В предмете рассмотрения данной статьи находится феномен развития бьюти-аддикций (зависимости от красоты) у подростков посредством активного пользования социальными сетями. На основе данных проведенного исследования выделены причины возникновения бьюти-аддикций под влиянием сети Интернет.
Ключевые слова: бьюти-аддикция, социальные сети, зависимость, подростки.
Принимая во внимание стремительное развитие информационных систем и Интернет-пространства, для обозначения населения планеты приемлемо новое название — пользователи. Социальные сети в наше время доступны практически каждому. Каждый современный человек имеет смартфон и уже не может существовать без социальных сетей и мессенджеров, позволяющих ему всегда оставаться на связи и быть в курсе всех происходящих новостей. Однако, реальность такова, что прогресс всегда имеет свою теневую сторону. В данной статье мы рассмотрим влияние социальных сетей на развитие нового вида нехимической зависимости — бьюти-аддикции.
Бьюти-аддикция (в переводе с английского — зависимость от красоты) — относительно новое и неизведанное направление в предмете изучения психологии зависимого поведения, которое заключается в повышенном внимании индивида к своему внешнему виду и непреодолимом желании к его постоянному улучшению. Данная зависимость имеет множество проявлений, таких как стремление к худобе (анорексия), чрезмерное использование косметики и бьюти-процедур, пластической хирургии (юномания), зависимость от загара (танорексия), постоянное непреодолимое желание заниматься спортом и фитнесом (фитнесмания). Как и при любой другой аддикции, бьюти-зависимый стремится уйти от реальности, пытаясь искусственным путем изменить свое тело, и как следствие психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [2, с.85].
На наш взгляд, в группу риска бьюти-зависимых попадают подростки, являющиеся активными пользователями социальных сетей. «ВКонтакте», «Инстаграм», «Твиттер» и другие соц.сети заполнены фотографиями красивейших людей и их идеальной жизни. Так, просматривая такой контент, в восприятии подростков отлично срабатывает принцип контраста. Исследования, проведенные в государственных университетах штатов Аризона и Монтана, показали, что человек может быть менее удовлетворен своей физической привлекательностью по причине сравнения себя с моделями, демонстрируемых в СМИ [3, с.29].
Виртуальное пространство занимает большую часть свободного времени подростков, т. к. оно является зоной поиска друзей и общения с ними. Обеспечивая коммуникативную функцию, социальные сети помогают в самореализации и самопрезентации [1, с.208]. Кроме того, характерной чертой подросткового возраста является неустойчивая психика, подверженная внешним воздействиям. Поэтому очень быстро подросток становится зависимым от одобрения сверстников, выражающих свое мнение через лайки и комментарии. Наличие недостаточного уровня социальной оценки подталкивает подростка к изменениям внешности.
В рамках данного исследования нами был проведен опрос, в котором приняли участие 23 девушки и 12 юношей г.Уфы в возрасте от 12 до 17 лет, являющиеся активными пользователями социальных сетей «ВКонтакте» и «Инстаграм». Были получены следующие результаты:
Таблица 1
№п/п |
Вопрос |
«Да» |
«Нет» |
1 |
Выложив в соц.сеть новое фото, Вы часто проверяете количество лайков? |
77 % (27 человек) |
23 % (8 человек) |
2 |
Следуете ли Вы моде? |
54 % (19 человек) |
46 % (16 человек) |
3 |
Можете ли Вы выйти на улицу без макияжа/прически/в старой одежде? |
57 % (20 человек) |
43 % (15 человек) |
4 |
Бьюти-процедуры повышают Вашу самооценку больше, чем что-либо еще? |
83 % (29 человек) |
17 % (6 человек) |
5 |
Пользовались ли Вы услугами солярия/автозагаром? |
26 % (9 человек) |
74 % (26 человек) |
6 |
Сидели ли Вы на диетах? |
51 % (18 человек) |
49 % (17 человек) |
7 |
Хотели бы Вы изменить что-либо в своей внешности, если бы была возможность? |
86 % (30 человек) |
14 % (5 человек) |
Также, респондентам был задан вопрос «Какие источники наталкивают Вас на изменение собственной внешности?». Получены следующие ответы:
- Социальные сети («Инстаграм», «ВКонтакте») — 49 % (17 человек);
- Сериалы — 23 % (8 человек);
- Кумиры — 17 % (6 человек);
- Телевидение — 11 % (4 человека).
Таким образом, исследование позволило установить, что наибольшее влияние на формирование бьюти-аддикций оказывают социальные сети. Также, на основе полученных результатов мы выделяем следующие причины возникновения бьюти-аддикций:
- Заниженная самооценка. Подростковый возраст — это период становления самооценки. Именно в этом возрасте происходит осознание себя, как части социума. Однако чаще всего подростку свойственны завышенные требования к самому себе. Заниженная самооценка как фактор возникновения бьюти-аддикции объясняется тем, что подросток, не принимая свой внешний вид, уходит в мир искусственной красоты, представленный в социальных сетях.
- Способ социализации. Стремясь к общественному одобрению, подростки чаще склонны следовать за идеалами, почитаемыми в обществе и транслируемыми через Интернет-пространство. Уподобление себя массе рассматривается как способ успешного вхождения в общество и адаптации в нем.
Психологически корректное разрешение именно этих проблем могут способствовать предотвращению возникновения бьюти-аддикции. Социальные сети уже имеют влияние не только на внешний вид и поведение подростков, но и на их ценности и мировоззрение. Поэтому очень важно создавать благоприятное психологическое пространство для развития личности. Воспитание подростка должно опираться на осознание собственной индивидуальности и неповторимости, ведь только тогда может сформироваться здоровая целостная личность, а, следовательно, устойчивое духовно-развитое общество.
Литература:
1. Вараксин А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель ХХI век. 2016. № 2.;
2. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.;
3. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Роберт Чалдини; [пер. с англ. О. С. Епимахова]. — М.: Эксмо, 2014. — 416 с.