Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 467 раз

Библиографическое описание:

Таран, Л. В. Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности / Л. В. Таран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 442-444. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60614/ (дата обращения: 15.11.2024).



Исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Данная проблема может быть связана с пресечением попыток исследовательского поведения, неспособность педагога занять позицию партнера, оказать недирективную помощь детям, ошибками во время образовательной деятельности и организации предметно-развивающей среды.

Возможные пути решения основываются на проведении оценки качества, которая позволит выявить недостатки и достоинства, оценить динамику изменений, предложить рекомендации по улучшению условий образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная компетентность, познавательно-исследовательская деятельность, ECERS-R, анкетирование педагогов.

В соответствии с современными представлениями проведение экспертизы может осуществляться с помощью диагностических и экспертных методов оценки состояния обследуемого объекта и может быть одноразовым, или она может иметь и длительный, многоразовый характер, являясь средством мониторинга [4, с 21]. Однако, на данный момент существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования.

Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать одну конкретную образовательную группу дошкольного образовательного учреждения. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы с пояснениями, почему дана та или иная оценка по каждому индикатору [2].

Опираясь на международную практику, Е. Г. Юдина в своей статье отмечает, что шкалы ECERS — весьма интересный инструмент исследования качества дошкольных программ, особенно в связи с международными сравнительными исследованиями, поскольку являются бесспорным лидером по количеству стран, в которых они применяются [5, с 23]. Помимо высокой надежности и валидности, шкалы отличаются высоким уровнем качества разработки инструмента с точки зрения опоры на гуманистическую педагогику развития детей младшего возраста. Для российского контекста этот опыт представляется весьма полезным, поскольку в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования выделено пять образовательных областей, которые практически полностью совпадают со списком субшкал и показателей в этих инструментах.

Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ, разработанная С. А. Езоповой и В. А. Новицкой позволяет изучить особенности профессиональной компетентности, выявить существующие проблемы и обозначить дальнейшую стратегию обогащения профессиональной компетентности воспитателя детского сада [1, с 68]. Диагностический материал состоит из оценочного листа, с указанием критериев, задач и комментарии к заполнению. Каждый критерий заканчивается рекомендациями:

– методы изучения готовности воспитателя к решению данной группы задач;

– обогащение опыта решения воспитателем данной группы задач;

– реализация воспитателем обозначенных рекомендаций.

К каждой задаче ставится балл и посредством оценивания характеристик профессиональной компетентности по критериям полученные результаты суммируются и делятся на количество критериев. Таким образом, определяется средний балл готовности воспитателя решать конкретную группу задач.

Диагностика позволяет оценить умения педагога в самообразовании и самоконтроле, педагогическом процессе (режимные моменты, занятия, прогулка, организация самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы и т. д.), работе с родителями, провести анализ плановой документации, развивающей среды.

Исследователь Н. Д. Чистякова в своей статье, делится опытом проведения анализа готовности педагогов ДОО к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников [3, ч 116]. Автор выделяет следующие компоненты компетентности педагога дошкольного образования:

– профессионально-содержательный (теоретический) — владение (знание) теоретическими и методическими основами познавательного развития детей дошкольного возраста; программами и технологиями познавательного развития детей; основами деятельностного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; современными тенденциями развития дошкольного образования и осознание роли воспитывающего взрослого (педагога, родителя) в развитии и организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;

– профессионально-деятельностный (практический) — ориентир (выбор) на современные технологии познавательного развития старших дошкольников; на вариативное содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; исследовательское содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников использование развивающих методов (приемов), форм познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; поощрение и поддержка любознательности, интереса, инициативы и самостоятельности старших дошкольников; организация продуктивного взаимодействия старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности на основе выбора ими средств, способов, материалов и участников деятельности; создание условий для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, для объединения участников образовательных отношений в детско-взрослые и детские сообщества.

– профессионально-личностный (ценностносмысловой) -самостоятельность в постановке и решении педагогических задач и проблем; настойчивое преодоление затруднений, возникающих при организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; осознанное использование инновационного содержания и форм организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения компетенции педагога; готовность к созданию авторских разработок для совершенствования содержания и условий организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность и нацеленность на продуктивное взаимодействие с субъектами образовательных отношений (дети, родители, социальные партнеры).

Также помимо мониторинга и анкетирования педагогов, Н. Д. Чистякова и др. использовали наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью детей, организованной и руководимой педагогом, взаимодействием педагога с детьми в условиях предметно-пространственной среды группы и участка детского сада, а также анализ материалов планирования.

Таким образом, разработанный материал позволяет оценить готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, увидеть недостатки в работе на определенном компоненте подготовки.

В целом, проанализировав диагностический инструментарий, можно говорить о том, что, критерии оценки педагогов недостаточно разработаны, зачастую излишне формализованы и не учитывают сущностных требований к условиям поддержки инициативности детей.

Литература:

  1. Езопова С. А., Новицкая В. А. Диагностика профессиональной компетентности воспитателя ДОУ/ Научное пособие Педагогическая диагностика как элемент познания СПб. 2008
  2. Тельма Х., Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. М: Национальное издательство, 2017.
  3. Чистякова Н. Д. Анализ готовности педагогов дошкольного образования к организации познавательно исследовательской деятельности старших //Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (24) 2016 с.116
  4. Экспертиза образовательных инноваций // под.ред. Г. Н. Прозументовой Томск, 2007
  5. Юдина, Е. Г. Шкалы, ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7 (59) С.22–26.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gotovnosti-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-k-organizatsii-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-starshih
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ECERS-R, познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, группа задач, профессиональная компетентность, ECERS, анкетирование педагогов, детский сад, познавательное развитие детей, профессиональная компетентность воспитателя.


Похожие статьи

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Похожие статьи

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Организация психолого-педагогического исследования и анализ результатов исследования по взаимодействию семьи и школы по успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует уровень адаптации первоклассников к обучению в школе.

Стратегическое управление персоналом как комплекс мер по поддержке преподавателей в процессе реализации их профессиональной деятельности

В статье рассматриваются методы стратегического управления персоналом в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и центрах дополнительного образования детей. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ

Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс...

Задать вопрос