В современной психотерапевтической практике все более актуальной становится потребность в понимании взаимодействия телесных и психических феноменов клиента во время терапевтического процесса. В тоже время за более чем столетнюю историю психотерапии возникло большое количество направлений, по-разному решающих задачу, которую можно определить как частное «знаменитой» психофизиологической проблемы. Термин Самость выбран с точки зрения охвата всего многообразия понятий, с помощью которых исследователи пытаются описать личность клиента («Самость», «Я», «Образ Я», «Я-концепция» и т. д.), таким образом сужая задачу исследования.
Самость по Юнгу — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью «С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом её можно назвать „Богом в нас“ [6]. Таким образом Юнг подразумевает, но специально не выделяет тело как самостоятельный феномен самости. Можно предположить, что под целостностью Юнг подразумевал моническое единство телесных и психических феноменов.
С точки зрения гештальт-подхода самость это прежде всего процесс контактирования. Фредерик Перлз называет самостью систему контактов в каждый конкретный момент с окружающей средой. «Самость — система контактов — всегда интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Она осознает и ориентируется, осуществляет агрессию и манипуляцию, а также эмоционально чувствует, подходят ли друг другу среда и организм. Не бывает хорошего восприятия без вовлечения мышц и органической потребности; воспринимаемая фигура не бывает яркой и четкой без того, чтобы субъект заинтересовался этим, сфокусировался на этом и внимательно всмотрелся» [7]. Таким образом Перлз считает психическое и телесное проявление тождественным друг другу и сводит телесное проявление самости до организмической реакции на среду.
Жак Блез, развивая подход Перлза, отмечает, что «отказ «считать своим» может касаться не только наклонностей и импульсов, но также частей тела …» [8]. Таким образом ставится знак равенства между психическим и телесным проявлением самости. Данная идея получила развитие в различных направлениях телесно-ориентированной терапии.
С точки зрения Гордона Оллпорта самость — это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения которого Оллпорт ввел специальный термин «проприум» (от лат. proprius — собственный). В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление. Оллпорт выделяет ощущение тела как важную функцию проприума, так как полагает, что наше переживание границ своего тела оказывает влияние на принятие жизненных решений [5]. Таким образом Олпорт стоит на позициях писхофизиологического дуализма и говорит о взаимодействии психического и телесного, тело приходит в психику в качестве ощущений и оказывает влияние на восприятие индивидуумом себя.
Дж. Крепнер продолжает эту мысль и замечает, что человек может идентифицировать те полярности, которые он осознаёт и может назвать своими, вписывая их в образ «Я», в то время как те полярности, которые человек не осознаёт, становятся отчуждёнными, то есть «не — Я». При этом каждая из отчуждённых частей «Я» имеет «корни как в телесных ощущениях и поведении, так и в … образных и вербальных символизациях» [9].
Современный исследователь Р. Баумайстер продолжает эту традицию и замечает, что полное понимание самости должно включать физическое тело, социально определяемую идентичность (т. е. роли и взаимоотношения), личность и знания человека о самом себе (т. е. Я-концепцию) [10].
Большинство современных источников склоняются к идее дополнительности (позаимствованному из квантовой физики), где телесное и психическое являются двумя сторонами одного и того же явления. Много внимания уделяется вопросам интеграции телесного и психического опыта в восприятии «Я» клиента. «Контакт и дифференциация, встреча и расставание определяют цель гештальт терапии в помощи клиенту стать более интегрированным с самим собой и в отношении с другими, другими словами помочь клиенту создать дифференцированное единство, для клиента это означает осознание мыслей, чувств и ощущений или интеграция разума и тела (mind and body integration) [4].
Современные телесно-ориентированные направления ищут интеграцию в особых физиологических процессах (например дыхание): «… дыхание это мост между произвольной и непроизвольной системами организма» [1].
Относительно недавно появившееся направление Интегрированной телесно-ориентированной терапии (IBP) определяет самость как «… в своем ядре энергетически переживаемая как чувство благополучия, идентичности и непрерывности, которая ощущается в теле» [3]. С точки зрения IBP отношение к селф и отношение к другим включает в себя два аспекта одного и того же процесса развития. «Таким образом терапевт признает человеческую взаимозависимость наряду с потребностью обладать своими собственными границами, чувством отдельного селф…»
Таким образом можно предположить, что дальнейшее развитие психотерапии будет связано с все более внимательным отношением к телесному проявлению самости, попытками найти и подержать опыт интеграции психического и телесного проявления «Я» клиента, расширить, усилить, сделать более устойчивым самость клиента за счет включения телесных феноменов в переживания. Ведь по мысли Розенберга самость — это то, что возникает в теле при рождении и уходит со смертью человека. Это то, что мы чувствуем, когда мы действительно любим и любимы, когда мы в творческом поиске, когда мы радуемся или горюем, или признаемся в чем-то очень личном. Мы переживаем самость каждый раз, когда мы присутствуем в моменте осознанными и живыми» [2].
Литература:
- An Application of Body Psychotherapy, Jochen Lude (this article is published in the book ‘Humanistic Approach to Psychotherapy’ by Eric Whitton, 2003, London, Whurr Publishers)
- Rosenberg, Rand, and Asay, Body, Self and Soul, pp 20–22, Humanics Limited, 1985
3. Self, Body and Boundaries, Marjorie Rand, Ph.D. with Gerry Fewster, Ph.D. https://www.drrandbodymindtherapy.com/self-body-and-boundaries/
4. Gaffney S. Gestalt at work, 2009.
5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б.. Психология Учебник. 2004
6. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — Москва, 1995. — С. 219.
7. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М., 2004. 247 с.
8. Блез Ж. Проекция: клинический подход с точки зрения феноменологии //Сборник материалов Московского Гештальт Института. М., 2007. С. 30–48.
9. Кепнер Дж. Телесный процесс: в 2 ч. Ч. 1. Методические материалы для студентов гештальт институтов и психологов. М., 2005. 63 с.
- R. F. Baumeister. The need to belong: desire for interpersonal attachment as a fundamental human motivation, 1995