Целью данной исследовательской работы является экологическое образование старшеклассника в современной российской школе на уроках химии. Формирование экологического образования происходит при решении химико-экологических задач с региональным компонентом. Экологическое образование старшеклассника на уроках химии в современной российской школе будет эффективнее, если будет обеспечиваться практико-ориентированный подход к изложению экологической информации.
Ключевые слова: уроки химии, экологическое образование, химико-экологические задачи, образование старшеклассника, экологизация урока, самостоятельная работа.
Современная экологическая обстановка Оренбургской области складывается в первую очередь из промышленного фактора, а точнее, экологического загрязнения от предприятий, ведущих свою производственную деятельность на территории области, и естественного, представленного особенностями климата, рельефа, полезными ископаемыми и др.
Согласно данным по мониторингу окружающей среды, которые ежегодно издаются в госдокладе «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области» в г. Оренбурге основным предприятием, вносящим вклад в загрязнение окружающей среды (атмосферного воздуха, водных и почвенных ресурсов и тд.) со стационарных источников является ООО «Газпром добыча Оренбург», в г. Орске — Южно-Уральский машиностроительный завод (ОАО «ОРМЕТО — ЮУМЗ» — тяжелое машиностроение), ЗАО «Завод синтетического спирта» (химическая промышленность), ОАО «Орскнефтеоргсинтез» (нефтехимическая промышленность); в г. Новотроицке — металлургический комбинат ОАО«Уральская Сталь»; в г. Медногорске — металлургический комбинат ООО «Медногорский медно-серный комбинат» [1].Все выше перечисленное позволяет сделать вывод о необходимости формирования экологического сознания у населения Оренбургской области со школьной скамьи.
Формирование данного сознания должно начинаться с осознания человеком того, что он лишь маленькая часть огромного макромира, со множественными неделимыми связями, благодаря которым можно гармонично сосуществовать в мире [5]. Огромный интерес у старшеклассников вызывают прикладные экологические проекты и разработки, которые можно применять в обществе, на производстве уже сразу после демонстрации на экофорумах, слётах [2]. Достаточно простые и в то же время гениальные разработки старшеклассников начинают менять мир уже сегодня.
Одним из методов формирования экологического мышления старшеклассника является решение задач с экологической составляющей и региональным компонентом [6], использование такого типа задач на уроках своего региона. Также в процессе решения задачи старшеклассник получает возможность использовать приобретенные навыки в жизненных ситуациях. В рамках проводимого исследования нами были разработаны химические задачи с учетом особенностей Оренбургской области.
Задача 1
В 2016 году в Оренбурге проводились исследования на выявление жесткости поверхностного стока реки Урал.
Таблица 1
Результаты отобранных проб
|
Контроль |
Сакмарская ТЭЦ |
озеро Микутка |
ул. Терешковой (перед мостом) |
Жесткость (ммоль/дм3) |
0,06 |
0,08 |
0,06 |
1,92 |
Какой объем 0,1 Н раствора HCl потребуется для реакции с гидрокарбонатом магния в пробе с ул. Терешковой, содержащимися в 500 см3 этой воды?
Решение:
0,00192
Ответ: 9,6 см3 потребуется HCl для реакции с гидрокарбонатом магния.
Задача 2
В радиусе 5,5 км вокруг N-ного медно-серного комбината ощущался запах диоксида серы. Высота дымовой трубы 178 м. Рассеяние происходит до высоты 1,2 км. Средняя концентрация диоксида серы в результате аварии на производстве 2,9 ПДК (ПДКм.р.SO2–0,5 мг/м3). Сколько сернистой кислоты можно было бы получить, если бы удалось уловить весь диоксид серы в этом объеме пространства? Для решения воспользуйтесь формулой объема шарового сегмента .
Решение:
Расчет сернистой кислоты проводится по стехиометрической схеме:
Задача 3
Возле города Р находится пруд искусственного происхождения объемом 40 000 м3. Были воссозданы естественные условия для данного объекта. Также на пруд оказывалось антропогенное воздействие в виде сброса отфильтрованных сточных вод с отстойников металлургического предприятия. Выживут ли в пруду караси, если в течении 5 дней в пруд будет сбрасываться недоочищенные сточные воды с примесью меди массой 0,5 кг, никеля 0,95 кг, цинка 0,7 кг? ПДКводн. меди = 0,001 мг/ дм3, ПДКводн.никеля = 0,01 мг/ дм3, ПДКводн.цинка = 0,01 мг/ дм3.
Решение:
Ответ: нет, караси погибнут.
Представленные задачи с экологическим компонентом помогают сформировать у современного старшеклассника не только навыки решения задач по химии и экологии, но и способствуют получению экологического образования на уроках химии в школе [3].
Можно предложить самим старшеклассникам составить подобные задачи на основе материала из учебника, государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды своей области, сводок метеонаблюдений и т. д.
Таким образом реализация межпредметных связей химии и экологии может быть достигнута решением подобных задач. В итоге происходит интересная подача учебного материала, т. к. основа данных задач вполне реальные данные [4].
Литература:
- Госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2017 году» / под ред. министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области К. П. Костюченко. — Бузулук: АНО «Бузулукский центр содействия СМИ», 2018. — 232 с.
- Захарова, В. А. Экоправовое воспитание как фактор становления субъекта гармонизации правоотношений в экосфере современной России: мировоззренческие предпосылки, суть, элементы и концептуальные условия реализации модели: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.11 / Захарова В. А.; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2015. — 37 с.
- Индиенко, Михаил Викторович. Современная экологическая ситуация и система образования: социально-философские аспекты: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.11 / Индиенко Михаил Викторович; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т]. — Пятигорск, 2010. — 25 с.
- Симоненко, Наталья Ивановна. Экологическая культура как основание образовательной парадигмы: философско-культурный аспект: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.13 / Симоненко Наталья Ивановна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства]. — Челябинск, 2012. — 22 с.
- Суматохин, С. В. Экологическое образование, обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие / С. В. Суматохин // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». — № 64. — 2013. — С.: 3–7.
- Ягодин, Г. А. Системность в отборе содержания общего экологического образования / Г. А. Ягодин, М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг в будущее (Москва, 26–27 июня 2014 г.), материалы и доклады / Зелёный крест, МНЭПУ, сост. В. М. Назаренко). Научное издание. — М.: Изд-во МНЭПУ. — 2014. — С.: 101–114.