В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые закономерности развития и трансформации представлений о гуманистических идеях, их значении для любой социальной деятельности; раскрывает значение и потенциал гуманистических начал в контексте современной образовательной парадигмы; делается вывод о перспективах развития образования с опорой на гуманистические идеи.
Ключевые слова: гуманизм, образовательный процесс, обучающиеся, дидактические задачи, познание, фасилитация, уважение, развитие.
Актуальность изучения вопросов, связанных с гуманистически ориентированным образовательным процессом в современном вузе детерминирована следующими факторами:
- Период происходящего реформирования в образовательной системе, периодически сопровождающийся негативными событиями, обусловил потребность социума в гуманистически ориентированной дидактической парадигме, которая с одной стороны должна содержать в себе позитивные образовательные концепции, с другой она должна сохранить устоявшиеся и хорошо зарекомендовавшие себя достижения классической отечественной образовательной системы.
- Основополагающий тезис гуманизма, предусматривающий совершенствование индивида в совокупности его индивидуальных качеств, должен опираться на интеграцию личностного, деятельностно-диалогического и когнитивного подходов в неразрывной связи с культурологическим, таки образом формируя благоприятную среду для теоретико-прикладного базиса гуманистической педагогики.
- Большинство педагогов встречают в своей практике необходимость выстраивания дидактической траектории по изучаемой дисциплине с опорой на психолого-педагогические ориентиры, принимая во внимание образовательные цели и задачи, учитывая личностные особенности обучающихся, и, вместе с тем, учитывая свою манеру преподавания. Вариативность и масштабность дидактических задач предъявляет к педагогу особые требования, предполагающие не только использование на практике известных методов решения, но и самостоятельного выстраивания образовательных векторов.
Как правило, гуманизм представляют в виде системы взглядов и ценностей, опирающихся на особую высокую значимость человека вне зависимости от его социального, материального и должностного положения, утверждающую право индивида на свободу выбора и развития. Гуманистические взгляды на образовательный процесс развивались в течение долгого времени. Еще в эпоху древности, когда происходило формирование понимания образования через призму создания условий для познания традиций и обычаев вне зависимости от возраста, указывается необходимость опоры на имеющиеся природные задатки и свойства человека, значимость удовлетворения его стремления к взаимодействию с себе подобными, к познанию окружающего мира, и, самое главное, себя самого. В результате происходило развитие взглядов об образце социально зрелого индивида, воспитанного на основе идей калогатии (идеал человека во всех его проявлениях) и арете (идеальное, совершенное поведение лица). Гуманистические ценности в древнегреческих обычаях выражались в системе воспитания социально полноценной личности через призму формирования самосознания молодого поколения, осознания ментальных ценностей, развитие индивидуального, независимого образа мышления, включенности в окружающую среду. В 20 веке гуманизм приобретает прагматичный оттенок и, все чаще, отождествляется с практической активностью индивида, ассоциируясь со специфическим образом жизни, основой воспитания человека, особым мировосприятием. В идеях отечественных демократов (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) ключевое место занимают проблемы совести, равенства людей, право человека на свободу самовыражения и реализацию своих потребностей и свобод. Таким образом, в течение своего развития, идея гуманизма претерпевала различные изменения, способствовавшие ее совершенствованию.
Развитие гуманистического восприятия, как правило, происходит в ходе обучения и воспитания, которые, в свою очередь, опираются на узловые начала гуманистической педагогики: бытие человека не безгранично, однако у него есть свобода и необходимая для этого независимость; личность свободна потому, что у нее всегда есть выбор; важнейшим источником информации выступает экзистенциальный настрой индивида, его социальная и психическая практика, эмоции и переживания, которые он испытывает в текущий момент времени, что дает ему возможность осознать настоящий вкус к жизни, ее полноту; человеческая природа зависит не от его поступков, а от его отношения к ним, к своему месту в жизни; человек нацелен на перманентное развитие, реализацию своего потенциала. Вышесказанное детерминирует генезис этических принципов, среди которых выделяются следующие: человек должен нести ответственность за свою деятельность; личность выбирая свой путь несет ответственность за свой выбор, поскольку индивид — это создатель своей жизни, своего витального пути; идеальные взаимоотношения основываются на признании исключительной ценности другого человека, его права на свободу выбора; такие чувства и эмоции человека, как ненависть, злоба, боль и т. п. в своей совокупности образуют его социальный опыт, который является индивидуальным богатством каждого человека, поэтому должны оцениваться с пониманием. Изложенное позволяет заключить, что ключевое место в контексте гуманистического подхода занимает гармоничная и всесторонне развитая личность, стремящаяся к перманентному самосовершенствованию и самопознанию, нацеленная на раскрытие своего потенциала, обладающая готовностью к получению новых знаний, способностью к преобразованию окружающей среды, умением выстраивать конструктивную жизненную стратегию. Формирование такой личности должно являться важнейшей целью обучения и воспитания. Современный вуз должен формировать необходимые условия для понимания и реализации обучающимися своих желаний и потребностей. Важно понимать, что обучающиеся имеют право ошибаться, осуществлять инициативный творческий поиск, который должен поощряться преподавателем посредством тактичной фасилитации в противовес оценкам или наказанию.
Важно понимать, что выстраивание дидактического процесса должно опираться на принятие обучающихся такими, какие они есть, постараться представить себя на их месте, проникнуться их эмоциями и чувствами, проявлять открытость и дружелюбие. Такая атмосфера будет создавать необходимый базис для реализации разнообразных педагогических форм и методов в зависимости от поставленной дидактической цели. Образовательный процесс в этом контексте выстраивается таким образом, чтобы обучающийся уяснил для себя личностную ценность получаемых сведений, что будет для него основой дальнейшего освоения всех дисциплин.
Изложенное дает основание заключить, что нравственно-психологическим фундаментом педагогической деятельности, детерминируя социально-педагогическое наполнение обучения и воспитания молодежи выступает гуманистическая составляющая, одновременно играя важную роль в формировании полноценного человека и гражданина, катализатором его морально-нравственного и духовного развития, личностного роста, фактором, способствующим эволюции его витально значимых компетенций и способностей. Реализация гуманистических начал в университетском образовании позволит: преодолеть консерватизм, характерный для образовательной системы и не допустить поспешной модернизации образования; выстроить продуманный механизм использования образования как инструмента социальной интеграции; определить приоритетные подходы к высшему образованию, опирающиеся на его доминантные свойства; выстроить гуманистически ориентированную образовательную концепцию.
Литература:
- Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов. // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 31–37.
- Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 164 с.
- Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 84–89.
- Овчинников О. М., Фортова Л. К. Some features of pedagogical support of professional self-determination of students // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 73–75.
- Фортова Л. К., Фабриков М. С. Превенция деформации правового сознания обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 518–519. — URL https://moluch.ru/archive/119/33054/ (дата обращения: 21.05.2019).