Введение. Внастоящее время планирование цепочки поставок является основной исследовательской задачей для успешного удовлетворения потребностей клиентов при одновременном повышении эффективности работы. Планирование цепочки поставок задает направление товарных потоков для эффективного баланса спроса и предложения на совокупном уровне в среднесрочном горизонте планирования с учетом заданной структуры местоположения объекта, мощностей, потребительского спроса и количества заказов. Также важной задачей является защищать и оберегать цепочку поставок от разрушающих факторов и снижать ее уязвимость к сбоям. Фактически, в результате глобализации управление цепочками поставок стало более сложным.
Основные проблемы, возникающие вцепочках поставок
Управление цепями поставок является уникальным, так как объединяет большое количество компаний и зависит от различных факторов.
Практика показывает, что основными источниками проблем являются:
– Материальный поток (запасы, груз, продукция);
– Отношения;
– Информационный поток (электронный обмен данными).
Также выделим основные проблемы, возникающие в цепях поставок:
Конфликт в отношениях; безопасность; несвоевременность; колебания спроса; неточность; недостаток ресурсов; недоиспользование ресурсов.
Обзор литературы. В статье [1] рассматривается модель системной динамики в качестве эффективного количественного подхода для анализа влияния осуществления и одновременного распространения нарушений, вызванных террористическими актами, на производительность цепочек поставок. Авторы исследования говорят о сложности и уязвимости к сбоям в цепях в связи с увеличением потока товаров, информации, финансовых ресурсов и многочисленных интерфейсов.
В статье [2] авторы также исследуют распространение сбоев по цепочкам поставок, считая эту проблему критически важной, так как она приводит к экономическому ущербу для каждой организации, и при этом снижает конкурентоспособность национальной логистики. Это исследование предоставляет числовые значения с точки зрения важности проблемы безопасности в Латинской Америке.
Исследуемая модель основана с помощью математической модели, приведенной в статье [3]. Авторы используют симуляцию и эксперименты с продажами пива, чтобы проверить влияние различных способов заказа при различных настройках процесса поставки в последовательной цепочке поставок. В статье показано, что эффект кнута встречается не во всех случаях и находят существование обратного эффекта кнута, в котором изменение заказа увеличивается по мере продвижения от поставщика до потребителя в цепочке поставок.
Также для устранения последствий сбоев важно уметь правильно управлять запасами и самой динамической системой. В статье [4] рассматривается одна из наиболее распространенных задач динамического принятия решений — регулирование состояния запаса или системы. В такой задаче менеджер стремится поддерживать количество запасов на определенном целевом уровне или, по крайней мере, в приемлемом диапазоне.
Математическая модель. В данной работе рассматривается динамическая логистическая сеть, которая связывает несколько организаций: поставщика сырья, поставщика комплектующих и производителя. В исследуемой модели добавлен склад к каждому этапу данной сети. В текущей задаче международная граница находится между поставщиком сырья и поставщиком комплектующих. Она также является основным источником сбоев в цепочке поставок. В модели учитываются уровень запасов, спрос, задержки в поставках на каждом этапе цепочки поставок.
Целевой функцией является общая стоимость, создаваемая для каждого этапа.
Результаты. Для того, чтобы понять, как система справляется со сбоями, рассмотрены результаты алгоритма работы цепочки поставок с учетом сбоев разной продолжительности.
На данном графике показана зависимость общей стоимости хранения и издержек на этапе, на котором был вызван сбой с количество дней сбоев системы. Рассмотрели 5 состояний системы без сбоев и со сбоями продолжительностью 1, 2,3, 4 дня соответственно.
На этом графике можно заметить, что сбои продолжительностью от 1 до 3 дней не несут существенных потерь. Разница между общей стоимостью сети без сбоев и общей стоимостью сети со сбоями в один день равна 20 696 000 у.е., что является 26,5 % от общей стоимости (ОС). Разница между ОС сети со сбоями в 1 и 2 дня равна 20 373 000 у.е., что 20,6 % от общей стоимости для второго рассмотренного случая. Разница между ОС сети со сбоями в 2 и 3 дня равна 90 610 000 у.е., что является 76 % потерь от ОС. В то время как разница между стоимостью в системе со сбоями в 3 и 4 дня равна 697 879 000 у.е.. Это 332 % потерь.
В следующей таблице представлена разница в общей стоимости сети между соседними состояниями системы.
Без сбоев и сбой в 1 день |
26,5 % |
Сбои в 1 и 2 дня |
20,6 % |
Сбои в 1 и 3 дня |
76 % |
Сбои в 3 и 4 дня |
332 % |
Вывод. Заметно что при непродолжительных сбоях система является достаточно устойчивой и не несет существенных потерь в общей стоимости. Также в случае длительных сбоев заметна нестабильность уровня заказов, в связи с этим значительно увеличивается уровень запасов на складе. В результате, суммарный заказ становится неустойчивым, что приводит к большим затратам на хранение товаров.
Литература:
- Bueno-Solano, A. Dynamic impact on global supply chains performance of disruptions propagation produced by terrorist acts / A. Bueno-Solano, M. G. Cedillo-Campos; Transportation research part E: logistics and transportation review 61: 1–12, 2014.
- Cedillo-Campos, M. G. Supply chain disruptions propagation caused by criminal acts / M. G. Cedillo-Campos and other; Journal of applied research and technology: 684–694, 2014.
- Ying Rong. The impact of ordering behavior on order-quantity variability: A study of forward and reverse bullwhip effects / Ying Rong, Zuo-Jun Max Shen, Lawrence V. Snyder; Flexible services and manufacturing journal 20(1): 95–124, 2009.
- Sterman John D. Modeling managerial behavior: misperceptions of feedback in a dynamic decision-making experiment / Management Science 3 (35): 321–339, 1989.