Построение демократического правового государства и гражданского общества немыслимо без обеспечения прав и свобод граждан, а также без установления обязанностей. В Узбекистане за последние годы были проведены реформы почти во всех сферах нашей жизнедеятельности, что приводит к экономическому, социальному, политическому развитию страны, совершенствуется законодательная система, а также проводятся работы по повышению правосознания населения.
На сегодняшний день выпускной курс Академии МВД Республики Узбекистан проходят профессиональную стажировку в различных управлениях по координации деятельности органов внутренних дел, что дает возможность лучше подготовиться к несению службы. На местах курсанты, закрепленные за своими наставниками, полностью внедряются в процесс деятельности ОВД, в соответствии с направлениями по профилактике правонарушений, оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистической и следственной деятельностях. Курсанты-стажеры по следственному факультету проходят стажировку в Следственных отделах УКД ОВД, где они усваивают тонкости и навыки ведения предварительного следствия и дознания, учатся применять теоретические знания, полученные в Академии в практической деятельности. Также, необходимо отметить, что во время прохождения стажировки, курсанты сталкиваются уже не с фабулами из учебников, а реальными жизненными ситуациями и гражданами, обратившимися в ОВД. В процессе общения с гражданами у курсантов формируются также психологические навыки, что в свою очередь позволяет быстрее и эффективнее справляться с поставленными перед сотрудниками ОВД задачами.
Также в нашей стране особое внимание уделяется профилактике правонарушений, что является одним из приоритетных направлений в борьбе с преступностью. Расширен круг полномочий инспекторам профилактики и курсанты-стажеры во время прохождения стажировки по линии профилактики правонарушений, получают навыки ведения профилактических работ и применению профилактических мер на практике. Изучают закрепленные за инспекторами профилактики территории, где проживают жители, изучают острые проблемы своих жителей и оказывают правовую помощь в их разрешении.
Особое значение придается коренным реформам в судебно-правовой сфере, ведь с практическими результатами непосредственно связано обеспечение прав человека, закрепленных в нашей Конституции. В этом процессе основное внимание направлено на создание широких возможностей для реализации нашими гражданами своих прав.
Как всем известно, 7 февраля 2017 года была принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, что ускорило процесс эффективной модернизации страны, в рамках которого особое внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений, строительству дорог и жилых домов, улучшению условий в сфере здравоохранения и оснащению последними медицинскими аппаратами. Также необходимо отметить, что 2017 год стал годом создания новой системы прямого диалога с народом, эффективного решения его жизненных проблем. В этом процессе основное внимание направлено на создание широких возможностей для реализации нашими гражданами своих прав. Принят в новой редакции Закон «Об обращениях физических и юридических лиц» от 11 сентября 2017 года, в соответствии с которым внедрены удобные для населения методы обращения — посредством «телефонов доверия», мобильной и видеоконференцсвязи. В целях обеспечения закрепленного в Конституции права граждан обращаться в государственные органы и учреждения, к народным представителям введен порядок приема обращений в ходе встреч с населением. Являющиеся основой этой системы Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан стали своеобразным демократическим институтом по работе с обращениями граждан. За короткое время в эти приемные обратились более 1,5 миллиона граждан, положительно решены копившиеся годами проблемы многих людей, что свидетельствует об утверждении в Узбекистане народовластия не на словах, а на деле [1]. Проводимые реформы кардинально изменили государственную политику в сторону конкретного человека. Деятельность Виртуальной приемной главы государства, а затем и Народных приемных на местах стала моделью для построения взаимоотношений органов государственной власти и управления с гражданами. В соответствии со ст.10 Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан создаются Президентом Республики Узбекистан в целях организации эффективного рассмотрения обращений государственными органами, организациями и их должностными лицами. Народные приемные Президента Республики Узбекистан не имеют статуса юридического лица [2].
Систему Народных приемных Президента Республики Узбекистан составляют:
Народная приемная Президента Республики Узбекистан;
Народные приемные Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;
Народные приемные Президента Республики Узбекистан в районах и городах (кроме городов районного подчинения).
Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан является информационной системой, позволяющей с помощью информационно-коммуникационных технологий принимать, аккумулировать, классифицировать и систематизировать поступающие обращения, а также осуществлять мониторинг и контроль за их полным, своевременным и качественным рассмотрением. Также необходимо особо отметить, что не допускается дискриминация при использовании права на обращения, в независимости от пола, расы национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения физического лица, а также форм собственности, местонахождения (почтового адреса), организационно-правовых форм и других обстоятельств юридических лиц, согласно законодательства об обращениях физических и юридических лиц. Это является еще одним подтверждением гарантии конституционных прав граждан Республики Узбекистан.
Итак, возвращаясь к Академии МВД Республики Узбекистан, хочу отметить, что на основании Указа Президента Республики Узбекистан № 3216 «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел» от 16.08.2017 года» сроки очной формы обучения по программе одноступенчатой системы подготовки кадров в Академии МВД Республики Узбекистан составляет три года, с выплатой стипендии и определения материального обеспечения в установленном порядке. В проведенных с участием профессоров и преподавателей Академии международных конференциях и форумах у представителей полицейской Академии зарубежных стран возникли множество вопросов и споров на эту тему. Сроки сокращения обучения оправдывают себя тем, что на основании вышеуказанного Указа Президента были формированы академические лицеи МВД Республики Узбекистан, порядок приема учащихся, которых установлен в Положении о порядке приема учащихся в Академические лицеи МВД Республики Узбекистан. Сроки обучения в ведомственных академических лицеях составляют 3 года. Итого общая длительность очного обучения в органах внутренних дел составляет 6 лет профессионального образования. Это полностью отвечает международным стандартам получения магистерского диплома по окончании учебы. В ведомственных академических лицеях курсанты будут получать начальные курсы юридического и профессионального образования, что эффективно повлияет на дальнейшее продолжение обучения в Академии МВД.
Также хотела отметить, что начиная с 2020/2021 учебного года на очную форму обучения в Академии МВД станут принимать исключительно выпускников ведомственных академических лицеев, а также действующих сотрудников органов внутренних дел.
В завершении хотелось бы сказать, что мы — выпускники Академии МВД Республики Узбекистан, как будущие офицеры правоохранительных органов, постараемся оправдать надежды нашего народа и государства, наших преподавателей и руководства Академии, достойно служить в интересах народа, защищать права и свободы граждан. Мы благодарны нашим преподавателям и руководству Академии МВД Республики Узбекистан за все эти годы обучения и предоставленные для нас возможности.
Литература:
- Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан. URL: https://president.uz/ru/lists/view/1371 (дата обращения: 12.06.2019).
- Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции // Информационно-поисковая система Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан. URL: http://lex.uz/ru/docs/3336171 (дата обращения: 12.06.2019).