Анализируется проблема формирования чувственных образов и понятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра.
Введение. Актуальность темы обусловлена недостаточностью исследований в данном направлении или незаконченными исследованиями, так как психическое отражение действия рассматривается без учета образа психического отражения предмета этого действия и без учета особых потребностей детей с расстройством аутистического спектра.
Чувственные образы занимают важное место в душевной жизни человека и часто разные психические отражения приравниваются к образу, но не все в психике является образом (П. Я. Гальперин). Ученым П. Я. Гальпериным доказано, что образы составляют характерную и неотъемлемую часть психики, межу ними существует связь, позволяющая формировать картину мира и познавать мир. Формирование какого-либо действия ведет к формированию образа его предмета, а качественные характеристики этого образа являются характеристикой действия. В таком случае задача формирования образов и понятий становится вопросом о приобретении знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Большое значение имеют научные исследования, раскрывающие гносеологический подход к познанию в чувственных образах (С. П. Баранов, П. Я. Гальперин, Э. В. Ильенков, А. С. Канарский). Аксиологический подход к формированию чувственных образов рассматривали М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, В. Ф. Рябов. Роль семантики по данной проблеме изучалась учеными Г.Гадамер, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М.Хайдеггер. Анализ литературы позволил установить, что в синтезе обозначенные подходы и учения дают возможность перевести их в индивидуально-личностные для детей с расстройством аутистического спектра.
В результате изучения литературных источников был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции и психологические условия формирования чувственных образов и понятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра?
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования — обучающиеся начальной школы с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования — процесс формирования у младших школьников с РАС чувственных образов и понятий
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
− раскрыть тенденции и закономерности формирования у обучающихся начальных классов с РАС чувственных образов и понятий;
− охарактеризовать особенности процесса формирования чувственных образов и понятий у младших школьников с РАС;
− разработать и экспериментально обосновать технологию формирования у младших школьников с РАС чувственных образов и понятий.
Методы исследования и испытуемые
Исследование проводится в казенном общеобразовательном учреждении Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» с февраля 2019 года. Эксперимент не является завершенным, так как программа рассчитана на два года. Данные, приведенные при описании эксперимента, являются промежуточным мониторинговым срезом. В исследовании приняли участие обучающиеся начальной школы с расстройством аутистического спектра (РАС) в количестве 15 человек. При этом у троих школьников этот диагноз под вопросом (МКБ-10 (F84.01).
Методы исследования: исследование воображения, речи и поведения. Выбор именно этих психических познавательных процессов для исследования с целью выбора методов коррекции и формирования чувственных образов и понятий обусловлен тем, что характеристика детей с РАС опирается на нарушения этих процессов. При исследовании учитывалась совокупность данных нарушений. Отсутствие патологии хотя бы одного их процессов является основанием для неподтвержденного диагноза, а значит и формирование образов и понятий должно проводиться с другими условиями.
Для диагностики воображения использовались упражнения: «Вообрази, что ты художник» (диагностика воссоздающего воображения); «Представь, что будет, если на Земле не будет птиц» (диагностика преднамеренного, активного воображения): «Несуществующее животное» (соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов элементов или частей и создание из них нового, неизвестного объекта).
Для диагностики речи использовались упражнения: «Сказка с перепутанными предложениями»; «Вставь пропущенное слово в предложении»; групповая игра «Сплетница»; групповая игра «Сочиняем сказку по кругу».
Для диагностики поведенческих реакций использовался метод наблюдения (во время уроков и во внеучебное время).
Результаты и их обсуждение
Для того, чтобы детерминировать процесс формирования понятия мы поставили следующие задачи: выяснить действие, на основе которого будет формироваться новое понятие; определить формы, в которых должно происходить это действие; определить признаки понятия, на которое будет ориентироваться действие. Понятие, как и сформированные образы, может служить для разных целей, а его назначение — отражать действительность и ориентировать ребенка в отношении ее. Для усвоения понятия детьми с РАС мы ранжировали их в следующем порядке: этап материализованного действия; этап действия в речи; этап действия в уме.
Результаты формирования чувственных образов и понятий у младших школьников с РАС.
№ |
Февраль 2019 |
Май 2019 |
|
1 |
Социальный генезис высших психических функций (ВПФ). |
Управление поведением затруднено у 14-ти испытуемых |
Управление поведением затруднено у 11-ти испытуемых |
2 |
Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий |
В норме |
В норме |
3 |
Переработка кинестетической информации |
Праксис позы пальцев — низкий уровень |
Праксис позы пальцев — ниже среднего уровень. |
4 |
Переработка слуховой информации |
Низкий уровень слуховой концентрации внимания у всех испытуемых |
Низкий уровень слуховой концентрации внимания у 11-ти испытуемых |
5 |
Формирование зрительных образов |
Низкий уровень у 13 испытуемых |
Низкий уровень у 12 испытуемых |
6 |
Переработка полимодальной информации |
Ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация на низком уровне у 13 испытуемых |
Ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация на низком уровне у 11 испытуемых. |
7 |
Воображение |
Развито у троих испытуемых |
Развито у троих испытуемых |
Выводы по исследованию. Доказано, что на каждом этапе действие меняет свою форму и по содержанию оно усваивается, а по способу психологического существования формируется. У 12-ти обучающихся создание образов затруднено из-за нарушения в развитии воображения. Двое детей с поставленным диагнозом РАС имеют развитое воображение, создают образы, что ставит под сомнение поставленный диагноз. Создание образа — это превращение результата действия в непосредственное восприятие, т. е. новая ступень чувственного познания.
В процессе исследования выявлено, что в основе формирования чувственных образов и понятий у младших школьников с РАС лежит динамический стереотип обобщенного, сокращенного и автоматизированного умственного действия. В связи с чем, у обучающихся с РАС с сохранным интеллектом формирование чувственных образов и понятий более успешно, чем у обучающихся с сочетанными заболеваниями и несохранным интеллектом.
Литература:
- Ахутина Т. В. Дети с трудностями учения. «Начальная школа: плюс, минус». 2000, № 12, с. 20–25.
- Выготский Л. С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.1. М. Педагогика, 1982. С. 168–174.