В статье рассматриваются существующие подходы к определению пресс-релиза, как жанра PR-текста. Проводится анализ пресс-релизов Северного флота на соответствие ключевым признакам риторического жанра основании исследования Е. С. Рыженко.
Ключевые слова: пресс-релиз, PR-текст, имидж армии, Северный флот, риторический жанр.
Сегодня, как и ранее, каждое государство стремится утвердить в сознании собственного населения и народов других стран выгодное о себе представление. В связи с тем, что информация о положении дел в армии, о состоянии её боевой готовности, о положительных и негативных явлениях в армейской жизни влияют на общественное сознание, чувства людей и косвенно — на атмосферу и механизмы принятия и реализации решений в области обороны.
Создание положительного имиджа Вооруженных Сил не спонтанная, а долговременная и системная деятельность, требующая концептуального обоснования, координации и постоянного контроля. И в качестве одного из инструментов формирования положительного отношения общественности к армии, используется пресс-релиз, как основная жанровая разновидность PR-текста (от анг. public relations — связи с общественностью).
Несмотря на тот факт, что пресс-релиз, как жанр PR-текста, прошел свое развитие длиной в 116 лет (30 октября 1906 года основоположник современного PR Айви Ли выпустил первый пресс-релиз, информирующий общественность о трагичном происшествии на железной дороге Пенсильвании), до сих пор нет его единого определение, а также системы критериев его классификации. Это происходит в связи с тем, что каждый из исследователей выделяет различные подходы к изучению содержания текста пресс-релиза.
В целом, при разработке определения пресс-релиза, авторы склоняются к следующим тенденциям:
- Пресс-релиз = информационное сообщение.
- Пресс-релиз = это рекламный текст.
Создается ошибочное мнение, что PR-тексты, а вместе с ними и пресс-релизы, — это рекламные или продающие статьи или событийные сообщения. Однако сама система public relations — работа по формированию определенного имиджа в определённой социальной группе.
При этом, как отмечает в своей диссертации Е. С. Рыженко [3], пресс-релиз, как жанр имеет определенные признаки. Благодаря им формируется его неповторимый образ, соответствующий риторический модели жанра. Ключевые признаки позволяют, с одной стороны, последовательно создать соответствующий требованиям жанра текст, а с другой стороны, опознать представленный текст как отвечающий всем требованиям жанра.
По мнению автора, риторическая характеристика жанра, хотя и имеет некоторые общие признаки с сугубо журналистской, должна быть отделена от нее, поскольку отражает специфический подход, обусловленный общим назначением риторики как науки [3]. Опираясь на основные положения подхода Е. С. Рыженко, на соответствие ключевым признакам мной были проанализированы пресс-релизы Северного флота. Исследование проводилось на документах, отправленных Пресс-службой Северного флота в СМИ в 2017–2018 годах (всего около 760 шт.).
1) Прежде всего, учитывалась степень опоры на ценности адресата. Ведь чем больше сообщение затрагивает интересы, вкусы, взгляды и т. п. адресата, тем вероятнее, что оно будет им воспринято как новость.
Что касается пресс-релизов Северного флота, чаще всего в них фигурируют:
- Названия кораблей, воинских частей, подразделений.
- Имена и фамилии отличившихся сотрудников Министерства обороны.
Данная информация всегда интересна родственникам военнослужащих.
Например:
– Пресс-релиз от 5 марта 2018 года: «Сегодня в главной базе Северного флота — Североморске состоялась торжественная встреча из дальнего похода экипажа большого десантного корабля «Александр Отраковский», который полгода находился в дальнем походе в оперативно важных районах Средиземного моря».
– Пресс-релиз от 13 мая 2018 года: «Представитель 1469 Военно-морского клинического госпиталя Министерства обороны России участвует в Мурманском областном конкурсе врачей кардиологов «Всем сердцем».
Выпускница Военно-медицинской академии молодой специалист Влада Кабисова уже более трёх лет работает врачом-кардиологом в главном медицинском учреждении Северного флота. Вместе с пятью своими коллегами из государственных, муниципальных и коммерческих медицинских организаций она прошла в финал регионального конкурса, который состоится в Мурманске 19 мая».
– Пресс-релиз от 14 мая 2018: Сегодня в главной базе Северного флота — Северомрске начались военные сборы для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города. Сборы подлятся в течение недели на учебно-материальной базе воинских частей объединения ВВС и ПВО Северного флота.
2) Второй обязательный признак пресс-релиза обозначается как неординарность явления. Чем необычнее описываемое событие, тем более живой интерес оно вызовет.
Чаще всего в пресс-релизах Северного флота фигурирует информация о новых образцах вооружения и военной техники. Порой попадаются сообщения о нетипичных для военных будней событиях.
Например:
– Пресс-релиз от 16 марта 2018 года: «Военнослужащие Северного флота, проходящие службу в Арктике на островах Северного Ледовитого океана досрочно проголосовали на выборах Президента Российской Федерации.
Досрочное голосование прошло на базе «Северный клевер», дислоцированной на острове Котельный архипелага Новосибирские острова, в административно-жилищном комплексе «Арктический трилистник», расположенном на острове Земля Александры, архипелага Земля Франца-Иосифа, в воинских частях на острове Южный архипелага Новая Земля и острове Средний архипелага Северная Земля».
– Пресс-релиз от «28» апреля 2018 года: «Новейший ледокол Северного флота «Илья Муромец» выполняющий задачи ледовых испытаний, совершил первую проводку атомной подводной лодки. Успешно завершив работу в районе Карских ворот, экипаж судна совершил переход в горло Белого моря, где принял на сопровождение стратегический подводный крейсер «Юрий Долгорукий».
3) Чем выше ранг лица, от имени которого сделано заявление, чем известнее личность, тем больше вероятности, что пресс-релиз вызовет интерес. В связи с этим в новостях многих компаний есть сообщения, в которых упоминаются известные адресату персоны.
Что касается пресс-релизов Северного флота, то в большинстве сообщений фигурируют имя и фамилия командующего СФ. А также имена первых лиц города, области и страны.
Например:
– Пресс-релиз от 27 ноября 2017 года: «Сегодня командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов поздравил командование и личный состав отдела береговых войск флота и бригады морской пехоты с профессиональным праздником — Днём морской пехоты».
– Пресс-релиз от 19 января 2018 года: «Сегодня в штабе Северного флота под руководством командующего флотом адмирала Николая Евменова состоялось селекторное совещание по вопросам социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в местах базирования флота.
Помимо командного состава объединений, соединений и воинских частей флота, в селекторном совещании приняли участие губернатор Мурманской области Марина Ковтун, Председатель Мурманской областной Думы Сергей Дубовой, Глава администрации г. Мурманска Андрей Сысоев, ряд министров Правительств Мурманской и Архангельской областей, а также Главы администраций закрытых административно-территориальных образований и муниципалитетов, на территории которых базируются основные объединения и соединения Северного флота».
– Пресс-релиз от 2 марта 2018 года: «Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу вручил мурманскому филиалу Нахимовского военно-морского училища знамя — символ доблести и беззаветного служения Отечеству».
4) В журналистике считается, что материал, чтобы быть интересным для потребителя, должен обязательно содержать конфликт: серьезный спор или противоборство, разногласия по важным вопросам. Эта характеристика выявляет основное различие между журналистикой и связями с общественностью.
В пресс-релизах Северного флота достаточно часто описываются усилия министерства по преодолению стихийных бедствий, несчастных случаев и других чрезвычайных ситуаций, или о проведении соответствующих учений.
Например:
– Пресс-релиз от 3 апреля 2018: «На одном из полигонов в Мурманской области в районе поселка Щукозеро прошёл учебно-методический сбор с личным составом сапёрных подвижных групп разминирования.
В ходе практической части сбора военнослужащие отработали действия по проведению инженерной разведки на местности, подготовке взрывоопасных объектов к разрушению подрывным способом, а также осуществили практические подрывы различных учебных взрывоопасных предметов. Особое внимание было уделено мерам безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, подготовке и выполнении взрывных работ».
– Пресс-релиз от 6 июня 2018: «Экспедиционный отряд Северного флота начал движение по маршруту комплексной арктической экспедиции на архипелаге Новая Земля.
В первый день марша пройдено 64 километра по труднопроходимой местности. Во время движения личный состав экспедиционного отряда совершил дневной привал, выполнил намеченные исследовательские работы, а на ночной отдых остановился в устье реки Вадега».
Таким образом, можно сделать вывод, что показателям такого ключевого признака как «предмет жанра», пресс-релизы Северного флота соответствуют.
Литература:
- Агентство копирайтинга «Text iS» PR-текст: особенности написания имиджевых материалов 09.10.2014 http://textis.ru/pr-tekst/
- Киуру, К. В. Пресс-релиз для социальных медиа как источник информации в спортивной журналистике [Текст] / К. В. Киуру // Вестн. Кемеровск. гос. ун-та. — 2012. — № 3 (51). — С. 190–192.
- Рыженко Е. С. Виды интертекстуальности в пресс-релизах, размещенных в интернете: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Рыженко Екатерина Сергеевна; [Место защиты: ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»].- Волгоград, 2014.- 187 с.
- Широкова Е. В. Пресс-релиз как объект лингвистического и стилистического анализа // Известия ВГПУ. 2015. № 1.