Повышение роли самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, мотивации к профессиональному росту и развитию студентов, воспитанию их творческой активности, инициативы, самостоятельности представляются приоритетными направлениями в решении задач профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. В статье рассмотрена особенность и роль тьюторского сопровождения для оптимизации и эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: самостоятельная работа, тьюторские технологии, портфолио, тьюторское сопровождение.
В современных условиях модернизации образования, ориентированности образовательно процесса на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов самостоятельная работа рассматривается как важнейшая форма организации учебного процесса на всех этапах обучения в образовательных учреждениях. По мнению Н. А. Морозовой, такая позиция имеет исторические корни. Например, в принятом в 1835 году вторым российским университетом Уставе отмечалось, что одной из главных целей образования являлась необходимость «водворить … в университетском юношестве стремление к образованию … самостоятельному» [2,4].
В настоящее время наметилась тенденция к личностно-ориентированному подходу в образовании, который учитывает индивидуальные и личностные качества обучающихся. ФГОСы являются модульно-дисциплинарными, их принятие — это первый шаг в организации модульного обучения. Новые социально-экономические условия, предлагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту высокие требования. Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности, готовым к повышению квалификации и к переобучению, что делает традиционные подходы к образованию, направленные на усвоение студентами определенных знаний и умений, утратившими значимость. На первый план выходят инновационные и личностно-ориентированные методы и технологии обучения [7,8].
В российской системе профессионального образования меняются нормативные и педагогические контексты:
− акцент на квалификации выпускника как совокупности компетенций, формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление о перспективах, росте и развитии;
− понятие образовательной системы становится центральным, что дает возможность выстраивать варианты;
− из-за увеличения количества учреждений СПО с многоуровневым профилем, роста сетей, информатизации, расширения ресурсной базы, доступной для построения индивидуальных образовательных маршрутов и программ;
− перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС, предполагает ответственность, самостоятельность и инициативу студентов, которые можно выстроить через понятие индивидуализации.
Введение ФГОС стало трамплином для запуска процессов социально-педагогической поддержки студентов в их личностно-профессиональном становлении. Современное образование и его курс на индивидуализацию поставили перед профессиональным образованием задачи создания открытой практикоориентированной среды, необходимости сопровождать образовательные траектории студентов, обеспечив качественное руководство их самостоятельной работой. Тьютор воспринят в СПО как педагог нового типа, который сопровождает процесс индивидуализации студентов в открытом образовательном пространстве. В деятельности тьютора реализуются ценности свободы, профессионализма, индивидуализации, самоопределения, уважении к личности и её правам [4].
В действующей системе профессионального образования речь идёт, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности тьютора, сколько о преподавателях специальных дисциплин, обладающих тьюторскими компетенциями. Владение технологиями тьюторского сопровождения, умением формировать профессиональную и личностную мотивацию у обучающихся, навыком побуждения к самообучению в конечном итоге позволит преподавателю-тьютору добиться более реальных успехов, чем тьютору без участия в образовательном процессе [1,5].
В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в одних учреждениях активно развивается направление тьюторского сопровождения дистанционного обучения, в других — сопровождение студентов с ограничениями по здоровью, в третьих — сопровождение внеучебной деятельности студентов для удовлетворения их образовательных потребностей. Каждое из направлений имеет свои особенности, объединенные пониманием идеи и целей тьюторства, позиции тьютора, обеспечивающего сопровождение индивидуальных образовательных траекторий студентов. Такой тьютор не определяет цели вместо студентов, он раскрывает альтернативные пути движения в образовательном пространстве, создаёт условия для развития компетенций, помогает в самообразовании и поддерживает мотивацию. В основе такого взаимодействия тьютора и студента лежит субъективная активность обучающихся, а ключевыми точками ответственности тьютора в образовательном процессе могут стать:
− профориентационная работа с абитуриентами на предмет актуализации их образовательных потребностей;
− сопровождение адаптации абитуриента или студента первого курса к условиям обучения в техникуме;
− сопровождение самостоятельной работы при освоении образовательной программы профессии или специальности;
− курирование условий для освоения профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной и производственной практики;
− помощь в составлении портфолио студента и закреплении его достижений в портфолио в течение всего периода обучения;
− сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы;
− консультирование по вопросам дальнейшего профессионального развития (после окончания обучения).
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в система СПО. Широкие возможности для решения задачи организации самостоятельной работы студентов представляет собой технология тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение — это особая педагогическая технология, основанная на взаимодействии студента и преподавателя-тьютора, в процессе которого студент понимает и реализует собственные образовательные цели и задачи, выполняет образовательное действие, а педагог только создаёт условия для осуществления и осмысления этого действия [6].
Тьютор характеризуется как преподаватель нового типа, имеющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности студентов по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию при этом тьюторство рассматривается как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется выстраиванием пространства совместной деятельности педагога-тьютора и студента.
Самостоятельная работа студента — это целенаправленная совокупность субъективных действий студента под руководством преподавателя на основе использования средств индивидуализации учебного процесса.
В техникумах существуют основных формы самостоятельной работы — аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, во время выполнения которой студент может получить консультацию. Внеаудиторная, то есть непосредственно самостоятельная работа студентов выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, вне аудитории и без присутствия преподавателя.
При изучении любой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна проводиться в виде единства трех взаимосвязанных форм:
- Внеаудиторная самостоятельная работа;
- Аудиторная самостоятельная работа, осуществляемая непосредственно под руководством преподавателя-тьютора;
- Творческая самостоятельная работа — возможно, научно-исследовательская.
В процессе выполнения самостоятельной работы установлены четыре уровня усвоения в процессе выполнения самостоятельной работы по В. П. Беспалько:
- Ученический — узнавание;
- Алгоритмический — репродуктивное действие, воспроизведение по памяти;
- Эвристический — продуктивная деятельность, создание новой для себя информации (субъективной);
- Творческий — продуктивная деятельность, результатом которой является создание новой информации.
Виды исследовательской деятельности, в которую включён преподаватель-тьютор при организации самостоятельной работы студентов:
Таблица 1
Вид деятельности |
Сущность |
Тьюторское действие |
Проблемное исследование |
Изучение разных литературных источников с целью освещения проблемы, формулировки собственного взгляда на проблему и вариантов её решения. |
Мотивирование и фиксация образовательного запроса обучающегося при поиске решения поставленной проблемы. |
Аналитико-систематизирующее исследование |
Наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов. |
Организация сбора информации относительно данного исследования. |
Изобретательское исследование |
Усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых моделей. |
Диагностирование потребностей обучающихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность. |
Экспериментальное исследование |
Проведение эксперимента, методика и результаты которого уже известны, интерпретация самостоятельно полученного результата. |
Подготовка примерных материалов для проведения экспериментального исследования. Помощь при самодиагностике студента. |
Проективно-поисковое исследование |
Разработка и защита проекта. |
Формирование примерного перечня тем для проективно-поискового исследования. |
Информационно-реферативное исследование |
Анализ различной научной литературы с целью освещения какого-то определенного явления и описания его научного исследования. |
Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, обеспечение доступа в Интернет) |
Описательное исследование |
Наблюдение и качественное описание явления. |
Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив. |
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов тьютором заключается в высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне её в ходе всех видов деятельности:
При организации самостоятельной деятельности студентов следует придерживаться следующих принципов:
- Принцип вариативности — направлен на формирование репродуктивных навыков и навыков творческой деятельности студентов в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем и при домашней подготовке. Определение в учебной программе обязательных для всех студентов видов и форм работы, а также вариативных, предусматривающих добровольный выбор студентами самостоятельной работы с учетом конкретных условий, возможностей и перспектив;
- Принцип модульности — предусматривает разделение дисциплины на отдельные самостоятельные, но взаимосвязанные составные части — модули. Количество модулей определяется трудоемкостью в часах. По каждому из модулей планируется объем, уровни и время, необходимые для выполнения самостоятельной работы.
- Принцип сотрудничества — отражает право студента выступать в качестве непосредственного участника образовательного процесса, то есть решать проблемы совместно с тьютором — «с двух сторон» — социальной и индивидуально-личностной.
- Принцип диалогизации — отражает идею неограниченных возможностей студента на пути к самосовершенствованию в ходе общения с другими людьми. Ведь изначально встречи студента и преподавателя «неравная». В образовательном пространстве техникума должно происходить преобразование руководящей позиции преподавателя-тьютора и подчинённой позиции студента в позицию равноправных участников.
Принцип активности — понимается как создание условий для проявления способностей студентов самостоятельно ставить цели, выбирать средства их достижения и контролировать результаты. То есть видеть себя как потенциал и ресурс достижения цели. [3].
При организации самостоятельной работы студентов перед тьютором стоят следующие задачи:
- Планирование содержания индивидуальной самостоятельной работы, отбор содержания, видов, уровня и последовательности действий по её осуществлению, накоплению дополнительной информации и выявлению причин отклонения достигнутых результатов от проектируемых;
- Инициация внесения в самостоятельной работе студента уточнений и корректив, которые оказываются необходимыми на основе дополнительной информации о процессе и результатах реализации самостоятельной работы в ходе профподготовки.
- Инициация внесения в самостоятельную работу студентов уточнений и корректив, которые оказываются необходимыми на основе дополнительной информации о процессе и результатах реализации самостоятельной работы в ходе профподготовки.
- Формирование у студентов навыков самонаблюдения, сопоставления получаемых результатов с запланированным и корректированным содержанием самостоятельной работы.
- Анализ результатов личностного потенциала студентов в образовании через осуществление соответствующих видов самостоятельной работы.
Одним из важных элементов тьюторского сопровождения организации самостоятельной работы студентов являются факторы, способствующие активизация самостоятельной работы. К ним относятся:
− заинтересованность преподавателей в успехах и достижениях студента;
− использование в учебном процессе комплекса педагогических технологий и методик;
− внедрение в образовательный процесс накопительных оценок;
− полезность выполняемых работ;
− участие обучающихся в исследовательской и научной работе;
− поощрение студентов за успехи в учебе и иной работе;
− личность педагога, выполняющего тьюторское сопровождение студента в процессе самостоятельной работы.
− система самоконтроля и самооценки самостоятельной деятельности студентов.
Таким образом одной из важнейших задач современной системы среднего профессионального образования становится внедрение тьюторских технологий в практику работы образовательных учреждений. Немаловажным фактом в продвижении данной инноваций является материальная и методическая помощь преподавателям, влияющих на формирование ключевых и профессиональных компетенций студентов [1].
Необходимо отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы с учётом уровня подготовки студентов и других факторов определяются в процессе творческой деятельности тьютора, и формируются непосредственно в ходе работы с конкретными студентами. Их цель — помочь тьютору сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы обучающихся.
Литература:
- Долгова Л. М. Тьюторство в аспекте результативности образования / Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. — Томск, 2004.- С.41–47.
- Индивидуальная образовательная траектория: организация и сопровождение: учеб.пособие.- Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.
- Ковалева Т. М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.- С.5–14.
- Ковалева, Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология // Технологии открытого образования. — М., 2002.
- Лобачева О. В. Тьюторство как новый ресурс модернизации образования. //Вестник университета Москва: ГОУВПО «Государственный институт управления», 2009. — № 32. — с.71–73.
- Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному — высший пилотаж / П. Г. Щедровицкий. // Тьюторское сопровождение.2011.№ 1.
- Электронный ресурс http://mioo.edu.ru/kaf-tsod/deyatelnost-kafedry/v-pomosch-tyutoru/1192-tyutoru-na-zametku-slovar-tyutora. (дата просмотра 11.06.2019 г.)
- Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-studentov-v-professionalnom-kolledzhe(дата просмотра 12.06.2019 г.)