Цель: Формирование представлений о свойствах глины.
Задачи:
- Расширение представлений детей о глине как о природном материале и об ее свойствах.
- Знакомство детей с разными видами глины, в каких случаях ее используют.
- Развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
- Воспитание аккуратности, бережному отношению к предметам из глины.
Материалы к занятию:
Простая и косметическая (белая, голубая, черная) глина сухая, глина готовая для лепки, глиняные горшки, кирпичи (красный и белый), глиняные игрушки, в том числе и художественные (гжель, дымковская, филимоновская). Одноразовые фартуки для проведения опытов, одноразовые стаканчики с водой, ложки одноразовые, салфетки влажные, бейджики каждому ребенку.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята здравствуйте, я пришла к вам сегодня не одна, а со своей давней знакомой Улиткой. Посмотрите на нее внимательно, из чего она сделана? (воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать улитку)
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, она из глины. Сегодня мы с вами будем сравнивать разную глину, поиграем с ней, узнаем какая она? Что можно из нее сделать? Кто знает, глина — что это такое? Откуда она берется?
(Ответы детей)
Воспитатель: Улита знает интересную сказку о глине, послушайте, она вам ее расскажет.
Улитка: Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.
Пришла к Твердой Глине Вода.
— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.
Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.
— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.
— Будем вместе, а сама испаряешься?
— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. Поэтому — Прощай!
— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твердой…
— Все правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твердость нужна.
Вода испарилась, а Глина задумалась.
Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым.
Воспитатель: Спасибо тебе, Улитка, за интересный рассказ, а теперь посмотрите ребята, что я для вас приготовила! (Дети рассматривают образцы различной глины.)
Воспитатель: Сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и подойдите поближе к столам.
Воспитатель: Что вы видите? Какого цвета глина?
(Ответы детей)
Воспитатель: А бывает глина и другого цвета. Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белая. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?
(Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с глиной и водой, если в первый стакан с водой, сначала насыпать сухую измельченную глину, в другой — мягкий кусочек глины, в третий — кусочек твердой глины, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?
Дети выдвигают различные гипотезы.
1 опыт
Каждый ребенок, сначала насыпает в стакан с водой сухую глину и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в стакане очень быстро становится мутной).
Воспитатель: Вчера в такую же сухую глину я добавила немного воды. Что получилось из неё сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Позже мы будем лепить, а сейчас еще поэкспериментируем.
2 опыт
Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек готовой для лепки глины, перемешивает воду палочкой (вода помутнела, глина растворилась, но медленнее).
3 опыт
Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек обожженной глины.
(вода прозрачная, глина не растворилась.)
Воспитатель: Глина используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас выставка глиняных экспонатов, как в музее, давайте внимательно глазками все рассмотрим. Все эти предметы сделаны из глины. (Рассматривание экспонатов выставки).
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами превратимся в гончаров. Я приготовила для вас глину, предлагаю слепить из нее друзей и подруг для нашей Улиты, она мне давно жаловалась, что у нее нет друзей.
Надевайте фартуки, закатывайте рукава. А перед началом работы разомнем наши ручки.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим, слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».
(Воспитатель объясняет детям правила работы с глиной. Далее всю практическую работу дети осуществляют вместе с воспитателем).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, Улита говорит вам большое спасибо, вы прекрасно потрудились, и все новые друзья ей очень нравятся. Ей понравился ваш детский сад, и она хотела бы у вас погостить. Оставите у себя в группе Улитку?