Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с 01.07.2018 года изложен в новой редакции, представляющей собой очередной этап проводимой Правительством РФ реформы закупок отдельных видов юридических лиц [1]. Изменения, вступившие в силу, вводят новые возможные способы закупок, ужесточают процедуры проведения закупок, устанавливают требования к составу Положения о закупках. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании новой классификации способов закупки, их назначении в целях соблюдения законности при осуществлении закупочной деятельности предприятия.
Ключевые слова: закупка, положение, заказчик, единственный поставщик, запрос предложений, способ закупок.
Проведение закупок отдельными видами заказчиков регулируется нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту — Закон № 223-ФЗ), который регулирует основные этапы планирования и проведения закупочных процедур.
Каждый заказчик, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, обязан разработать Положение о закупке — документ, который регламентирует его закупочную деятельность (ч. 2 ст. 2). В указанном документе заказчик подробно описывает как, каким способом, в каком случае он проводит ту или иную закупку. Данное Положение должно быть опубликовано в единой информационной системе закупок (далее по тексту — ЕИС).
Внося те или иные собственные уникальные правила в процесс проведения закупок, заказчик должен помнить, что такие нововведения должны соответствовать целям законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, в том числе:
− обеспечение единства экономического пространства;
− создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;
− эффективное использование денежных средств;
− расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;
− развитие добросовестной конкуренции;
− обеспечение гласности и прозрачности закупки;
− предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
С 01.07.2018г. года Федеральным законом от 31.12.2017г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена в действие новая редакция Закона № 223-ФЗ (далее по тексту — Закон № 505-ФЗ). При этом нормы Закона № 505-ФЗ (ч.3 ст.4) прямо обязывают каждого заказчика привести свое Положение в соответствии с новой редакцией Закона № 223-ФЗ в срок не позднее 01.01.2019 года. Причем, при внесении изменений в Положение (или размещении новой редакции Положения) заказчику необходимо указать в програмно-аппаратных средствах ЕИС способы закупок, предусмотренные Положением. В свою очередь эти способы закупок должны соответствовать способам, которые предусмотрены Законом № 223-ФЗ и собственно Положением заказчика. Если заказчик не указал эти способы закупок в ЕИС или допустил ошибки при их указании, то ЕИС распознает Положение, как не соответствующее Закону.
Положения о закупке, не подвергшиеся корректировке согласно новым требованиям, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в ЕИС (ч.3 ст. 4 Закона № 505-ФЗ), что влечет за собой административную ответственность, а именно наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 5 ст.7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Должностными лицами при этом являются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок (ст.2.4 КоАП РФ).
Не размещение в ЕИС корректного Положения не влечет за собой правовых последствий, так как законодатель не прописал их в тексте Закона № 505-ФЗ, как это сделано в ч.8.1. ст.3 при невыполнении обязанностей по осуществлению закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства [2].
На сегодняшний день заказчики, которые не привели свое Положение в соответствие с действующим законодательством и не опубликовали его, самостоятельно могут устранить эту ошибку посредством функционала ЕИС, при этом нужно учесть, что для успешной работы по обновленному закону необходимо провести системный анализ новой классификации способов закупки.
Бездумное корректирование Положения путем копирования статей новой редакции Закона № 223-ФЗ без правильного понимания его новелл может значительно усложнить финансово-хозяйственную деятельность заказчика, тогда как грамотное применение новых требований закона поможет составить Положение о закупках, приведет к повышению эффективности закупочной деятельности, а также облегчит работу сотрудников, непосредственно связанных с осуществлением процедур закупок, позволит избежать претензий контролеров и жалоб участников.
Закон № 223-ФЗ в редакции, действующей до 01.07.2018г., предусматривал следующую классификацию способов закупки:
- конкурс;
- аукцион;
- иные способы закупки
Первые два способа — торги — являлись обязательными для включения в Положение о закупках, иные способы закупки включались в Положение на усмотрение заказчика (например, запрос цен, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика).
Глобальные поправки в Закон № 223-ФЗ о закупках вводят в действие новую квалификацию способов закупки. Вводятся понятия «конкурентные закупки» и «неконкурентные закупки».
Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (обязательные способы);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям к конкурентной закупке (на усмотрение заказчика).
Стоит заострить внимание, что запрос котировок и запрос предложений становятся торгами, что налагает на заказчика соответствующий объем гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора по результатам применения этих форм торгов. Это не противоречит Гражданскому кодексу, который устанавливает, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Неконкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (обязательный способ);
2) иными способами, установленными положением о закупке (на усмотрение заказчика).
Таким образом, новая редакция Закона № 223-ФЗ вместо двух обязательных способов устанавливает пять обязательных способов закупок.
На первый взгляд новая классификация кажется похожей на предыдущую, т. к. большинство заказчиков прописывали в своих положениях указанные процедуры закупок. Однако, меняется принципиальный подход к способам закупок.
Ранее под «конкурентными закупками» понимались закупки, за право победить, в которых боролись несколько участников, то есть присутствовала конкуренция, а под «неконкурентными» — закупки у единственного поставщика.
Согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения либо посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Закона № 223-ФЗ;
2) обеспечивается конкуренция между участниками закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют признакам конкурентной закупки.
То есть в настоящее время наличие конкуренции не является единственным условием для отнесения способа закупки к конкурентному, необходимо соблюдение еще двух условий.
И наоборот, присутствие конкуренции при отсутствии соответствия описания предмета закупки не делает закупку конкурентной в понимании Закона № 223-ФЗ.
С точки зрения логики, такая классификация является абсурдной, но дает возможность заказчику прописать в своем Положении закупку по логике являющейся конкурентной, но согласно букве закона таковой не являющейся.
Самыми удобными способами закупок с точки зрения заказчика до 01.01.2019 года являлись запрос цен и запрос предложений. Эти способы не являлись торгами, а значит, не было обязательств по заключению договоров и срокам их заключения, не было обязательных правил описания предмета торгов, а также эти закупки могли проводиться в электронной и неэлектронной формах. После внесения изменений в Закон № 223-ФЗ заказчик оказался в ситуации, когда проведение любой конкурентной закупки для него представляет сложность из-за строгой регламентации.
Но на сегодняшний день тот же 223-ФЗ дает заказчику возможность уйти от использования строго регламентированных закупок, достаточно только прописать в Положении иные неконкурентные закупки, помимо закупок у единственного поставщика, установив условия их применения.
Такими неконкурентными неторговыми способами могут быть запрос цен, запрос оферт и другие. При включении этих способов в Положение о закупках заказчик может предусмотреть неэлектронные формы данных закупок, а при описании предмета закупки не руководствоваться строгими требованиями части 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Итак, закон не обязывает заказчика использовать обязательные способы закупок, а возлагает на него обязанность предусмотреть их в своем Положении. То есть заказчик волен сам выбирать способ осуществления конкретной закупки. И на практике заказчики чаще выбирают неторговые процедуры, которые по смыслу являются конкурентными (это соответствует его экономическим интересам), но по букве закона таковыми не являются, что делает процесс закупки комфортным.
Литература:
- Дон В. В. Главное изменение в 223-ФЗ с 01.07.2018 г.: торговые и неторговые процедуры закупок и их значение для корректировки положения о закупке. — http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/glavnoe-izmenenie-v-223-fz-s-01072018-g-torgovye-i-netorgovye-procedury-zakupok-i-ih-znachenie-dlya-korrektirovki-polozheniya-o/ (дата обращения 14.06.2019).
- Дон В. В. Обзор конкурентных способов закупок в новой редакции 223-ФЗ от 01.07.2018 года. — https://otc.ru/academy/articles/17052018_veb (дата обращения 12.06.2019).
3. Трефилова Т. Н., Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — «Деловой двор», 2018 г.