В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты работы школьного логопеда с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-поведенческой сфере. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, сделан упор на выявление причины их расстройств. Предложены оптимальные пути решения поставленных логопедом задач при работе с детьми, имеющими подобные расстройства.
Ключевые слова: младший школьник, логопед, эмоциональные и поведенческие расстройства.
В последнее время школьные педагоги все чаще отмечают повышенную тревожность детей, влияющую не только на качество усвоения информационного материала, но также и проявляющегося в эмоционально-поведенческой сфере. Многие исследователи в области психопатологии детского возраста задаются вопросом: является ли тревожность единственным феноменом эмоциональных нарушений, либо же имеются различные виды и подвиды в зависимости от характера личности ребенка.
Младший школьный возраст, как отмечает О. Г. Холодкова, прежде всего, характеризуется тем, что «поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако в норме это не мешает адаптации ребенка к новым условиям» [9, c. 15].
С поступлением ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Её изменение состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованного задачей («ребенок — взрослый — задача»). «В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений» [4]. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. В связи с этим ребенок испытывает эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в данном возрасте.
Согласно классификации психических расстройств по МКБ-10, эта группа расстройств характеризуется: «ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства при выполнении задач; тем, что эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени» [10]. Считают, что конституциональные нарушения играют решающую роль в генезе этих расстройств, но знание специфической этиологии пока отсутствует.
С этими расстройствами могут сочетаться некоторые другие нарушения. Гиперкинетические дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания из-за необдуманного, а не откровенно вызывающего, нарушения правил. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, с отсутствием нормальной осторожности и сдержанности; другие дети их не любят, и они могут становиться изолированными. Обычными являются когнитивные нарушения и непропорционально часты специфические задержки в моторном и речевом развитии. Именно на данном этапе работа с логопедом может быть особенно продуктивной, поскольку в возрасте 7–8 лет при правильном подходе можно безболезненно корректировать пробелы в поведении школьника и способствовать его успешной социализации в школьной среде.
Кондрашенко В. Т. предлагает следующую классификацию нарушений детей, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройств [3, c.77]:
- Гиперактивное поведение.
- Демонстративное поведение.
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания.
- Протестное поведение.
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
- Агрессивное поведение.
- Инфантильное поведение.
- Конформное поведение.
- Симптоматическое поведение.
«Негативизм — отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство — стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость — в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого» [7].
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей. Вместе с тем, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
У таких детей часто наблюдаются нарушения прагматики, то есть применять правила употребления речи в данной социальной группе:
– инициирование разговора и ответ на инициативу других;
– принятие поочередно роли слушающего и говорящего;
– поддержание зрительного контакта с собеседником и концентрация внимания на его высказывании;
– формулировка и передача понятных собеседнику сообщений;
– поддержание разговора;
– выяснение языковых недоразумений;
– поддержание темы разговора [6].
Заметны трудности в планировании своего высказывания и контролирования речи в процессе общения. «Поскольку у таких детей имеются нарушения внимания, планирования, редактирования и самоконтроля, их высказывания часто фрагментарны и неупорядочены» [2, c.82].
Что же должен предпринять логопед в целях коррекции коммуникативной деятельности ребенка с нарушениями в эмоционально-поведенческой сферы?
Во-первых, одним из основных условий, необходимых для создания коммуникативной ситуации, является зрительный контакт с собеседником и поддержание такого контакта во время разговора, что является признаком заинтересованности и желания выслушать партнера. Отвлекаемость и импульсивность таких детей приводят к тому, что зрительный контакт участников общения часто прерывается, что может быть интерпретировано как проявление неприязни по отношению к партнеру либо намерение прекратить общение. Поэтому вначале необходимо научить ребенка поддерживать зрительный контакт и когда он сам является отправителем сообщения, и когда он становится воспринимающей стороной, т. е. в роли слушающего. Следующим умением, которое необходимо освоить, чтобы поддерживать разговор, является умение ожидать своей очереди или умение сосредоточиваться. Неспособность концентрировать внимание на соответствующих импульсах — отсутствие избирательного внимания, ведет к тому, что ребенок с подобными нарушениями часто прерывает собеседника, что затрудняет понимание общего смысла высказывания партнера и правильное восприятие (перцепцию) речи в целом [8].
Работа по коррекции данного аспекта коммуникации должна начинаться с игр, в которых для достижения результата необходимы попеременные действия сначала 2, а затем нескольких человек. Для начала можно что-нибудь построить из кубиков конструктора (каждый участник игры заранее получает определенный кубик), либо сложить мозаику по такому же принципу. Затем необходимо вводить словесные игры. Например, группа детей из полученных заранее слов должна составить сначала предложения, а затем рассказ. Постепенно, по мере работы над различными аспектами коммуникации (к примеру, над лексикой), необходимо от казаться от готового материала и предлагать такие игры, в которых участники вынуждены обращаться к собственному лексическому запасу.
В целях коррекции внимательности в процессе общения можно использовать упражнения, в которых, например, дети должны запомнить (записать) такое же количество слов (называющих различные цвета, формы, животных; слова, начинающиеся на определенную букву), какое употребил собеседник. Пригодятся упражнения, в которых один из участников держит перед собой рисунок и говорит другому участнику, что тот должен сделать (из нескольких рисунков выбрать такой же либо нарисовать похожий).
При коррекции коммуникативных умений у детей, имеющих эмоциональные и поведенческие расстройства, следует помнить про невербальные аспекты общения. Исследования показывают, что сверхвозбудимые дети намного реже, чем их сверстники, умеют правильно распознавать вокальные (звуковые) и мимические проявления эмоций другого человека. Особенно заметно это на примере негативных эмоций, поэтому нет ничего удивительного в том, что таких детей часто считают особо упрямыми и непослушными. На негативное поведение таких детей окружающие реагируют эмоционально и посылают сигналы, часто невербального характера, информирующие об их собственном эмоциональном состоянии.
Ребенку трудно интерпретировать такие сигналы, поэтому он не регулирует своего поведения в соответствии с полученной информацией, что еще более усиливает негативные эмоции окружающих. Сверхвозбудимым детям не только тяжело заметить собственные ошибки, но и получить от других информацию о совершении ими таких ошибок.
Поэтому в работе логопеда с такими детьми важное место должны занимать упражнения, тренирующие умения идентифицировать невербальные сообщения, в особенности, распознавание эмоций. Здесь можно предложить различного рода игры, с помощью которых дети учатся распознавать и демонстрировать мимические, вокальные и двигательные признаки эмоций. На помощь приходят театр, драма и пантомима, а также дискуссии, связанные с эмоциями, их называнием, пережинием, беседы на тему различных эмоциогенных ситуаций. Очень важно, чтобы дети научились распознавать не только то, какие эмоции демонстрирует собеседник, но и как это может отразиться на них самих.
Разговор с самим собой это способ концентрации внимания, поэтому роль речи, обращенной к самому себе, для таких детей огромна. При помощи логопеда можно достичь того, что такая речь станет более выразительной, уменьшится ее громкость, а потом постепенно она перейдёт во внутреннюю речь.
В последнее время с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройств, все чаще применяются методы арт-терапии: это игротерапия, бибилиотерапия, изотерапия, сказкотерапия и т. д. В арт-терапии нет специального «рецепта» коррекции поведения, однако она хороша тем, что может подстроиться под индивидуальный ритм и психологические особенности младшего школьника, действуя мягко и гибко, без агрессивных методов. «Динамика арт-терапевтического процесса такова: от бессмысленности к содержанию, от фрагментарности — к единству и исцеления. В работе логопеда важна не эстетическая наполненность, а сам факт успешной коммуникации» [1, c.467].
В работе с младшими школьниками более эффективно применять групповую арт-терапию: в среде одноклассников и ровесников школьники чувствуют себя более расслабленно, не сжато, идентифицируют себя друг с другом и перенимают модели правильного поведения.
Вследствие арт-терапевтической работы создаются дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, переход членов группы на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в частности неосознаваемых) механизмов организации поведения, происходит освобождение от внедренных доминирующей культурой и идеологией паттернов поведения и усвоение тех ролей, больше соответствуют их глубинной природе, потребностям и направлениям развития.
Таким образом, важность работы логопеда с младшими школьниками, имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства, является особо эффективной в самом начале проявления данных нарушений. Здесь важна своевременная диагностика и оперативное начало коррекционной работы.
Литература:
- Глухова, А. Е. Арт-терапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 467–473.
- Диагноз нарушение поведения у ребенка. Лечение расстройств поведения у детей [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Selogni.ru. — URL: https://selogni.ru/anatomiya/diagnoz-narushenie-povedeniya-u-rebenka-lechenie-rasstroistv-povedeniya-u.html (дата обращения: 02.06.2019).
- Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондрашенко. — Минск: Беларусь, 2008. — С. 77–83.
- Нарушения поведения у детей — причины, виды, коррекция [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Lady7.net. — URL: https://lady7.net/narushenija-povedenija-u-detej.html (дата обращения: 01.06.2019).
- Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) [Электронный ресурс] // МКБ 10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра версия. — URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=4001 (дата обращения: 01.06.2019).
- Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей [Электронный ресурс] // Нейрологопедический центр «Выше радуги». — URL: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/povedencheskie-i-emotsionalnye-narusheniya-u-detej/ (дата обращения: 01.06.2019).
- Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей [Электронный ресурс] // Коррекционный и медицинский центр «Дельфания». — URL: https://spec.delfaniya.ru/diseases/povedencheskie-i-emocional-nye-narusheniya-u-detey (дата обращения: 01.06.2019).
- Специфика работы логопеда с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности [Электронный ресурс] // «Знанио» — образовательный портал для педагогов, школьников и родителей. — URL: https://znanio.ru/media/konsultatsiya_na_temu_spetsifika_raboty_logopeda_s_detmi_imeyuschimi_sindrom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnosti (дата обращения: 01.06.2019).
- Холодкова, О. Г. Психология детей младшего школьного возраста / О. Г. Холодкова: учебное пособие. — Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2014. — 55 с.
- Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. — Москва: Академия, 2001. — с. 55.
- https://znanio.ru/media/konsultatsiya_na_temu_spetsifika_raboty_logopeda_s_detmi_imeyuschimi_sindrom_defitsita_vnimaniya_i_giperaktivnosti-38475/46536