В законодательстве Российской Федерации представлено две формы, связанные с принудительным исполнением обязанности по уплате налогов, сборов, а также иных обязательных платежей и санкций: административное взыскание, проводимое по решению уполномоченных органов и судебный порядок. Бесспорно, каждая форма имеет свои процессуальные особенности, связанные с правовой формой обязательных платежей, подлежащих взысканию.
Существует множество различных суждений о том, что право внесудебного взыскания налоговой задолженности должно, безусловно, зависеть от природы налогового обязательства. При наличии установленных законом условий обязательство по уплате налогов и пени возникает автоматически и поэтому носит бесспорный характер. Однако обязанность налогоплательщиков платить штрафы возникает исключительно в связи с индивидуальным решением налогового органа, которое, в свою очередь, может являться ошибочным.
Из этого следует, что необходимо провести разделение режимов взыскания с одной стороны недоимки по налогам и пени, а с другой штрафов.
Однако, Налоговым кодексом РФ не учитывается как природа налоговых обязательств, так и основания ее возникновения при определении процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и санкций.
Федеральным законом от 04.11. 2005 № 137-ФЗ было введено право налоговых органов взыскивать недоимку по налогам, пени и штрафам не только с организаций, но и с индивидуальных предпринимателей. После вступления данного федерального закона в силу, налоговые органы были наделены правом взыскивать штрафные санкции в бесспорном порядке.
Согласно п.1 и п.3 ст. 46 НК РФ В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В случае недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика, взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Следовательно, данному этапу предшествует процедура, установленная ст. 46 НК РФ.
Данные способы административного взыскания налоговой обязанности являются равноценными и применяются последовательно. Следовательно невозможность взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, влечет применение иной процедуры взыскания налога и пеней.
Законодатель подразумевает, что применения административных мер исполнения налоговой обязанности в порядке, установленном ст. 47 НК РФ полностью исключает применение процедуры, согласно ст.46 НК РФ. Проведя анализ данных норм, мы видим, что процедуры, закрепленные в ст. 47 НК РФ представляют собой следующий шаг и применимый только в случае, если на банковских счетах должника недостаточно средств для исполнения налоговой обязанности. В противном случае решение налоговой инспекции о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика может быть оспорено в суде и, безусловно, суд встанет на сторону истца. В связи с этим налоговым органам необходимо последовательно пройти всю процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ и только в случае невозможности взыскания задолженности они вправе перейти ко второму этапу, подразумевающему изъятие имущества налогоплательщика. Однако, должна быть учтена сумма, взысканная на первом этапе.
По мнению некоторых авторов законодателем было проигнорировано существование налогового обязательство промежуточного характера. Подобную двойственную природу, по их мнению, имеет недоимка по налогам, начисленная в результате проведения камеральных или выездных налоговых проверок. Безусловно, данная задолженность базируется на прямом указании закона, но зачастую возникает правовой спор между налоговым органом и налогоплательщиком касательно наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение данного обязательства. Можно сказать, что безусловный порядок взыскания недоимки оправдан презумпцией правоты налоговых органом, что не всегда справедливо.
Очевидно, законодатель пытался учесть двоякую природу начисленной задолженности по обязательным платежам. Взыскание налога производится в судебном порядке с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика [1, пп.3 п.2 ст. 45].
Впрочем, эта норма охватывает малую часть случаев изменения суммы налогового обязательства. Ввиду сложности и расплывчатости формулировок данной нормы налоговые органы зачастую пытаются уклониться от ее применения путем одностороннего ее толкования.
Исходя из вышесказанного возникает потребность в ограничении права налоговых органов на бесспорное взыскания недоимки в тех случаях, когда обязательство исчислялось не налогоплательщиком, а налоговой инспекцией. Подобное ограничение может заключаться в даче налогоплательщиком, в отношении которого производится взыскание, письменного согласия на безусловное взыскание начисленных налоговиками сумм обязательных платежей и санкций, либо же в случае, если плательщик не обжаловал в установленный срок данное решение налогового органа.
Подробный анализ норм налогового законодательства позволяет выявить последовательность действий должностных лиц налоговых органов при применении мер принудительного исполнения обязательств налогоплательщика по уплате сумм налога и пени.
Административный порядок взыскания включает в себя следующие этапы: налогоплательщику направляется требование об уплате налога (сбора) пени, штрафа; наложение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика в банках; взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.
Таким образом, наличие различных способов взыскания задолженности по обязательным платежам и санкциям полностью обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, а также публичных интересов государства. Существует возможность в большинстве случаев индивидуально подходить к разрешению конкретного налогового спора, связанного с возникновением недоимки по уплате обязательных платежей и санкций. Безусловно, возможность административного взыскания налоговой задолженности должна зависеть от природы налогового обязательства.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
- Налоговое право; Проспект — Москва, 2018. — 376 c.
- Финансовое и налоговое право. Практикум; Норма — Москва, 2017. — 240 c.
- Тедеев, А., Парыгина, В. А. Налоговое право России; Юрайт — Москва, 2016. — 464 c.
- Вылкова, Е. С. Налоговое планирование; Юрайт — Москва, 2018. — 640 c.
- Невская, М. А., Шалагина М. А. Налоговое администрирование; Омега-Л — Москва, 2017. — 256 c.