Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых зависит качественное и многостороннее общение человека.
Ключевые слова: социальная смелость, младший школьный возраст, коммуникативное качество личности, личность, общение, ребенок, умение.
В современных условиях развития общества вопросы приобретения коммуникативных умений и навыков часто становятся приоритетными в психолого-педагогических исследованиях и именно на их решение направлен значительный объем педагогической деятельности в школе.
Нас также заинтересовала проблема формирования коммуникативных качеств личности в процессе учебной деятельности у младших школьников.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет разобраться в сущности основополагающих понятий, касающихся коммуникативных качеств личности и отследить специфику их проявлений у детей младшего школьного возраста.
Коммуникативные умения представляют коммуникативную сторону общения — непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Они формируются в процессе общения с детства и влияют на личностное развитие ребенка. В процессе общения происходит влияние одного человека на другого, т. е. общение является появлением межличностных взаимоотношений.
Отечественные ученые отмечают, насколько важным является коммуникативное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Например, С. Л. Рубинштейн называл взаимодействие между ребенком и взрослым «главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Цукерман Г. А. указывала на взаимоотношения со сверстниками как «главное условие развития личности». Уже в юношеском возрасте общение со сверстниками станет одним из самых важных видов деятельности [9].
По мнению известного психолога М. И. Лисиной, занимавшейся исследованиями в области психологии общения детей, общение представляет собой «взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5]. Многие ученые, в том числе Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В результате деятельности (неформальной, учебной) и общения ребенок постепенно приобретает или (не приобретает) личностные черты, так как личность отражает высокий уровень развития индивида. Все его поведение, отношение к себе и окружающим определяет направленность его личности, выраженная в различных потребностях, стремлениях, взглядах и убеждениях [3]. Направленность его личности показывает, что его интересует, к чему он стремиться, что ценит в самом себе и других людях, чем ему нравиться заниматься.
В основе личности, как целостной, взаимосвязанной структуры, лежат такие свойства как темперамент, характер, задатки и способности.
Врожденные свойства и тип нервной системы человека позволяют проявлять различные виды темпераментов. в виде особенностей эмоциональной возбудимости, интенсивности реагирования и приспособления к окружающей среде. У ребенка, как и у взрослого характер формируется под воздействием многих факторов: социальных, политических, психологических, педагогических. Этот процесс направлен на приобретение личностно значимых качеств, проявляющихся в поведении человека и отношении к окружающему миру. Проявление волевых (самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность и др.) и эмоциональных качеств (чувствительность, позитивность, общительность) связана также с особенностями характера.
Коммуникативные умения, как и любые другие умения. опираются на способности личности, которые определяются как индивидуально-психические особенности и обеспечивают успех в любой деятельности, в данном случае в общении. На формирование и развитие способностей влияют задатки — генетически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы человека. Из вышесказанного видно, что коммуникативные способности — это способности к общению, обусловленные многочисленными факторами.
Общение в человеческом обществе осуществляется посредством речи, неречевых средств (производные органов чувств и тела –мимика. жесты и др.), а также знаковых систем (письменность, средства связи и т. д.).
Данные понятия о личности находят отражение в следующем определении академика А. Г. Асмолова: «личностьv- это конкретный человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенные значения для него самого и окружающих» [1]. К этому можно добавить пояснение ученого-психолога А. В. Петровского, что «личность обнаруживает себя в трех «пространствах»: в самом индивиде, в межличностных отношениях и других людях» [6].
«Личность не равна индивиду: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе. В которые индивид вовлекается…Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид, со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». [4]
Рассмотрим влияние психолого-педагогического сопровождения на формирование коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось с помощью психологической методики Р.Кеттела, позволяющей оценить личностные качества. Мы оценивали такие «конституционными факторы», как общительность, социальная смелость и склонность к самоутверждению.
Для диагностического этапа исследования предполагалось формирование двух рабочих групп: экспериментальной и контрольной состоящей из детей младшего школьного возраста. По данным первичной диагностики у всех был выявлен низкий процент развития коммуникативных умений. На следующем экспериментальном этапе была апробирована психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных качеств личности в этой возрастной группе. Задачей этой программы являлось формирование представления детей о коммуникативных умениях и качествах личности, о том, что они являются субъектами коммуникативной деятельности. На контрольном этапе, в обоих группах, с использованием прежних методик было проведено тестирование.
Обработанные, с помощью статистических методов, результаты повторной диагностики, приведены в таблице.
Сравнительная характеристика критериев сформированности коммуникативных умений младших школьников по данным первичного иповторного исследования (контрольная группа)
Критерий коммуникативных умений |
Кол-во младших школьников, имеющих высокий процент по исследуемым критериям |
|||
Констатирующий эксперимент |
Заключитель-ный эксперимент |
Дина-мика |
Значение статистического критерия |
|
1. Общительность |
20 % |
24 % |
+(4 %) |
Х2=0,06 |
2. Социальная смелость |
0 % |
0 % |
0 |
Х2=0 |
3. Склонность к самоутверждению |
12 % |
18 % |
+(4 %) |
Х2=0,06 |
Общительностькак положительное нравственно-этическое качество личности, характеризует «умение человека легко входить в общение, в доверие к другим людям, умение легко находить общий язык, договариваться» [2]. С точки зрения общительности — замкнутости, можно говорить об интенсивности и устойчивости ребенка к контактам с окружающими, быстроте установления контактов [7].
Социальная смелость также относится к группе коммуникативных характеристик личности. Этот фактор буквально означает готовность к контактам и выражен в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые контакты. Чем выше уровень социальной смелости, тем эффективнее и разнообразнее взаимодействие личности с социумом.
Альтернативой этого фактора является уверенность в себе. Эти полезные факторы влияют на способность не бояться неизвестного, пробовать что-то новое, управлять своим поведением в незнакомой сложной ситуации. Развитие уверенности в себе очень важно для ребенка, оно мотивирует на достижение успеха и ответственности за свои поступки.
Склонность к самоутверждению отражает уровень притязаний. Конструктивное самоутверждение направлено на развитие потенциала ребенка. Как личностная мотивация к действию — это качество помогает овладевать новыми знаниями и умениями; ориентируясь на свой статус в коллективе, планировать свое поведение. Также помогает изживать свои детские комплексы (чувствовать себя ненужным, неспособным, хуже других.
В младшем школьном возрасте склонность к самоутверждению выражается в потребности стать замеченным, заслужить признание.
Результаты проведенных исследований говорят о положительной динамике среди факторов общительности и склонности к самоутверждению. Программа не выявила развития фактора социальной смелости, вероятно нужно учитывать воздействие комплекса не только психолого-педагогических, но и социальных и практических факторов. Необходимо помогать детям вырабатывать коммуникативные навыки, чтобы они не чувствовали неуверенности и внутреннего беспокойства, росли упорными и целеустремленными. Ребенок должен понимать, чтобы чего-то добиться, нужно уметь выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
- Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова — Екатеринбург, 2000. — 937 стр.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб: Питер, 2008. — 398 с.
- Леонтьев, А. И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I / А. И. Леонтьев — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Лисина, М. П. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под. ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практич. Психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 2001. — 383с.
- Петровский, А.В. «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В. В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с.124–128.
- Психология общения: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — Москва: Когито-Центр, 2011. — 598
- Рубинштейн, С. В. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2015. — 705с.
- Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 270 с.