность — это форма активности личности, которая направлена на осуществление взаимодействия людей, заключающаяся в передаче и обмене информацией, организации взаимодействия ее субъектов.
Коммуникативная деятельность, следовательно, в процессе образования — деятельность, направленная на осуществление взаимодействия между педагогом и обучающимися. Целью которой является становление педагогически целесообразных взаимоотношений со студентами для эффективного включения их во взаимоотношения с педагогами, учебной информацией, и окружающими людьми.
В ходе коммуникативной деятельности преподавателя со студентами происходит развитие ценностей личности и общечеловеческих, гуманистических идеалов. Понимание и принятие педагогами современных воспитательных задач, их стремление к изучению процесса взаимодействия, к созданию положительных эмоциональных взаимоотношений выступают важной предпосылкой формирования положительного отношения обучающихся к социально значимым целям совместной деятельности.
С развитием социума и жизненных идеалов и потребностей личности коммуникативный идеал педагога меняется в сторону постепенной гуманизации. Следовательно, гуманистическая педагогика предъявляет новые требования к позиции педагога, функциям его коммуникативной культуры, и выдвигает коммуникативный идеал современного педагога, который возникает на стыке функций коммуникативной культуры и педагогической одарённости педагога.
Поэтому, коммуникативный идеал современного педагога в заключает в себе все структурные элементы коммуникативной культуры педагога:
− знание норм и правил педагогического общения;
− ценностное отношение к воспитаннику и знание индивидуальных особенностей обучаемого;
− знание своих коммуникативных качеств, а также умение учитывать коммуникативную ситуацию.
Обсуждая коммуникативный идеал современного педагога, следует учитывать, что каждая личность имеет свой образ идеального или приближающегося к идеалу современного педагога, следовательно и идеал его коммуникативной культуры.
Литература:
- Молдажанова А. А. Влияние единства дидактической и методической подготовки на формирование профессиональной культуры будущего учителя. Автореф.... докт. пед. наук. Алматы. 2007. — 48 с.
- Исаев И. Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование 21 век. — М., 2004. — С. 34–40.
- Масленникова Н. Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Дис.... канд. пед. наук. — Р–н–Д, 1999. — 181 с.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Р–н–Д, 1997. — 112 с.
- Захарченко Е. Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис.... канд. пед. наук. — Р–н–Д, 2011. — С. 38.