Ключевые слова: образовательные системы, профориентация, платформа, кейс.
Актуальной проблемой для абитуриентов состоит в определении ВУЗа, направления, специальности, бывшим школьникам сложно представить что же на самом деле открывают для них двери университетов. Безусловно и для университетов актуален вопрос привлечения студентов.
В данном вопросе неопределённость самих абитуриентов играет конечно не маловажную роль, но также не стоит отбрасывать и тот факт, что студенты зачастую слабо представляют что ждёт их во время обучения, и тем более после. Это подтверждает и статистика запросов в google за 2018 год по вопросу “куда пойти учиться?” [1] Новосибирск, как видно на рисунке 1 в этом списке не первый, но имеет достаточно высокий показатель интереса в этой теме.
Рис.1. Статистика Google по запросу “Куда пойти учиться?”
В настоящее время можно найти множество самых разнообразных не только мировых, но и отечественных ресурсов, такие, например, как «Проектория» [2], «Российское образование. Федеральный портал» [3], «Смарт Курс» [4] и другие. Но каждый из этих ресурсов по-своему подходит к вопросу профориентации.
Без сомнения, огромный и значимый проект — Проектория предлагает множество заданий от известных компаний, разбитых на отрасли. Сами задания — кейсы, требуют от исполнителей определенных навыков подготовки в конкретной теме, отрасли. Также на сайте представлено описание различных современных и популярных профессий с рекомендациями в каких ВУЗах можно получить необходимое образование. Федеральный портал в основном является новостным ресурсом, на котором можно найти информацию о любом учебном заведении, необходимых вступительных экзаменах. Смарт Курс в свою очередь предлагает целую методику по работе с подростками для их профориентации.
В общем, большинство ресурсов сосредоточены на психологических тестах, которые далеко не всегда могут быть полезны абитуриентам и их родителям для представления картины их будущего обучения в ВУЗе. Стоит отметить, что перечисленные проекты обладают большим бюджетом, и, конечно же обеспечивают подростков необходимой информацией. Но не хватает в этих продуктах примеров тестовых задач, отражающих саму суть специальности, при этом достаточно простых для выполнения абитуриентами.
Для решения недостающей части в известных проектах разрабатывается образовательная программа MFJ (My Future Job), которая будет представлять собой платформу, то есть будет охватывать несколько факультетов и служить основой для создания кейсов.
Средний возраст первокурсников от 17 до 20 лет, это молодые и энергичные люди, которые с каждым годом становятся всё более продвинутыми в области поиска информации на различных сервисах типа Google, Youtube и т. д. Из этого вытекает одно из требований к системе — она должна использовать современный подход к предоставлению информации об обучении в университетах. Здесь могут быть применены различные мультимедиа, сама платформа должна быть интерактивной, с различными популярными и используемыми модулями, такими как возможность создания чатов.
Платформа должна быть масштабируемой, включать в себя направления и специальности нескольких факультетов. А сами кейсы должны быть базовыми шаблонами, чтобы оставлять возможность отражать специфики разных специальностей. Основная идея кейсов состоит в том, чтобы реализовать интерактивное представление конкретной задачи, дать возможность студентам понять чем они будут заниматься, на сколько это важно и интересно. Хорошими примерами для реализации могут служить бакалаврские или магистерские работы выпускников АВТФ. К примеру, работа Богомолова Дмитрия “Разработка информационной системы мониторинга состояния дорожного покрытия” отлично подходит для рассмотрения, так как она прикладная, её можно хорошо визуализировать, а её значимость понятна и легко объяснима. Данная задача относится к категории информационных технологий и включает несколько этапов разработки, которые собственно базируются на предметах, изучаемых в университете и наглядно показывают что можно создать благодаря этим знаниям. Видеоматериалы помогут передать процесс взаимодействия уже реализованной системы, тренажёры (SQL, HTML) путем несложных заданий помогут представить процесс разработки, в приложениях к кейсу будут отмечены специальности, которые предлагают обучение тому, что, собственно входит в инструментарий разработки системы, а также информация о возможных профессиях.
Возможные средства реализации кейсов это HTML, JavaScript, CSS, PHP также WebGL, позволяющий создавать 3D графику в браузерах. Кроме описанного, также важным аспектом будет и уделение внимания безопасности и надежности.
Литература:
- Google Trands, “Куда пойти учиться?” [Electronic resource] / / URL: https://trends.google.ru/trends/ explore?geo=RU&q=Куда %20пойти %20учиться (accessed 5.11.2016)
- Проектория. [Electronic resource] / /URL: proektoria.online (accessed 5.11.2016)
- Российское образование Федеральный портал. [Electronic resource] / /URL: http://www.edu.ru/ (accessed 5.11.2016)
- Smart Course. [Electronic resource] / /URL: http://smart-course.ru/ (accessed 5.11.2016)
- Разработка информационной системы мониторинга состояния дорожного покрытия / А. А. Якименко, А. А. Малявко, Д. А. Богомолов, А. Е. Морозов // Известия Самарского научного центра РАН.- 2017, T. 19, № 6. C. 90–96.