О реализации гарантий коренным малочисленным народам Севера в Ямало-Ненецком автономном округе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. О реализации гарантий коренным малочисленным народам Севера в Ямало-Ненецком автономном округе / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60620/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статьей 1 федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации определены как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [2].

Ямало-Ненецкий автономный округ — историческая родина коренных малочисленных народов, которые за века обитания в высоких широтах создали уникальную культуру. В совокупности все население образует этнодемографический комплекс территории. После присоединения Сибири к России, на протяжении нескольких столетий ядром этнодемографической структуры являлись коренные малочисленные народы автономного округа — ненцы, ханты, селькупы. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в округе их проживает почти 42 тысячи (точное число 41 249) человек (ненцы — 29 772 человека (72 %), ханты — 9 489 человек (23 %), селькупы — 1 988 человек (5 %). Из них 40 % (16,5 тысяч человек) ведут традиционный кочевой образ жизни.

Конституция Российской Федерации в статье 69 гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [1]. Федеральным законом «О гарантиях прав коренным малочисленным народам Российской Федерации» к таким правам отнесены:

− право малочисленных народов на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

− право на замену военной службы альтернативной гражданской службой;

− право лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

− право на создание на добровольной основе общины малочисленных народов и иных объединений [2].

В Ямало-Ненецком автономном округе совместно с объединениями коренных народов удалось сформировать современную нормативно-правовую базу, которая способствует устойчивому развитию коренного населения.

Так, статьей 8 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа кроме прав коренных малочисленных народов Севера, установленных федеральным законодательством, предусмотрено установление дополнительных гарантий прав проживающих на территории автономного округа коренных малочисленных народов Севера [3].

Реализация этой нормы нашла свое отражение в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе», которым предусмотрены лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, дополнительные гарантии прав сфере охраны здоровья, социальной защиты и образования [5].

В целях совершенствования системы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе в декабре 2017 года постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 132-ПГ утверждена Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, в рамках которой сформирована комплексная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы» [6].

Комплексная программа включает более 70 мероприятий в отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, направленных на повышение качества и стандартов жизни коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни.

Населением автономного округа отмечаются проблемы, требующие дополнительного решения, принятия мер по их урегулированию посредством совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности. В связи с этим нормативно-правовая база Ямало-Ненецкого автономного округа постоянно совершенствуется. Только в 2018 году в автономном округе разработано и принято 45 нормативно-правовых актов в сфере реализации прав коренных малочисленных народов Севера, из них 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа, 28 постановлений Правительства автономного округа, 1 постановление Губернатора автономного округа.

К основным направлениям реализации государственной политики по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» отнесено:

− сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе охрана окружающей среды;

− обеспечение сохранности и развития исторически сложившихся способов природопользования коренных малочисленных народов Севера;

− создание условий для сохранения и возрождения самобытной социальной организации проживания коренных малочисленных народов Севера с целью поддержки развития самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранения их обычаев и верований [4].

В целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера при освоении месторождений обязательно проводится оценка техногенного воздействия на места традиционной хозяйственной деятельности. Ни один индустриальный проект в автономном округе не реализуется без учёта самых строгих экологических стандартов. Для охраны традиционного образа жизни коренных северян все инфраструктурные программы компаний обязательно проходят процедуру общественных слушаний с участием представителей тундровых общин.

Например, на каждые 4 км автодороги «Салехард — Надым» приходится по 1-му оленьему переходу. Промышленный гигант — Бованенковское месторождение — останавливает работу, когда начинается период гнездования птиц, нереста рыб или идёт каслание оленей. На всех местах оленьих переходов на Бованенково выставляются экологические блок-посты.

Для сохранения и развития национально-культурной самобытности, защиты, восстановления и сохранения исконной историко-культурной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и развития живых фольклорных традиций данных народов постановлением Правительства автономного округа от 23 июля 2012 г. № 580-П «О государственной поддержке фольклорной деятельности коренных малочисленных народов севера в Ямало-Ненецком автономном округе» определен порядок оказания государственной поддержки фольклорной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, а также порядок и условия присвоения звания «Мастер фольклорного жанра» [7].

В целом, в рамках содействия в сохранении своих традиций коренных народов Ямала большое внимание уделяется развитию их традиционной культуры. Так, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера действует 8 Центров национальных культур, 3 Дома ремесел, 14 музейных учреждений. В национальных поселках строятся современные Дома культуры. Под государственной охраной находится свыше 700 объектов культурного наследия народов Ямала, из которых — 102 объекта культурного наследия коренных народов. Ведется учет священных мест коренных народов (377 объектов).

Так, лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера гарантировано оказание медицинской помощи по месту их фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, предоставления ежемесячного пособия. В Ямало-Ненецком автономном округе действуют 8 мобильных медицинских бригад, 4 территориальных подразделения санитарной авиации, квалифицированная медицинская помощь Организована реэвакуация кочевников из больниц к месту проживания — в тундру.

Таким образом, в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована достаточно функциональная нормативно-правовая база, позволяющая реализовывать права коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие и защиту их исконной среды обитания.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. О гарантиях прав коренным малочисленным народам Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208.

3. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56-ЗАО // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 1998. № 10/1.

4. О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 октября 2006 г. № 49-ЗАО // Красный Север. 2006. 13 октября.

5. О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 марта 2006 г. № 1-ЗАО // Красный Север. 2016. 2 марта.

6. Об утверждении Народной программы коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе: Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2017 года № 132-ПГ // Красный Север. 2017. 29 декабря.

7. О государственной поддержке фольклорной деятельности коренных малочисленных народов севера в Ямало-Ненецком автономном округе: Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 июля 2012 г. № 580-П // Красный Север. 2012. 30 июля.

Основные термины (генерируются автоматически): малочисленный народ Севера, Ямало-Ненецкий автономный округ, автономный округ, Российская Федерация, традиционный образ жизни коренных, исконная среда обитания, коренной, народ, государственная поддержка, комплексная программа.


Похожие статьи

Проблемы обеспечения связью территорий Крайнего Севера и пути их решения на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа

Практика архивного хранения документов в Социальном фонде Российской Федерации по Тюменской области

Позиция гражданского общества во взаимосвязи с уровнем развития поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Ханты-Мансийском автономном округе

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Совершенствование социального обслуживания инвалидов на территории Курской области

Формирование алгоритма адаптации транспортного комплекса Калининградской области к последствиям вступления России в ВТО

Организация выездных налоговых проверок в Приднестровской Молдавской Республике в контексте опыта зарубежных стран

Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Приобщение к истокам национальной культуры народов, проживающих в Астраханской области, на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Проблемы обеспечения связью территорий Крайнего Севера и пути их решения на примере Ямало-Ненецкого автономного округа

Анализ питания детей школьного возраста, проживающих на территории Ненецкого автономного округа

Практика архивного хранения документов в Социальном фонде Российской Федерации по Тюменской области

Позиция гражданского общества во взаимосвязи с уровнем развития поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Ханты-Мансийском автономном округе

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

Совершенствование социального обслуживания инвалидов на территории Курской области

Формирование алгоритма адаптации транспортного комплекса Калининградской области к последствиям вступления России в ВТО

Организация выездных налоговых проверок в Приднестровской Молдавской Республике в контексте опыта зарубежных стран

Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Приобщение к истокам национальной культуры народов, проживающих в Астраханской области, на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос