В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, закрепляются характерологические черты. Поэтому, важно своевременно производить коррекцию по снижению агрессии у детей, чтобы она не превратилась в такую стабильную черту личности, как агрессивность.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, дети младшего подросткового возраста, умственная отсталость, особенности.
The article presents the results of the study of aggressive behavior in adolescents with mild mental retardation. The relevance of the study is determined by the fact that it is at this age that adolescents begin to form an accentuation of character, character traits are fixed. Therefore, it is important to make timely correction to reduce aggression in children, so that it does not become such a stable trait of personality, as aggressiveness.
Key words: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, children of early adolescence, mental retardation, features.
Проблема агрессивного поведения у подростков всегда интересовала многих психологов, ученых, родителей, и поэтому является весьма актуальной в настоящее время. Агрессивное поведение подростков — это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.
Агрессия определяется как поведение, которое направленно на нанесение психологического или физического вреда. Соответственно, агрессивное поведение — это мотивированное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей и наносит моральный или физический вред объектам нападения, вызывающий у них психологический дискомфорт.
Под агрессивностью понимается свойство личности, которое заключается в предпочтении и готовности применении насильственных средств для реализации своих целей. Агрессивные проявления — это проявление агрессивности в деструктивных действиях, которые направлены на нанесение вреда определенному лицу.
Одна из наиболее распространенных типологий агрессии предложена А. Бассом и А. Даркой. Ученые выделили следующие виды агрессии: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); косвенная; направленная (сплетни, злобные шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная манера поведения).
Агрессивное поведение подростка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В результате анализа психолого-педагогической литературы мы можем выделить основные причины агрессивного поведения младших подростков: агрессия как реакция на унижение достоинств ребенка; агрессия как следствие ограничения самостоятельности; агрессия как черта характера; агрессия как проявление соперничества между детьми; агрессия как проявление комплекса неполноценности; агрессия как результат гнетущего переживания неудач в достижении цели; агрессия как результат негативного влияния семейного воспитания; агрессия как результат наказаний.
У подростков с легкой степенью умственной отсталости наиболее выражена физическая агрессия (удары, порча имущества и т. д.), вербальная агрессия (сквернословия), аутоагрессия (нанесение травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса), вспыльчивость в речи (могут резко нагрубить). А также более всего выражен негативизм в физических действиях (все делают наоборот, мешают работать, отказываются от занятий и т. д.).
В различных социальных институтах агрессия проявляется по-разному. В семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания, дети чаще всего становятся агрессивными. В школе на требования педагогов часто реагируют неконтролируемыми вспышками ярости: бросают учебники, опрокидывают парты, кричат. Ссоры, драки, сквернословия, взрывы ярости являются наиболее распространенными формами агрессивного поведения в школе среди детей младшего подросткового возраста с легкой умственной отсталостью. Вместе с физической агрессией довольно часто отмечается и вербальная агрессия. Агрессивное поведение может проявляться у подростков в стычках между отдельными компаниями из-за территориальных сфер влияния (дворы, клубы, спортивные площадки и т. д.). Жестокость для них — своеобразный способ самоутверждения. Именно она, к сожалению, остается характерной чертой группового поведения подростков.
Принимая во внимание тот факт, что агрессивность формируется в процессе ранней социализации ребенка (главным образом, в детском и подростковом возрасте), следовательно, именно этот возраст является наиболее благоприятным для профилактики и коррекции деструктивного поведения.
Исходя из возраста детей, учитывая специфику их нарушения, была подобрана диагностическая программа. Входящие в данную программу методики направлены на изучение особенностей проявления агрессии у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости.
Респондентами выступили младшие подростки с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 12 лет.
Программа, направленная на изучение особенностей проявления агрессии у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости включала следующие методики: методика «Кактус» (М. А. Панфилова), «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» (детский вариант), «Шкала реактивной и проактивной агрессии Э. Роланд и Т. Идсье», Опросник А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого», Тест-опросник родительского отношения (А.Я Варга, В. В. Столин).
По результатам методики «Кактус» (М. А. Панфилова) было выявлено, что у половины детей агрессия выступает в форме враждебности, у других как определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности.
По данным методики «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» (детский вариант) проявлялась активность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я». Отмечалась враждебность к своему окружению: в некоторых ситуациях дети прибегали к словесным оскорблениям в адрес другого человека, либо к применению физической силы.
По результатам методики «Шкала реактивной и проактивной агрессии Э. Роланд и Т. Идсье», отмечено, что у всех детей выявлен высокий уровень проактивной агрессии, связанной с аффилиацией. Это говорит о том, что подростки могут совершать враждебное наступательное действие по отношению к другому человеку, чтобы занять определенное положение в обществе. Они редко понимают и осознают свои поступки, именно поэтому такой ребенок в процессе социализации будет усваивать опыт ближайшего окружения, так как дети с умственной отсталостью имеют склонность к подражанию.
П результатам опросника А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» у детей ярко выражена вербальная агрессия, направленная как на сверстников, так и на взрослых. Они могут оскорбить, выражаться нецензурными словами. У большинства выявлено наличие невербальной агрессии, т. е. могут напугать или замахнуться на другого, но не ударить. Все дети проявляют агрессию на действия других, например, если их обидели или, даже, случайно толкнули. Ситуация совместной деятельности обычно не провоцирует у них агрессивное поведение, но они способны толкнуть сверстника на глазах у всех.
Также, у этих подростков более всего выражен негативизм, который проявляется в стремление сделать что-то назло другим.
По результатам Тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В. В. Столин) можно сделать вывод о том, что у половины из детей в семье преобладает повышенный контроль. У другой половины, наоборот, недостаток внимания. Дисгармоничные отношения между родителями и детьми, деформация системы ценностей в семейных отношениях, чрезмерная строгость, эмоциональная холодность родителей нередко способствуют формированию внутреннего психического напряжения у ребенка, которое может разряжаться посредством агрессивного поведения.
Из вышесказанного мы делаем вывод о том, что у всех детей имеется склонность к физической и вербальной агрессии, которая может быть направлена и на сверстника, и на взрослого. Подтверждается вероятность того, что агрессия связана с атмосферой в семье, где преобладает наличие сверх контроля, либо наоборот, недостаток внимания. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, поэтому детям требуется помощь в овладении собственным поведением.
На основе результатов диагностического исследования была разработана программа, которая направлена на снижение физической и вербальной агрессии в целом для детей младшего подросткового возраста с умственной отсталостью, а также на развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения и взаимодействия с окружающими.
Программа состоит из специально организованных занятий, состоящих из коррекционных упражнений, игр, релаксационных техник, ролевых проигрываний моделей поведения, тематического рисования и физ. минуток и составлена с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу программы вошли игры и упражнения следующих авторов: Шеина О. Н., Токарская А. В.
Во время реализации коррекционно-развивающей программы было проведено лекционное занятие с родителями подростков на тему того, как общаться с агрессивным ребенком. Тема лекции: «Детская агрессия: как вести себя родителям?». А также родителям были выданы брошюры с рекомендациями по общению с такими детьми. С педагогами школы проводилась просветительская лекция на тему: «Ребенок повел себя агрессивно. Что делать?».
После реализации коррекционно-развивающей программы был проведен промежуточный диагностический срез, который показал, что общий уровень агрессии у умственно отсталых подростков младшего подросткового возраста не изменился. Но, несмотря на данные показатели, стоит заметить, что у данной группы детей прослеживается динамика снижения агрессии с точки зрения количественных показателей, которые приближаются к норме.
Из этого можно сделать вывод, что программа по снижению агрессии у детей младшего подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости является эффективной, но необходимо более длительная реализация данной программы.
Литература:
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. М.: МПСИ, 1998. 104 с.
- Формы и методы профилактики детской и школьной агрессии. Научно-методические рекомендации / Н. М. Платонова. СПб.: Питер, 2013. 320 с.