Исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Данная проблема может быть связана с пресечением попыток исследовательского поведения, неспособность педагога занять позицию партнера, оказать недирективную помощь детям, ошибками во время образовательной деятельности и организации предметно-развивающей среды.
Возможные пути решения основываются на проведении оценки качества, которая позволит выявить недостатки и достоинства, оценить динамику изменений, предложить рекомендации по улучшению условий образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, познавательно-исследовательская деятельность, ECERS-R, анкетирование педагогов.
В соответствии с современными представлениями проведение экспертизы может осуществляться с помощью диагностических и экспертных методов оценки состояния обследуемого объекта и может быть одноразовым, или она может иметь и длительный, многоразовый характер, являясь средством мониторинга [4, с 21]. Однако, на данный момент существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования.
Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору [2].
Опираясь на международную практику, Е. Г. Юдина в своей статье отмечает, что шкалы ECERS — весьма интересный инструмент исследования качества дошкольных программ, особенно в связи с международными сравнительными исследованиями, поскольку являются бесспорным лидером по количеству стран, в которых они применяются [5, с 23]. Помимо высокой надежности и валидности, шкалы отличаются высоким уровнем качества разработки инструмента с точки зрения опоры на гуманистическую педагогику развития детей младшего возраста. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделено пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком субшкал и показателей в этих инструментах.
Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, разработанная С. А. Езоповой и В. А. Новицкой позволяет изучить особенности профессиональной компетентности, выявить существующие проблемы и обозначить дальнейшую стратегию обогащения профессиональной компетентности воспитателя детского сада [1, с 68]. Диагностический материал состоит из оценочного листа, с указанием критериев, задач и комментарии к заполнению. Каждый критерий заканчивается рекомендациями:
– методы изучения готовности воспитателя к решению данной группы задач;
– обогащение опыта решения воспитателем данной группы задач;
– реализация воспитателем обозначенных рекомендаций.
К каждой задаче ставится балл и посредством оценивания характеристик профессиональной компетентности по критериям полученные результаты суммируются и делятся на количество критериев. Таким образом, определяется средний балл готовности воспитателя решать конкретную группу задач.
Диагностика позволяет оценить умения педагога в самообразовании и самоконтроле, педагогическом процессе (режимные моменты, занятия, прогулка, организация самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы и т. д.), работе с родителями, провести анализ плановой документации, развивающей среды.
Исследователь Н. Д. Чистякова в своей статье, делится опытом проведения анализа готовности педагогов ДОО к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников [3, ч 116]. Автор выделяет следующие компоненты компетентности педагога дошкольного образования:
– профессионально-содержательный (теоретический) — владение (знание) теоретическими и методическими основами познавательного развития детей дошкольного возраста; программами и технологиями познавательного развития детей; основами деятельностного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; современными тенденциями развития дошкольного образования и осознание роли воспитывающего взрослого (педагога, родителя) в развитии и организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;
– профессионально-деятельностный (практический) — ориентир (выбор) на современные технологии познавательного развития старших дошкольников; на вариативное содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; исследовательское содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников использование развивающих методов (приемов), форм познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; поощрение и поддержка любознательности, интереса, инициативы и самостоятельности старших дошкольников; организация продуктивного взаимодействия старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности на основе выбора ими средств, способов, материалов и участников деятельности; создание условий для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, для объединения участников образовательных отношений в детско-взрослые и детские сообщества.
– профессионально-личностный (ценностносмысловой) -самостоятельность в постановке и решении педагогических задач и проблем; настойчивое преодоление затруднений, возникающих при организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; осознанное использование инновационного содержания и форм организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения компетенции педагога; готовность к созданию авторских разработок для совершенствования содержания и условий организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность и нацеленность на продуктивное взаимодействие с субъектами образовательных отношений (дети, родители, социальные партнеры).
Также помимо мониторинга и анкетирования педагогов, Н. Д. Чистякова и др. использовали наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью детей, организованной и руководимой педагогом, взаимодействием педагога с детьми в условиях предметно-пространственной среды группы и участка детского сада, а также анализ материалов планирования.
Таким образом, разработанный материал позволяет оценить готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, увидеть недостатки в работе на определенном компоненте подготовки.
В целом, проанализировав диагностический инструментарий, можно говорить о том, что, критерии оценки педагогов недостаточно разработаны, зачастую излишне формализованы и не учитывают сущностных требований к условиям поддержки инициативности детей.
Литература:
- Езопова С. А., Новицкая В. А. Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ/ Научное пособие Педагогическая диагностика как элемент познания СПб. 2008
- Тельма Х., Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. М: Национальное издательство, 2017.
- Чистякова Н. Д. Анализ готовности педагогов дошкольного образования к организации познавательно исследовательской деятельности старших //Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (24) 2016 с.116
- Экспертиза образовательных инноваций // под.ред. Г. Н. Прозументовой Томск, 2007
- Юдина, Е. Г. Шкалы, ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59) С.22–26.
- https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-organizatsii-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-starshih